Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Активизация познавательной деятельности учащихся во внеурочное время

Дата публикации: 2023-01-10 00:07:43
Статью разместил(а):
Плохотнюк Алла Сергеевна

Активизация познавательной деятельности учащихся во внеурочное время

Автор: Плохотнюк Алла Сергеевна

МБОУ "СОШ № 14", г. Воронеж

 

Аннотация: В статье рассказывается о влиянии познавательной деятельности на всестороннее развитие процессов сознания школьников. Рассматриваются принципы педагогики, лежащие в основе внеурочной работы, и требования, предъявляемые к её организации.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

 

Требования ФГОС  выдвигают на первый план развивающую функцию обучения, способную обеспечить становление личности младшего школьника и раскрыть индивидуальные способности. Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и ситуаций.

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемого предмета [3, с. 62].

Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания.  

В процессе обучения, в своей учебно-познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельности, активной позиции, а учебная деятельность в целом всегда дает более плодотворные результаты. То есть целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств их личности. Одно из таких качеств – познавательная активность, которая проявляется в направленности и устойчивости познавательных интересов, стремлению к эффективному овладению знаниями и способами деятельности.

Для того чтобы познавательная деятельность детей имела наибольшую эффективность, педагогу при организации своей работы необходимо помнить о некоторых принципах. Прежде всего, речь идет о принципе единства эмоционального и интеллектуального.

С наибольшим успехом используются такие приемы, как рассказ педагога, наблюдение детей за его действиями, рисование, слушание произведений различных жанров, просмотр обучающих фильмов, практические действия детей, связанные с проведением опытов и исследований самого разного характера.  

Активизация познавательной деятельности детей наблюдается всегда в том случае, когда педагог берет к себе в союзницы игру. Такая организация познавательной активности посредством игрового метода предполагает выполнение условий: содержание игр должно носить познавательный характер, игра преследует решение конкретной учебной задачи, новизна и привлекательность игрового сюжета, дети должны поучаствовать в создании новой для себя игры.

Грамотно организованная познавательно-исследовательская деятельность постепенно формирует у детей жажду творчества, потребность к познанию. К этому моменту можно предлагать детям самостоятельное выполнение работ, связанных с исследованиями, поиском информации, выдвижением гипотез и так далее. Дети активно берутся за выполнение подобных работ в домашних условиях [2, с.35]. 

Познавательная деятельность учащихся не заканчивается порогом школы. По окончанию уроков вступает неотъемлемый компонент системы образования – систематическая внеклассная и внешкольная воспитательная работа с учащимися. 

Следует обратить внимание на то, что в процессе организации по ФГОС внеурочной работы необходимо учитывать психологические особенности личности и коллектива. Уровень его развития, степень организационного, психологического, интеллектуального и эмоционального единства, направленность деятельности коллектива на отношения между его членами, эмоциональное состояние класса во время выполнения задач по внеклассной работе [1, с.35].

Внеурочной работой называются различные воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки учебных программ и проводимые школой во внеучебное время для удовлетворения и развития интересов и способностей учащихся.

Целями такой работы являются :расширение и углубление знаний, умений и навыков; стимулирование интереса учащихся к изучению предмета; всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы.

Внеурочная работа проводится в свободное время с целью развития интересов и способностей личности, удовлетворения её потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укреплении здоровья.

Внеурочная работа тесно связана с учебно-воспитательным  процессом в школе, с воспитательной работой по месту жительства и осуществляется преимущественно  внешкольными  учреждениями ( Дома культуры, музеи, Центры развития детского творчества и т.п.). В этих учреждениях работает большое количество кружков, секций и объединений, где каждый ребенок находит себе занятие по душе.  

В основе внешкольной работы лежит целый комплекс принципов педагогики. Таких как: 

Добровольность внеурочной работы обеспечивается тем, что ученики сами выбирают ту форму внеклассных занятий, которая их интересует. 

Принцип общественной направленности  предполагает, что содержание работы кружков, секций будет носить общественно значимый характер и будет связан с достижениями современной науки, техники, культуры и искусства. 

Принцип инициативы и самодеятельности требует, чтобы в ходе воспитательной работы в полной мере учитывались пожелания самих школьников, чтобы в ходе проведения мероприятий каждый ученик выполнял бы определённый вид деятельности. 

Принципиальным требованиям к внеурочной работе является использование игровых форм деятельности, занимательности, эмоциональных ситуаций.  

В современных условиях особую значимость приобретает принцип развития изобретательства, детского технического, художественного творчества. В ходе занятий перед учащимися должны ставиться задачи поискового, изобретательского характера. 

Важным требованием к внеурочной работе является учёт возрастных и индивидуальных особенностей участников этой деятельности. 

Внеурочная работа должна чётко планироваться, строиться на основе преемственности [3, с. 39]. 

Принцип взаимодействия различных видов и форм внеурочной работы связан с требованием комплексного подхода к воспитанию. 

Таким образом, нельзя отделять учебную и внеурочную деятельность, они находятся в единстве и взаимосвязи, эффективная внеурочная работа приведет к развитию познавательной активности учащихся начальной школы. 

 

Список литературы:

1. Гаврилычева  Г.Ф. Развитие познавательной активности школьников во внеклассной работе // Начальная школа №12. М.: Просвещение, 2010. 60 с.

2. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 2009. 169 с.

3. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: кн. для учителя. М.: Просвещение, 2009. 150 с.

 

. . . . .