Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Музыка и мозг

Дата публикации: 2023-01-11 18:44:46
Статью разместил(а):
Родионова Ирина Анатольевна

Музыка и мозг

Автор: Родионова Ирина Анатольевна

МБУ ДО ДДЮТ «Планета талантов», г.о. Лобня

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о влиянии музыки на мозг человека, значении музыки для развития положительных эмоций. Свойства музыки вызывать всевозможные чувства, влияние на наши эмоциональные состояния и организм человека.

Ключевые слова: музыка, мозг, эмоциональный эффект, музыкальная вовлеченность.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

 

Одно из самых удивительных качеств мозга – его изменчивость. Все, что мы чувствуем, изучаем и делаем, заставляет наш мозг непрерывно меняться в течение всей нашей жизни.

Когда мы вечером ложимся спать, наш мозг уже немножко не такой, каким был, когда мы проснулись утром того же дня. Это качество называется нейропластичностью. Именно благодаря нейропластичности, то есть способности мозга изменяться, мы можем узнавать новое всю жизнь.

Музыка имеет особое свойство – она вызывает всевозможные чувства и очень точно передает эмоциональную информацию. Благодаря этому музыка является идеальным инструментом для изучения эмоций в мозге. Ведь мы слушаем ее именно мозгом, а не ушами.

Музыка обладает уникальной способностью вызывать богатый спектр эмоций – от страха до радости и печали. При этом эмоции сопровождаются такими физиологическими реакциями, как изменение частоты пульса и электрической активности кожи или даже ознобом и мурашками. При этом самочувствие человека не ухудшается. Когда люди слушают любимую музыку, с помощью таких технологий, как магнитно-резонансная терапия и позитронно-эмиссионная томография, можно наблюдать за активацией системы поощрения мозга. И напротив, те отделы мозга, которые отвечают за дискомфорт и страх (миндалевидное тело и некоторые отделы островковой доли), активизируются во время прослушивания музыки, которая человеку неприятна. 

Самая высокая степень мозговой активности зафиксирована у музыкантов, которые играют по нотам. Наверное, это неудивительно, ведь занятия музыкой – один из сложнейших видов человеческой деятельности. Для музыканта важны зрение (чтобы видеть ноты), визуальные ассоциативные области в затылочной доле (для интерпретации впечатлений) и области в теменной доле (для декодирования, то есть понимания значения нот). Лобные доли, премоторные и моторные отделы коры головного мозга, базальные ганглии и мозжечок – все эти зоны активны во время выполнения моторных программ, таких как нажатие нужных клавиш и, соответственно, исполнение музыкального произведения.

Весь слуховой аппарат, включая первичную и вторичную слуховую кору, а также слуховые ассоциативные области, постоянно контролирует музыканта: правильные ли ноты тот сыграл, с нужной ли силой и длительностью нажал на клавиши, правильный ли уровень звука. Кроме того, каждую ноту мозг сравнивает с предыдущими, следующими и сыгранными одновременно с ней.

Благодаря обратной связи в лобной доле идет постоянная корректировка выполнения моторных программ, которые руководят руками, пальцами, да и всем телом.

Одновременно моторные программы регулируются и меняются согласно сигналам, поступающим от миллиона рецепторов, которые расположены в мышцах, суставах, сухожилиях и коже. Эти рецепторы регистрируют постоянное давление, угол сгибания суставов и длительность контакта тела музыканта с клавишами, стулом и педалями, а затем отправляют информацию обратно в мозг, где она сопоставляется с визуальной и слуховой информацией, полученной от других отделов нервной системы и мозга. Все это одновременно анализируется и соотносится с результатами более ранней деятельности, текущим исполнением, желаемым эффектом и ходом музыкального произведения. Движутся при этом не только пальцы музыканта. Чтобы музыка была сыграна как следует, должно работать все тело.

В то же время музыка должна быть наполнена эмоциями. Для этого необходима активация лимбической системы, прочих отделов мозга, отвечающих за эмоции, и не в последнюю очередь памяти. Следовательно, работать должен весь мозг.

Существует также и то, что мы называем темпоральным аспектом. Музыка подчиняется основному ритму (который определяет и размер такта, и скорость исполняемого произведения), и его необходимо отчасти просто держать, а отчасти регулировать в процессе исполнения, чтобы произвести на слушателя нужное впечатление. Все зависит от генераторов ритма, расположенных в том числе в стволе головного мозга, а также развития одного из важных умений мозжечка – временного планирования.

Если произведение исполняет несколько человек – дуэт, трио или более крупный ансамбль, необходима непрерывная координация действий и с другими музыкантами. Для этого в мозге есть целый ряд механизмов. Например, не последнюю роль играют системы зеркальных нейронов, обеспечивающие непрерывное и автоматическое отражение и анализ эмоций и намерений других исполнителей. Эти системы вовлекают в работу как сенсорные, так и моторные, а также эмоциональные нейронные сети, охватывающие значительные отделы мозга.

Как мы уже говорили ранее, музыка рождается в мозге слушателя. А для мозга нет большой разницы – просто слушать музыкальное произведение или исполнять то, что слышат и другие люди. За одним очевидным исключением: во время исполнения произведения мозг не только использует моторные системы для анализа, например, музыкального ритма, но и подключает к работе мышцы, необходимые для совершения движений.

Когда пианист слушает фортепианное произведение, у него активируются моторные отделы мозга, отвечающие за движения рук, – как будто играет он сам. У многих даже начинают непроизвольно шевелиться пальцы, когда они слышат те произведения, которые когда- то исполняли сами. Это явление наглядно иллюстрирует тот факт, что для мозга почти нет разницы, слушает он музыкальное произведение или исполняет его.

Итак, человеческий мозг меняется всю жизнь. Благодаря нейропластичности, его главному свойству, мы можем учиться и приспосабливаться к различным условиям – причем намного лучше, чем другие виды. Но исполнение музыки – удивительно сложный сенсорно-моторный комплекс, основным элементом которого является большое количество повторений. Благодаря занятиям музыкой сильно растет эмоциональная активность – в мозге активируется система поощрения, что приносит человеку радость и удовольствие. Потому неудивительно, что самые значительные изменения мозга были обнаружены именно у музыкантов – это доказывают исследования с участием самых разных групп людей.

Мозолистое тело  – это мощное сплетение более чем 200 миллионов нервных волокон, связывающее правое и левое полушария мозга. Мозолистое тело есть только у высших млекопитающих, его задача – обеспечивать связь между полушариями. Структурно и функционально мозолистое тело человека по большей части созревает в первые годы жизни, но в какой-то степени этот процесс идет до поздних этапов подросткового возраста.

Ряд исследований показал, что передняя часть мозолистого тела у музыкантов крупнее, чем у тех, кто не занимается музыкой. Это явление связано с тем, когда эти люди начали заниматься. У музыкантов, которые начали обучение до семи лет, передние отделы мозолистого тела крупнее, чем у тех, кто начал заниматься после семи лет.

Играть двумя руками одновременно, координировать быстрые движения пальцев и всего тела, а также обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств (сенсоров в мышцах и суставах, слуха и зрения) – всё это требует высокой скорости и точности обмена информацией между полушариями мозга. Для удовлетворения этих потребностей мозолистое тело укрепляется годами практики.

Мозжечок  расположен в самой дальней и самой нижней части мозга, за его стволом. Мозжечок играет главную роль в контроле движений – он не инициирует их (так как это задача моторной коры головного мозга), но помогает нам сделать движения плавными, точными и скоординированными.

В мозжечке сигналы, которые поступают от всех сенсорных систем тела, взаимодействуют с сигналами от моторной коры – благодаря этому мы можем корректировать свои движения. Деятельность мозжечка также важна для поддержания баланса, когнитивных функций, таких как внимание и речь, а в некоторой степени и для эмоций. Проще говоря, мозжечок отвечает за все действия, выполняемые последовательно, то есть одно за другим в определенном порядке. Исходя из этого, можно говорить том, что мозжечок играет важную роль во время исполнения музыкального произведения, так как оно требует плавных и точных движений, выполняемых в определенной последовательности и модулируемых  постоянными сенсорными откликами.

«Мозг знает о нас всё и управляет нами. А еще он очень чутко реагирует на музыку – так, что ищет мелодии и ритмы даже в повседневном шуме. Многие из нас считают, что мелодия и гармония – лучшие лекарства от хандры, а прослушивание классических музыкальных произведений может сделать нас умнее и излечить серьезные недуги. Правда ли это? Неужели музыка действительно обладает такой силой воздействия на организм человека?

Норвежские преподаватели нейробиологии музыки Аре Бреан и Гейр Ульве Скейе помогают заглянуть внутрь собственной головы и посмотреть, что там происходит, когда вы слушаете любимую песню.

Музыка имеет особое свойство – она вызывает всевозможные чувства и очень точно передает эмоциональную информацию. Благодаря этому музыка является идеальным инструментом для изучения эмоций в мозге. Ведь мы слушаем ее именно мозгом, а не ушами».

Музыка способна активировать в мозге систему поощрения. А следовательно, она имеет уникальную возможность изменять его. Среди всех видов человеческой деятельности найдется не так много тех, что меняют наш мозг в той же степени, что и занятия музыкой. Исследования указывают на характерные изменения в мозге людей, профессионально занимающихся музыкой, и эти изменения можно оценивать как результат почти совершенного естественного эксперимента: что сделают с мозгом 10 000 часов игры на музыкальном инструменте?

Сегодня музыка – общественное достояние. Она доступна каждому, и, осознанно или нет, большинство из нас слушают ее ежедневно. Звук – это прежде всего движение. Мы привыкли думать, что звуки издают инструменты. Но на самом деле это не так. Инструмент – источник движения. Позже это самое движение станет в нашем мозге звуком. Возьмем, например, гитару: если ударить по струне, механическая энергия слегка удлинит ее. Упругость, которой обладает струна, будет возвращать ее в исходное положение, но благодаря исходной энергии струна пройдет первоначальное положение и снова удлинится – уже в другом направлении. Так она будет качаться из стороны в сторону, как маятник. И в какой-то момент струна, как маятник, остановится. Но энергия не исчезнет.

При колебании струны из стороны в сторону происходит сжатие воздуха в направлении движения, а с обратной стороны образуется немного вакуума. Так механическая энергия струны передается воздуху – рождается звуковая волна, состоящая из попеременно уплотненного и разреженного воздуха, – и распространяется, словно круги по воде. Следовательно, звуковая волна – это не что иное, как ударная волна, передающаяся в физической среде, в нашем случае – в воздухе.

Когда энергия звуковой волны от гитарной струны достигает нашей головы, сначала она попадает во внешнее ухо, которое называют ушной раковиной. Этот нарост на внешней стороне черепа улавливает и усиливает звуковые сигналы, особенно те, которые ближе к верхней границе частотного диапазона. Поэтому ухо весьма чувствительно к частотам человеческого голоса. Не в последнюю очередь из-за этого мы лучше слышим согласные и с их помощью проводим границы между словами. Без высокочастотных согласных мы воспринимали бы речь как бесконечный связный поток гласных и не смогли бы отделить одно слово от другого. Поэтому звуковые помехи так усложняют понимание речи: как правило, они затрагивают именно эти частоты. Из ушной раковины звуковые волны попадают в наружный слуховой проход. Он устроен так, что усиливает частоты, присущие человеческому голосу: канал сначала слегка сужается, а затем, ближе к барабанной перепонке, снова расширяется. Форма внешнего уха и слухового прохода способствует тому, что по пути от ушной раковины до барабанной перепонки давление звуковых волн увеличивается в 10 раз.

Человеческое ухо воспринимает колебания, размер которых не превышает диаметр одного атома водорода (наименьшего из атомов из всех химических элементов). Уму непостижимо! Так же невероятно, что наши уши продолжают работать на рок-концерте или возле работающего двигателя самолета: там уровень звукового давления составляет примерно от 130 до 140 децибел, что по силе в триллион, раз превосходит порог слышимости – один децибел.

Музыкальная вовлеченность, однако, может сделать больше, чем просто повлиять на эмоциональное состояние человека. Музыкальное участие также может положительно укрепить социальные связи человека с другими людьми. Кроме того, музыка может влиять на наши эмоциональные состояния, которые, в свою очередь, влияют на нашу ориентацию на мир, наше поведение и нашу готовность к действию, и все это обычно проявляется в нашем наблюдаемом поведении. Поскольку наши эмоциональные состояния обычно влияют на наше наблюдаемое поведение, и поскольку другие часто принимают во внимание наше наблюдаемое поведение при взаимодействии с нами, наши эмоциональные состояния также обычно могут влиять на наши взаимодействия и отношения с другими людьми.

Например, наличие положительных эмоций (таких как счастье) имеет тенденцию увеличивать симпатию и социальное взаимодействие с другими, в то время как наличие негативных эмоций (таких как печаль) имеет тенденцию уменьшать симпатию и социальное взаимодействие с другими. Таким образом, один из способов, которым музыка может влиять на наши отношения с другими людьми, - это влиять на наши эмоции, которые, в свою очередь, влияют на наши отношения с другими людьми. Эмоциональная регуляция является одной из важных причин установления отношений с другими в первую очередь, и музыка является полезным средством для установления этих отношений. Благодаря своему влиянию на эмоции музыка может способствовать укреплению связей с другими людьми, демонстрируя приверженность в отношениях.

Музыкальная деятельность имеет не только практическое применение для развития положительных эмоций и прочных межличностных отношений, хотя музыкальная деятельность часто выполняет эти функции. Музыка также может положительно влиять на другие черты, которые мы определили как характерные для процветающей жизни. Другой важной чертой, которую мы определили как характеристику процветающей жизни, было наличие переживаний потока, то есть переживаний, когда “психическая энергия течет без усилий” и человек внимательно поглощен и умело, вовлечен в деятельность, которую он считает ценной. Как описывает это Селигман, “вовлеченность - это поток: единение с музыкой, остановка времени и потеря самосознания во время увлекательной деятельности”. Особенности переживания потока включают восприятие контроля, сосредоточенность на задачах и, как следствие, отсутствие общественного самосознания. Предыдущие исследования показали, что в отличие от людей, которые не испытывают потока, люди с опытом потока обычно сообщают о более высоком уровне благополучия, положительные эмоции, позитивное настроение и гордость.

Музыка — самый мощный источник вдохновения, самый бодрящий допинг, который может создать любое настроение, которое вы хотите, и может адаптироваться к любому вкусу и настроению. 

 

Список литературы:

1. Аре Бреан, Гейр Ульве Скейе. Музыка и мозг: Как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект. Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2020 г. 

2. Виктория Уильямсон. Мы – это музыка. Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь в целом. Издание на русском языке, перевод на русский язык, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2016 г. 

3. Оливер Сакс. Музыкофилия. Серия «Шляпа Оливера Сакса», 2007 г. Перевод. А. Анваер, 2016 г. Издание на русском языке AST Publishers, 2017 г. 

4. Павлова Н.Н. Возрастная анатомия и физиология // Международный Журнал Экспериментального Образования. № 12, 2010 г.

 

. . . . .