Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Об учебной мотивации

Дата публикации: 2023-01-23 17:55:04
Статью разместил(а):
Смирнова Татьяна Сергеевна

Об учебной мотивации

Автор: Смирнова Татьяна Сергеевна

МБОУ «СОШ № 4 г. Шатуры», г. Шатура

 

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические и практические данные об особенностях формирования учебной мотивации, освещается проблема сниженной мотивации к учебной деятельности, определяются способы повышения учебной мотивации.

Ключевые слова: мотивация к учебной деятельности, школьный возраст, ребёнок, родители.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

 

«Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребёнка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить». К.Д. Ушинский.

 

Всё чаще родители детей школьного возраста сталкиваются с проблемой отсутствия или снижения мотивации их ребёнка к учёбе. В своей практической деятельности мы заметили, что данная проблема затрагивает все школьные возраста. Так в чём же причина низкой мотивации школьников и как можно исправить ситуацию?

Как известно, мотивация бывает внешней и внутренней. Внешняя мотивация это побуждение или принуждение к действию различными внешними стимулами. Для учащегося внешняя мотивация - это положительная оценка и отметки учителя, моральная оценка родителя и материальное вознаграждение за отличные отметки. А внутренняя мотивация – это внутреннее побуждение к действию, когда человеку важно само содержание деятельности, а не его результат. Для школьника внутренней мотивацией выступает получение знаний, сам процесс учения. И чаще всего именно этот вид мотивации у ребенка школьного возраста снижен [2].

Причин низкой учебной мотивации большое количество. От элементарного неумения ребёнка учиться до ошибок воспитательного характера.

Часто так бывает, что неумение ребёнка справляться с возникающими в обучении трудностями становится решающим моментом снижения его мотивации к учебной деятельности. Не зная, как преодолевать возникающие трудности, выходить из сложившейся сложной ситуации наиболее успешно, ребёнок перестаёт хотеть учиться, стараться, он «опускает руки».

Консультируя родителей обучающихся, которые обращаются в школьную психологическую службу с проблемой отсутствия желания у их ребёнка учиться, мы часто сталкиваемся с тем, что проблема кроется в ошибках воспитательного характера, таких как излишний контроль над ребёнком, либо, наоборот, попустительский подход в воспитании, завышенные требования к ребёнку и его возможностям.

Как известно, во всём нужна мера. Нет универсального метода воспитания, но есть конкретный ребёнок, с конкретными особенностями и возможностями, и, учитывая их, можно взаимодействовать с ним. 

Зачастую родители подавляют желание ребёнка проявлять свою активность, выполняя за него различного рода учебные и организационные задачи: узнают, какие задания получены в школе на дом, обязательно вместе ребёнком выполняют домашние задания, собирают школьную сумку-рюкзак в школу, освобождают от домашних обязанностей – лишь бы учился [3]. Всё это негативно сказывается на учебной мотивации школьника и впоследствии ему не захочется ничего делать потому, что родители и так сами всё сделают, выполнят в срок и качественно.

На наших консультациях с родителями обучающихся мы порой слышим от них такие фразы: «Это только мой ребёнок такой непослушный!», или «Мой ребёнок самый неуправляемый»», или «Наверное, только с моим ребёнком трудно о чём-то договориться!» Но стоит заверить, что такие рассуждения являются на самом деле большим заблуждением, поскольку многие дети, особенно переходного (подросткового) возраста, могут в силу происходящих в организме изменений, в частности гормонального плана, в определенный момент начать проявлять несвойственное для них поведение: дерзить, лениться, отлынивать от учёбы, обманывать, замыкаться в себе и т.п. Конечно, есть дети, у которых этот период проходит наименее безболезненно, но в большинстве случаев у детей подросткового возраста начинает меняться и мировоззрение, и поведение. Известно, что большая часть детей со сниженной мотивацией к учебной деятельности это подростки [1]. В этот сложный и непонятный для подростка период родителям важно быть рядом, поддерживать и проявлять свою любовь. 

Конечно, как бы родители не хотели изменить отношение ребёнка к учёбе, заставить его полюбить школу, уроки и домашние задания сделать этого не получится. Лучшее, что может сделать родитель – создать для ребёнка условия, в которых он сам захочет учиться.  

Для того чтобы попытаться повлиять на учебную мотивацию ребёнка, необходимо для начала выявить причину снижения мотивации и в соответствии с причиной применять корректирующие меры.

Если причина кроется в неумении учиться, важно помочь ребёнку развить навыки учебной деятельности (от арифметических умений и навыков чтения до умения работать с текстом, находить нужную информацию, правильно распределять своё время, отделять главное от второстепенного).

Если причина сниженной мотивации в упущениях в воспитании, то важно постараться родителям перестроить свой воспитательный подход, учитывая особенности и возможности своего ребёнка [4].

Как известно, мотивация на достижение успеха проявляется у детей в тех семьях, где к ребёнку относятся с пониманием, теплотой, помогают и поддерживают. А в тех семьях, где над ребёнком жесткий надзор, или полное безразличие у ребёнка формируется мотив избегания неудачи, что ведёт непосредственно к низкой учебной мотивации [2].

Мы полагаем, что важным моментом является формирование адекватной самооценки. Дети, у которых самооценка низкая, не способны адекватно оценить свои возможности, выбирают лёгкие задачи, принижают себя и при этом переоценивают деятельность других. А дети с завышенной самооценкой, наоборот, переоценивают свои возможности, выбирают задачи, которые им не по силам, не видят границы своих способностей. Следовательно, очень важно помочь ребёнку сформировать адекватную самооценку.

Родителям нужно помнить, что в жизни ребёнка много значимого, помимо академической успеваемости и акцентировать своё внимание только на ней будет неправильным. Ребёнок должен знать и чувствовать, что родители любят и ценят его не за что-то, что он сделал или не сделал, а просто так.

Итак, в вопросе повышения мотивации учебной деятельности ребёнка школьного возраста, важен неспешный целенаправленный процесс. Родители должны понимать, что ждать сиюминутных изменений в поведении ребёнка и его отношения к школе не стоит. На пути достижения цели могут быть и провалы, и «топтания» на месте, но если систематически и последовательно работать над вопросом повышения интереса ребёнка к учебной деятельности в результате обязательно будет успех.

 

Список литературы:

1) Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол-соц. ин-т. -3-е изд. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001

2) Матюхина М.В. Изучение мотивационной сферы учащихся. – М., 1989.

3) Петрановская Л.В. Если с ребёнком трудно. – М. АСТ, 2013.

4) Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 2007.

 

. . . . .