Формирование классного коллектива
Формирование классного коллектива
(из опыта работы)
Автор: Диамантиди Елена Афанасьевна
МБОУ "Лицей", г. Владикавказ, РСО-Алания
Аннотация: Данная статья посвящена роли классного руководителя в психологической поддержке учащихся. Важно вовремя найти такой момент, когда каждому ребенку обязательно сказать важные слова.
Ключевые слова: ученик-учитель-родитель, чувство ответственности, формирование коллектива, школа.
Тематическая рубрика: Средняя школа.
«Нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Если мы будем стремиться к тому, что все силы души ребёнка были поглощены уроками, жизнь станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но, и прежде всего человеком с многократными интересами, запросами, стремлениями.". В.А. Сухомлинский.
Притча об облезлом чёрном верблюде.
Умирал старый дервиш. Позвал он к себе трёх сыновей и сказал, что оставил им в наследство 17 верблюдов. Старшему сыну старик завещал одну вторую всех верблюдов, среднему - одну треть, и, наконец, младшему - одну девятую часть от 17 верблюдов. После смерти отца братья никак не могли поделить наследство. В то время мимо их селения проезжал старец на облезлом чёрном верблюде. Узнав причину их спора, он сказал: «Я уже стар для путешествий: возьмите себе моего облезлого верблюда, и вы сможете поделить наследство". Братья так и поступили. Верблюдов стало 18. Старший брат отвёл в свой сарай 9 верблюдов, средний - 6, а младший - двух. После распределения наследства в стороне остался стоять облезлый чёрный верблюд ... "Вам уже не нужен мой верблюд? - спросил старец. - Пожалуйста, верните мне его обратно: может, он послужит ещё и мне, и другим ... "Старец продолжил свой путь … Несомненно, эта притча - о сути деятельности классного руководителя: присоединиться, помочь, вовремя отойти в сторону, позволяя детям идти своим путем.
Школа - это маленькое государство, которое будет процветать, если каждый его житель научится нести ответственность за общее дело, а класс - это семья, в которой не обходится без конфликта «отцов» и «детей», поэтому обе стороны должны научиться уважать права друг друга.
Мечта любого классного руководителя - создать единый, дружный коллектив, но она все труднее реализуется. Разобщенность в обществе, материальное неравенство, диаметрально противоположные критерии духовных и нравственных ценностей, семейные неурядицы, политические и природные катаклизмы и многие другие проблемы ставит перед нами жизнь. От них нельзя отгородиться теоретическими «догмами» и нравоучениями «хорошо», «можно», «плохо», «нельзя». Все мы знаем, что все не так просто.
Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие - коллектив детей. Ученика воспитывает дух коллектива! Организационные моменты в самом начале учебного года дают хороший эмоциональный заряд на последующую работу, взаимопонимание и добрый микроклимат в коллективе. Поэтому в сентябре-октябре мы вместе с учащимися обсуждаем следующие вопросы: роль коллектива в формировании личности школьника, дисциплина, устав школы и т.д.
Зачатки самоуправления являются современной формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения. Это позволяет подросткам осознать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, научиться преодолевать трудности. почувствовать ответственность перед товарищами за общее дело. Своим ученикам я доверяю работу по таким направлениям деятельности, как планирование свободного времени, организация спортивных и творческих мероприятий, трудовое воспитание, помощь в проверке дневников, обеспечение правопорядка в классе.
Мои ученики, их родители и я - классный руководитель - все являемся золотым треугольником «ученик-учитель-родитель», в котором все стороны равны, каждая его грань является несущей и главной. Девиз нашего класса: «Учимся, творим и радуемся вместе. Мы познаем себя и Мир. Нам это интересно». Каждый день - это маленькая жизнь! С пятого класса являюсь классным руководителем 7 «А «класса. Все ребята очень разные: есть такие, которые ни к чему не имеют стремления; есть робкие и отважные, ленивые и очень старательные; есть дети, разум которых невозможно разжечь никакими сильными впечатлениями, а есть такие, которые все схватывают с полуслова или намека. Иногда встречаются такие ученики, которых никаким предметом или делом заинтересовать невозможно, поэтому часто приходится решать задачу со многими неизвестными. А сколько возникает неформальных ситуаций!
Школьная жизнь сложна и разнообразна, обязанности классного руководителя множатся с каждым днем, поэтому мне приходится всю работу с классами организовывать не только по «горизонтали», но и по «вертикали», чтобы наши ученики умели интересы общества ставить выше своих личных, чтобы они обладали острым чувством долга, ответственности, жили по законам совести и коллектива, были бескорыстными, смелыми, честными и справедливыми.
За время работы в 7 «А» классе выработался определенный стиль отношений с детьми и родителями: не запрещать, а направлять, не принуждать, а убеждать, не командовать, а организовывать, не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Эффективность деятельности органов ученического самоуправления влияет на развитие личностных и процессуальных качеств человека. Но при этом необходимо помнить, что оно развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы, когда ярко выражена сфера их интересов.
Как классный руководитель я использую в работе разнообразные формы, средства, стараюсь предоставлять право на самостоятельность, творчество, поиск, право на «собственное лицо». Это позволяет совершать открытия, находить необычное в обычном.
Уважаемый классный руководитель!
Твори, ищи, фантазируй смелее -
Поиск идет необычной идеи!
Совмещаем мы порой невозможное ...
Репетиции вместе с контрольным,
Тренировки с сочинениями.
Конкурсы, выборы и изложения.
Может, что-то и не усевается,
Это жизнью у нас называется.
Литература:
1. Ильин Е.П. Психология общения и межличностные отношения. СПб.: Питер. 2010.
2. Прутцманн П. Дружный класс как маленькая планета. СПб.: ООО «Светлячок», 1998.