Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Педагогический анализ массового мероприятия

Дата публикации: 2023-01-24 21:03:24
Статью разместил(а):
Ложкарева Елена Витальевна

Педагогический анализ массового мероприятия

Автор: Ложкарева Елена Витальевна

МБУ ДО ДДЮТ «Планета талантов», г. Лобня

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о значении педагогического анализа массового мероприятия для детей. Раскрывает алгоритм и методику проведения процесса анализа мероприятия согласно различным критериям.

Ключевые слова: мероприятие, педагогический анализ, критерии, планирование.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы. 

 

Одним из важнейших средств повышения эффективности каждого воспитательного массового мероприятия является педагогический анализ. Помогая выявить причины различных недостатков, он служит основой для дальнейшего совершенствования воспитательной работы и управления процессом воспитания.

Проведение всестороннего анализа и подготовка плана работы – обязательные этапы деятельности любого руководителя и организатора воспитательного процесса. В учреждении дополнительного образования детей - это методисты, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования. Умение анализировать, изучать итоги своей деятельности, прогнозировать ее будущие результаты, планировать конкретные шаги для их достижения – показатели высокого профессионализма. Грамотно выполненные анализ и план позволяют увидеть связь между воспитательной работой педагога и уровнем воспитанности обучающихся, с которыми эта работа проводилась.                                   

Массовое мероприятие представляет собой сложную систему и состоит из ряда взаимосвязанных этапов:

1. Анализ предшествующей педагогической ситуации и формулировка цели.

2. Планирование.

3. Организация.

4. Проведение мероприятия.

5. Подведение итогов.

1. Анализ этапа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели.

Предшествующая педагогическая ситуация или обстановка складывается из определенных периодов жизни детского коллектива, проводимых ранее мероприятий с их воспитательным влиянием на обучающихся. Она характеризуется определенным уровнем развития творческого коллектива, интересов и потребностей обучающихся, их отношением к жизни детского центра. Первый этап воспитательного мероприятия можно проанализировать по следующему алгоритму.

Алгоритм анализа:

1. Определить ожидаемые результаты воспитательного мероприятия: социальная и педагогическая значимость цели, ее конкретность и четкость; реальность и достижимость в данных условиях, за конкретный отрезок времени; степень эмоционального и воспитательного воздействия; степень обучающего значения данного мероприятия.

2. Определить, на какой основе сформулированы цель и задачи воспитательного мероприятия. Рекомендуем использовать следующие критерии эффективности планирования воспитательных мероприятий: критический, допустимый и оптимальный

3. Определить, какие задачи ставит педагог при осуществлении первого этапа массового мероприятия, и каким образом решает их.

4. Установить, соответствует ли данное мероприятие возрастным особенностям обучающихся; уровню развития творческого коллектива, с которым оно проводится; насколько реально решение поставленных задач в данном коллективе; подготовлены ли обучающиеся к восприятию воспитательных воздействий, предусматриваемых мероприятием, знают ли они о его цели, заинтересованы ли в его проведении.

5. Использовать для анализа первого этапа наблюдение, анкетирование, беседы с педагогом дополнительного образования и обучающимися.

2. Анализ этапа планирования воспитательного мероприятия.

От планирования массового мероприятия в значительной степени зависит его качество и эффективность работы в целом. Вместе с тем при коллективном подходе к осуществлению планирования, его правильной организации у детей развивается чувство коллективизма и ответственность за порученное дело. Воспитанники учатся правильно распределить свое время, силы, средства, выделять главное, развивают логику мышления.

Алгоритм анализа:

1. Выяснить, какие задачи по воспитанию, обучению и развитию педагогом дополнительного образования на данном этапе.

2. Познакомиться с планом подготовки и проведения мероприятия. Определить, способна ли реализация имеющегося плана решить поставленные педагогом задачи. Проанализировать, какие методы воспитания и приемы педагогического воздействия предусмотрены для решения задач этапа. Соответствует ли он особенностям данного коллектива, отдельных учащихся, реализации комплексного подхода к воспитанию.

3. Выяснить путем бесед с педагогами дополнительного образования и обучающимися, как при планировании подготовки и проведении мероприятия решались те или иные задачи этапа. Какое участие приняли в планировании воспитанники, чему они при этом научились, что нового открыли для себя? Способствовало ли планирование мероприятия проявлению активности обучающихся, их самостоятельности и самодеятельности? Содействовал ли процесс планирования развитию коллективистских отношений в объединении? Способствовала ли избранная форма планирования подготовке и проведению предстоящего коллективного творческого дела укреплению содружества между педагогом и воспитанниками?

4. Установить, учитывалась ли при планировании связь предстоящего мероприятия с предыдущим и последующими делами коллектива.

5. Выяснить, существует ли связь между первым и вторым этапами мероприятия.

6. Проанализировать, способствовало ли планирование подготовки и проведение воспитательного массового мероприятия решению его общей цели? Каким образом?

7. Суммировать достоинства и недостатки в организации второго этапа мероприятия. Попытаться установить их причины.

3.  Анализ этапа организации мероприятия.

Этап организации мероприятия является самым важным для обучающихся в плане формирования таких качеств, как ответственность за порученное дело, умение довести начатое до конца, умение организовать учащихся на выполнение того или иного задания и поручения, проконтролировать и проанализировать их действия. Правильная постановка организации любого дела призвана способствовать развитию детского творчества, инициативы, самодеятельности.

Алгоритм анализа:

1. Выяснить, какие задачи по воспитанию, обучению и развитию учащихся поставлены классным руководителем, педагогом-организатором, воспитателем группы продленного дня, педагогом дополнительного образования на данном этапе.

2. Проанализировать путем беседы с педагогами, каким образом и насколько успешно решались эти задачи.

3. Изучить, как была осуществлена управленческая сторона этапа: знает ли сам педагог основные требования к организационной деятельности, руководствуется ли он этими требованиями, какая роль и место в организации мероприятия отведены педагогу, учащимся; насколько это оправдано и обосновано.

4. Выяснить, какое участие в организации мероприятия приняли учащиеся, что сделано педагогом для их активизации, проявления инициативы и творчества: как подобраны организаторы и исполнители, насколько глубоко они проинструктированы, каков уровень разделения труда между организаторами, как осуществляется процесс формирования у них организаторских навыков.

5. Побеседовать с учащимися-организаторами и исполнителями и выяснить, чему они научились при подготовке и организации, какие навыки приобрели.

6. Установить, выполнен ли план подготовки мероприятия, и какие аспекты общей цели по воспитанию учащихся на организационном этапе.

7. Проанализировать причины высокого (низкого) качества осуществления данного этапа и определить, как это повлияло в дальнейшем на ход мероприятия.

4. Анализ этапа проведения мероприятия.

Данный этап является центральным и призван способствовать реализации главной цели мероприятия и его задач. Этот этап характеризуется тем, что при проведении мероприятия, ярко видны все достоинства и недостатки, связанные с его подготовкой и организацией. Посещение и непосредственное наблюдение за ходом мероприятия дает большие возможности для их правильной оценки.

Алгоритм анализа:

Посетить мероприятие и путем наблюдения изучить качество его подготовки и проведения, эффективность воспитательного влияния на учащихся.

1. При наблюдении важно обратить внимание на следующие моменты:

а) подготовка помещения к проведению мероприятия, оборудования и оформление;

б) убедительность, четкость раскрытия перед учащимися целей и задач проводимого мероприятия;

в) осознанность цели обучающимися;

г) выполнение комплексной цели воспитательного мероприятия (как решены воспитательные, образовательные и развивающие задачи);

д) причины недостатков (достоинства) мероприятия, которые могут заключаться в таких моментах, как:

· соответствие формы проведения мероприятия его цели и содержанию;

· соответствие методов, приемов и средств воспитания поставленной цели, их действенность, направленность на развитие личности;

· организационная четкость осуществления мероприятия,

· педагогическое мастерство педагога: аналитическая подготовленность, наличие организаторских навыков, эрудиция, умение ориентироваться в сложных педагогических ситуациях, гибко использовать весь арсенал методов воспитания, умение сочетать применение системы воспитательных воздействий на коллектив и одновременно на отдельную личность и т.д.

2. Сделать вывод и заключение на основе наблюдения о положительных и отрицательных сторонах проведения мероприятия, его недостатках и их предполагаемых причинах, продумать предложения о возможных путях преодоления недостатков и развития положительного опыта.

 5. Анализ этапа подведения итогов.

Подведение итогов предполагает оценку мероприятия обучающимися на основе его анализа. Этот анализ проводится организаторами мероприятия под руководством педагога. Он направлен на закрепление положительного опыта, выявление причин недостатков и призван воспитывать такие черты личности, как критичность и самокритичность, чувство ответственности за порученное дело, чувство долга перед коллективом, чувство гражданственности. Обучающий момент этого этапа состоит в формировании у воспитанников умения правильно оценивать свою работу, подводить ее итоги, намечать перспективы своей деятельности, то есть решать управленческие задачи. Развивать аналитическое мышление обучающихся: умение выделять составные части мероприятия, анализировать каждую из них, синтезировать эти части в единое целое – осуществление развивающих задач.

Алгоритм анализа:

1. Определить, насколько выполнены задачи данного этапа.                                               

2. Оценить уровень сформированности у обучающихся умения анализировать качество не только самого мероприятия, но и всех его этапов, связей между ними, умения делать практические выводы на основе анализа, общие заключения по мероприятию и работе своих товарищей.

3. Проанализировать активность учащихся при обсуждении мероприятия, умение давать правильную оценку фактам, устанавливать причины их возникновения, формулировать предложения по устранению причин отрицательных или по развитию положительных фактов.

4. Дать оценку поведения педагога на этом этапе, насколько умело он определяет задачи анализа, настраивает учащихся на глубокое осмысление мероприятия, помогает им сосредоточить внимание на главных моментах, насколько педагог способствует созданию атмосферы доброжелательности, непринужденности при обсуждении мероприятия. При этом обратить внимание на такт педагога, его умение активизировать обсуждение.

5. Суммировать информацию, полученную при анализе всех этапов, и на основании этого сделать вывод о мероприятии, его воспитательной ценности и эффективности.

Алгоритмы анализа массового мероприятия. 

I. Оценка педагога как организатора:

1. Компетентность и уровень его эрудиции.

2. Уровень заинтересованности в проводимом мероприятии.

3. Степень демократичности в общении с учащимися.

4. Степень воздействия и помощи учащимся.

5. Культура речи, мимика и жесты.

II. Оценка основных характеристик и поведения учащихся:

1. Активность учащихся в процессе проведения мероприятия.

2. Их заинтересованность в течение всего времени проведения.

3. Степень инициативности и творчества самих учащихся.

4. Уровень самостоятельности учащихся.

5. Степень эмоциональности учащихся.

6. Степень дисциплинированности и ответственности.

III. Оценка содержания мероприятия:

1. Научность и мировоззренческая направленность содержания.

2. Доступность и посильность содержания для данного возраста.

3. Степень актуальности содержания (связь с жизнью).

4. Целесообразность и познавательная ценность содержания.

IV. Оценка способов деятельности педагога и учащихся:

1. Степень рациональности и эффективности использования времени.

2. Эстетическая и действенность оформления.

3. Общий стиль и культура общения всех участников мероприятия.

4. Выразительность, эмоциональность и доходчивость выступлений.

5. Степень участия учащихся в проведении мероприятия (что преобладает: участие или присутствие и почему).

V. Оценка цели и результата мероприятия:

1. Социальная и педагогическая значимость цели, ее конкретность и четкость.

2. Реальность и достижимость в данных условиях, за конкретный отрезок времени.

3. Степень эмоционального и воспитательного воздействия.

4. Степень обучающего и развивающего значения данного мероприятия.

 

Литература:

1. Бурмистрова Е.В. Методика и технология работы социального педагога. Организация досуговой деятельности // Учебное пособие. – 2020. – С. 150.

2. Верещагина А. Мы стали ближе друг другу. организация воспитательного досуга детей и подростков // Библиополе. 2008. N 10. с. 7-10.

3. Дукачева Л.В. Планирование клубных мероприятий. Выявление досуговых предпочтений на основе социолог. опросов // Справочник руководителя учреждения культуры. 2003. N 7. с. 79-86.

4. Зацепина М.Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: учебное пособие для среднего профессионального образования. М. 2020. с. 149.

5. Иванов А.В. Методические рекомендации по организации и проведению игр // Детский досуг. 2011. № 4. с. 46-74.

6. А.В. Каменец, И.А. Урмина, Г.В. Заярская. Основы культурно-досуговой деятельности. М. 2020. с. 185.

7. Малыхина Л.Б. Досуговые программы для детских общественных объединений // Детский досуг. 2012. № 3. с. 14-23.

 

. . . . .