Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Уроки творчества как важная составляющая формирования психологического здоровья школьника

Дата публикации: 2023-01-30 23:10:22
Статью разместил(а):
Аввакумова Наталья Сергеевна

Уроки творчества как важная составляющая формирования психологического здоровья школьника

Автор: Аввакумова Наталья Сергеевна

ГБОУ "Школа № 588 Колпинского района Санкт-Петербурга"

 

Аннотация: Статья посвящена теме формирования психологического здоровья школьников, способам сохранения и укрепления его с помощью занятий творчеством.

Ключевые слова: уроки творчества, психологическое здоровье школьника, здоровье школьника.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

 

Школа — это один из трудных жизненных путей ребенка и помогать пройти его без эмоциональных перегрузок – задача для всех взрослых.

По определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни». Сохранение и поддержание психологического здоровья школьника становится важной задачей, как родителей, так и школы.

Пока нет однозначной трактовки термина «психологическое здоровье». Остановимся на определении Всемирной организация здравоохранения, которая характеризует психологическое здоровье, как состояние, при котором человек способен реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего собственного сообщества.

Что касается школьников, то сохранение их психологического здоровья является необходимой предпосылкой физического здоровья, стрессоустойчивости, школьной успеваемости, социальной адаптации и успешной самореализации в будущем.

Что же приводит к нарушению психологического здоровья школьников?

К нарушению психологического здоровья школьников приводят

· неблагоприятные внешние факторы (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) и

· индивидуальная предрасположенность ребенка.

Повышенная напряженность, эмоциональный дискомфорт в школе могут стать причиной нарушения внимания, снижения работоспособности, повышения утомляемости учащихся, закрытости, зажатости самого учащегося, что препятствует их успешной учебной деятельности, доверительным взаимоотношениям с учителями и сверстниками, и нарушает их психологическое здоровье.

Для сохранения психологического здоровья школьников, родителям и учителям следует:

  • формировать у ребенка хорошую самооценку,
  • формировать способность противостоять трудностям,
  • учить уверенности в себе.
  • устанавливать доброжелательные взаимоотношения со школьниками,
  • всячески поддерживать их,
  • доверять их мнению, уважать, не сравнивать с другими, не ругать,
  • позволять ошибаться, давать возможность пробовать. 

Общие причины нарушения психологического здоровья школьников.

Стресс. Школьники, находятся в постоянном психологическом напряжении. Дети испытывает стресс из-за постоянной гонки, оценок, неудач, неудовлетворенности взрослых.

Тревожность. Дети, как и взрослые, реагируют на внутреннее неблагополучие либо активным способом – через агрессивное поведение, либо пассивным – через страхи, тревожность, депрессию. Именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства и приводит к неврозам. Школьные неврозы увеличиваются от начальных классов к старшим.

И тут на помощь приходит Творчество. Исследователями феномена творчества установлено, что творческие люди лучше концентрируют свою энергию и силы для решения внутренних и внешних конфликтов. По мнению большинства психологов, творчество является одним из средств преодоления негативных проявлений, возникающих в связи с конфликтами и стрессами.

Творческая деятельность сама по своей природе обладает здоровьеформирующим потенциалом. В своей работе я не ограничиваюсь каким-то одним видом творчества. Мы с ребятами пробуем разные виды и техники декоративно-прикладного творчества. Мы рисуем двумя руками, различными предметами, например, трубочками для коктейля, ватными палочками, пакетами, втулками от туалетной бумаги, создаем украшения из атласных лент, бисера, кожи …

Творческая деятельность повышает биологическую сопротивляемость организма воздействиям внешней среды, а отказ от неё – наоборот, понижает.

Творчество связано с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Мы фантазируем, придумываем, экспериментируем, играем, поем, танцуем, развиваем креативное мышление.

Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление также способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.

Атмосфера на творческих занятиях позволяет школьникам расслабиться, успокоиться, раскрыться, проявить себя, повысить самооценку, экспериментировать, ошибаться. Мы формируем навык экологично выражать свои эмоции, концентрировать внимание на одном деле.

Большая учебная нагрузка может привести к переутомлению.

На каждом уроке мы с ребятами создаем что-то новое, интересное, меняем инструменты, материалы, техники создания. Это позволяет школьникам понять, что смена вида деятельности или поиск креативного способа реализации задачи придает силы, энергию, снимает усталость.

Ситуация в семьях. Нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечается у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

Занятия творчеством располагают к свободному общению, мы становимся ближе с учениками, я уже не только учитель -  носитель знаний, но и старший товарищ, с которым можно поговорить, поделиться личным, обратиться за советом и помощью. Мы беседуем на различные жизненные темы, обсуждаем вопросы, которые им интересны. Они рассказывают о себе, о том, что у них происходит в классе, дома. Они делятся своими знаниями о том, как лучше снимать видео в тик ток…

Помимо общения с детьми, важно взаимодействовать с родителями. Родителям приятно видеть, что их ребенка ценят, хвалят, признают его уникальность … Им важен взгляд со стороны, потому что сами они не всегда верят в способности своего ребенка. Многие родители возлагают огромные надежды на ребенка и, если он не оправдывает их ожиданий, то очень недовольны. Это недовольство, неудовлетворенность передается ребенку, он переживает, не верит в себя, его самооценка страдает. Очень важно донести до родителей, что Ценность творчества не столько в результате, в продукте творчества, сколько, в самом процессе. Как писал Л.С. Выготский: «Важно не то, что создают дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».

У каждого ребенка существует стремление к творческой деятельности. По мнению Любушиной О.Н. (Пензенский педагогический институт им Белинского В.Г.) возникновение у детей потребности в творческой самореализации способствует формированию у ребёнка значимой цели. Постановка ребёнком цели предполагает формирование самостоятельности, дисциплинированности, что позволяет творческой личности ориентироваться на свои собственные цели и следовать своим путём, преодолевая трудности и неудачи. 

Ребёнок, вовлечённый в процесс творчества, достигая определённой цели своей деятельности, испытывает творческий подъём, тем самым получает позитивные эмоции, ощущает физический, психологический и душевный комфорт. В результате формируется чувство удовлетворённости, раскрепощенности, происходит высвобождение энергии, что приводит к возникновению ощущения гармонии и полного здоровья.

Человек, обладающий психологическим здоровьем, по словам А. Маслоу, прежде всего, счастливый человек. По его мнению, этому человеку свойственны такие качества как принятие других, автономия, чувствительность к прекрасному, чувство юмора, альтруизм, склонность к творчеству.

 

Литература:

1. Винникотт Д. Игра и реальность / Д. Винникотт; пер. с англ. М. Почукаевой, В. Тимофеева - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 288 с.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя / Л.С.Выготский. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991.- 94 с.

3. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 448 с.

4. Иванюк Т.И. Творчество и личность / Т.И. Иванюк. - М.: ТОР, 2006. – 320 с.

5. Любушина О.Н. Значение творческой деятельности в формировании у школьников ценностного отношения к здоровью / О.Н. Любушина // Известия ПГПУ им. В.Г.Белинского. - 2009. - № 12 (16). - С. 201–204.

6. Субетто А.И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония (Этюды креативной онтологии) / А.И. Субетто. - М.: Логос, 1992. - 204 с.

 

. . . . .