Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Формы организации учебной деятельности и их особенности

Дата публикации: 2023-02-21 12:07:59
Статью разместил(а):
Эйстрих Галина Петровна

Формы организации учебной деятельности и их особенности

Авторы: Падерина Наталья Юрьевна

и Эйстрих Галина Петровна

МОУ "СОШ № 1", г. Энгельс, Саратовская область

 

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

Учебная деятельность – это деятельность учащихся, направленная на овладение учебным материалом и решение учебных задач.

Одним из условий повышения качества знаний школьников является рационализация их учебной деятельности, предполагающая специальные педагогические приемы и способы построения учебной работы.  

Рационализация учебной деятельности – это введение более целесообразной организации учебной работы в соответствии с личными и общественными потребностями, придание учебно-познавательной деятельности более совершенного характера, улучшение способов ее выполнения на основе изучения ее механизмов.

Признак рационализации – умение планировать деятельность, чтобы несколько процессов, задач, действий, операций осуществлялись одновременно.

Говоря о рационализации учебной деятельности учащихся на уроках физической культуры, следует придерживаться следующих правил:

- тщательно отбирать содержание учебного материала для организации самостоятельной работы школьников в соответствии с их возможностями;

- чаще менять виды деятельности учащихся на уроке;

- используйте индивидуальный и дифференцированный подходы в процессе обучения;

- не допускать перегрузок учащихся;

- чаще давать задания с опорой на познавательный творческий интерес учеников; 

- организовывать самостоятельную работу учащихся так, чтобы у них развивались как общеучебные, так и специальные  умения; 

- соблюдать необходимые санитарно-гигиенические условия при проведении урока (освещенность, оптимальный температурный режим и др.)

В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. Систему форм учебной деятельности учащихся на уроке составляют индивидуальная, фронтальная и групповая.

Индивидуальная работа - самостоятельная работа учащихся по выполнению учебных заданий.

Фронтальная работа - работа со всем классом.

Групповая форма работы предусматривает:

 • составление групп на разных основаниях;

 • совместное выполнение одинаковых/ различных заданий;

 • наличие учеников разного уровня подготовки в каждой группе.

Данные формы организации учебной деятельности применяются в сочетании.

Групповая форма организации учебной деятельности. Особенности и преимущества:

- Активизация познавательной деятельности через организацию совместных действий

- Развитие умений организации совместной деятельности

- Развитие межличностных отношений

- Взаимообучение (горизонтальное обучение)

- Развитие умений руководить, выполнять поручения, подчиняться

- Развитие умений рефлексии совместной деятельности 

Группы могут комплектоваться по желанию, по выбору педагога, по выбору лидера, по определённому признаку.

Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся – это такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу. 

- Помогает выстроить индивидуальную траекторию обучения каждого учащегося;

- Способствует воспитанию самостоятельности учащихся, организованности;

- Охват упражнениями всех занимающихся, высокая плотность урока.

Индивидуальная форма организации учебной деятельности Виды индивидуальной формы организации учебной деятельности:

- Ученик самостоятельно выполняет задание, подобранное специально для него, в соответствии с подготовкой и учебными возможностями.

- Ученик самостоятельно выполняет задание, общее для всего класса, без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе.

При выборе формы организации урока учитель ориентируется на возраст учащихся и их физическую подготовленность, на этапы урока, тип урока и т.д. Главный источник  воспитательной роли заключается в характере проявления личности при той или иной форме. Лидерство или соучастие в работе коллектива, соревнование в темпах выполнения работы, чувство ответственности за качество своего труда, увлеченность самостоятельным выполнением работы, горячая заинтересованность и многое другое - все это лишь отдельные примеры нравственного, эстетического, в целом социального воспитания, обусловленного именно разумным сочетанием форм организации познавательной деятельности учащихся.

 

Список литературы:

1. Бабина Н.Ф. Как развивать познавательную активность учащихся. Школа и производство / Н.Ф. Бабина, 2002. – №3. – С.8

2. Берберян А.С. Девятых С.Ю. Инновации и современные технологии в системе образования. – Материалы международной научно-практической конференции, 20–21 февраля 2011 г. – Пенза – Ереван – Шадринск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. – 317 с.

3. Витковская И.М. Обучение младших школьников в совместной деятельности / И.М. Витковская, – Псков, 2000. – 96 с.

 

. . . . .