Формы организации учебной деятельности и их особенности
Формы организации учебной деятельности и их особенности
Авторы: Падерина Наталья Юрьевна
и Эйстрих Галина Петровна
МОУ "СОШ № 1", г. Энгельс, Саратовская область
Тематическая рубрика: Общая педагогика.
Учебная деятельность – это деятельность учащихся, направленная на овладение учебным материалом и решение учебных задач.
Одним из условий повышения качества знаний школьников является рационализация их учебной деятельности, предполагающая специальные педагогические приемы и способы построения учебной работы.
Рационализация учебной деятельности – это введение более целесообразной организации учебной работы в соответствии с личными и общественными потребностями, придание учебно-познавательной деятельности более совершенного характера, улучшение способов ее выполнения на основе изучения ее механизмов.
Признак рационализации – умение планировать деятельность, чтобы несколько процессов, задач, действий, операций осуществлялись одновременно.
Говоря о рационализации учебной деятельности учащихся на уроках физической культуры, следует придерживаться следующих правил:
- тщательно отбирать содержание учебного материала для организации самостоятельной работы школьников в соответствии с их возможностями;
- чаще менять виды деятельности учащихся на уроке;
- используйте индивидуальный и дифференцированный подходы в процессе обучения;
- не допускать перегрузок учащихся;
- чаще давать задания с опорой на познавательный творческий интерес учеников;
- организовывать самостоятельную работу учащихся так, чтобы у них развивались как общеучебные, так и специальные умения;
- соблюдать необходимые санитарно-гигиенические условия при проведении урока (освещенность, оптимальный температурный режим и др.)
В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. Систему форм учебной деятельности учащихся на уроке составляют индивидуальная, фронтальная и групповая.
Индивидуальная работа - самостоятельная работа учащихся по выполнению учебных заданий.
Фронтальная работа - работа со всем классом.
Групповая форма работы предусматривает:
• составление групп на разных основаниях;
• совместное выполнение одинаковых/ различных заданий;
• наличие учеников разного уровня подготовки в каждой группе.
Данные формы организации учебной деятельности применяются в сочетании.
Групповая форма организации учебной деятельности. Особенности и преимущества:
- Активизация познавательной деятельности через организацию совместных действий
- Развитие умений организации совместной деятельности
- Развитие межличностных отношений
- Взаимообучение (горизонтальное обучение)
- Развитие умений руководить, выполнять поручения, подчиняться
- Развитие умений рефлексии совместной деятельности
Группы могут комплектоваться по желанию, по выбору педагога, по выбору лидера, по определённому признаку.
Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся – это такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу.
- Помогает выстроить индивидуальную траекторию обучения каждого учащегося;
- Способствует воспитанию самостоятельности учащихся, организованности;
- Охват упражнениями всех занимающихся, высокая плотность урока.
Индивидуальная форма организации учебной деятельности Виды индивидуальной формы организации учебной деятельности:
- Ученик самостоятельно выполняет задание, подобранное специально для него, в соответствии с подготовкой и учебными возможностями.
- Ученик самостоятельно выполняет задание, общее для всего класса, без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе.
При выборе формы организации урока учитель ориентируется на возраст учащихся и их физическую подготовленность, на этапы урока, тип урока и т.д. Главный источник воспитательной роли заключается в характере проявления личности при той или иной форме. Лидерство или соучастие в работе коллектива, соревнование в темпах выполнения работы, чувство ответственности за качество своего труда, увлеченность самостоятельным выполнением работы, горячая заинтересованность и многое другое - все это лишь отдельные примеры нравственного, эстетического, в целом социального воспитания, обусловленного именно разумным сочетанием форм организации познавательной деятельности учащихся.
Список литературы:
1. Бабина Н.Ф. Как развивать познавательную активность учащихся. Школа и производство / Н.Ф. Бабина, 2002. – №3. – С.8
2. Берберян А.С. Девятых С.Ю. Инновации и современные технологии в системе образования. – Материалы международной научно-практической конференции, 20–21 февраля 2011 г. – Пенза – Ереван – Шадринск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. – 317 с.
3. Витковская И.М. Обучение младших школьников в совместной деятельности / И.М. Витковская, – Псков, 2000. – 96 с.