Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование здоровьесберегающих компетенций на уроках физической культуры

Дата публикации: 2023-03-15 02:30:11
Статью разместил(а):
Колмыкова Ирина Викторовна

Формирование здоровьесберегающих компетенций на уроках физической культуры в рамках оздоровительно-профилактических мероприятий в режиме учебного дня обучающихся

Автор: Колмыкова Ирина Викторовна

МОАУ «СОШ № 6 имени  А.С. Пушкина», г. Бузулук Оренбургской области

 

Одной из актуальных проблем современной методики преподавания физической культуры в школе является поиск эффективных способов и методик проведения оздоровительных мероприятий для повышения физического развития и здоровья учащихся.

Общеизвестно, что здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, который включает в себя три компонента: уровень жизни, качество жизни, стиль жизни. Мы, учителя, в своей работе не можем  изменить первый и второй компоненты, но можем повлиять на стиль жизни. Быть здоровым – естественное стремление человека. Первый, основной признак здорового образа жизни - это регулярная физическая и двигательная активность, поэтому работа  по сохранению здоровья учащихся и воспитанию здорового поколения для меня была и по-прежнему остается актуальной и значимой. Как увлечь детей физкультурой, сформировать потребность и привычку самостоятельно регулярно заниматься физическими упражнениями? Как со школьной скамьи привить потребность к здоровому образу жизни? Универсальных рецептов нет. Есть только опыт учителей.

Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условиях особую актуальность приобретает проблема здоровьесберегающих компетенций учащихся, сохранение здоровья подрастающего поколения. Здоровье детей в любом обществе и при любых  ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности.

Я осуществляю преподавание физической культуры в 6-11 классах по учебно-методическому комплекту «Школа России», рабочая программа которого разработана мною на основе ФГОС ООО, ФГОС СОО, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, гражданина России, планируемых результатов  основного общего образования.

Моя личная концепция, как педагога - научить ребенка учиться, преодолевать самого себя. В своей педагогической деятельности руководствуюсь  высказыванием древнего китайского мудреца Лао-То: «Тот,  кто может победить другого – силен, тот, кто побеждает самого себя, - воистину могущественен». Это и стало моей педагогической философией. Основные педагогические  качества, которые мне присущи: 

• любовь к малой Родине,

• преданность профессии, спорту,

• ведение здорового образа жизни, 

• постоянное стремление к повышению своего профессионального мастерства,  

• воспитание у детей сознательного отношения к занятиям физической культурой   и спортом,  

• жизнерадостность и доброе отношение к людям.       

Сохранение условий для укрепления здоровья обучающихся является моим приоритетным направлением в работе педагога. Я считаю, что с раннего детства ребенка необходимо приобщать к здоровому образу жизни, активным занятиям физическими упражнениями и спортом с учетом его интересов, запросов, склонностей и способностей. Именно поэтому владею основами не только классических видов спорта, таких как настольный теннис, баскетбол, но и основами современных оздоровительных систем и методик. На своих занятиях применяю здоровьесберегающие приёмы. Основными принципами в своей работе считаю:

1. «Не навреди!» - все применяемые методы, приёмы, средства стараюсь  обосновать, проверить на практике, чтобы они  не наносили вред здоровью ученика.

2. «Приоритет - ЗДОРОВЬЮ!» - всё используемое на занятиях оценивается с позиции влияния на психофизиологическое  состояние участников образовательного процесса.

3. «Взаимоотношения» - ученик является непосредственным участником здоровьесберегающего мероприятия.

4. «Обучение по возрасту» - объём учебной нагрузки, сложность материала соответствуют возрасту ученика.

Кропотливая работа на каждом уроке приводит к положительным результатам. Ученики 10 классов успешно справляются с  региональным обязательным зачётом по физической культуре. Средний балл составляет в 2020-2021 учебном году – 4,6  в 2021-2022 учебном году – 4,8.

По итогам 2020-2022 учебного года обучающиеся имеют 100 % успеваемость по предмету и стабильно высокое качество  знаний  в 2020-2021 учебном году – 91 %, в 2021-2022 учебном году – 96 %. Показатели качества знаний обучающихся за последние три года подтверждает результативность используемых технологий, методов и приемов обучения.   

Мониторинг качества и успеваемости обучающихся   

 

Входное

контрольное тестирование

Промежуточная аттестация

 

% успеваемости

 % качества знаний

% успеваемости

% качества знаний

2020-2021

100

81

100

84

2021-2022

100

86

100

87

2022-2023

100

89

100

 

На уроках и внеклассных занятиях я ориентирую каждого ученика на развитие физических качеств, формирование ЗОЖ, личностный рост. Высокомотивированные ученики – участники и призеры на муниципальном этапе Всероссийской предметной олимпиады школьников по физической культуре. Физически мотивированные занимаются в спортивных секциях, кружках, студиях. Понизилось количество освобождённых от уроков обучающихся. Повышается количество обучающихся в спортивных секциях и внеурочных занятиях.

Как классный руководитель использую инновационные воспитательные технологии, направленные на всестороннее воспитание и развитие детей  среднего школьного возраста. Справедливое отношение к каждому ребенку, тесная связь с родителями помогает мне в формировании личности ребенка, его социализации.   

Опыт своей педагогической деятельности распространяю через участие в работе школьного, муниципального методических объединений учителей физической культуры, в областных и во всероссийских конференциях, имею публикации в профессиональных сообществах. Являюсь постоянным слушателем  вебинаров  издательств «Просвещение» и «Я – Учитель», использую учебные платформы ЯндексУчебник, Мультиурок, Инфоурок.

Свой профессиональный уровень повышаю через инновационные формы методической работы. В последние годы работаю над методической темой «Формирование здоровьесберегающих компетенций на уроках физической культуры  в рамках оздоровительно-профилактических мероприятий в режиме учебного дня обучающихся». За время педагогической работы мною создана своя система  форм, методов и приемов обучения, которая дает положительные результаты.

Свои уроки я строю так, чтобы каждый обучающийся стремился к самооценке, самоанализу и самосовершенствованию своих возможностей, а это позволяет включать в активную деятельность на уроке не только сильных, но и более слабых, а также медлительных учеников и способствует поднятию на более высокий уровень двигательных умений и навыков. Достижение более высокого результата (для одного ученика победа в игре на уроке, для другого – победа на соревнованиях) вызывает положительные эмоции от уроков физической культурой, способствует движению вперед и развитию ребенка.

Уроки физической культуры преподаю в среднем и старшем звене. Преподавать физическую культуру начинаю с  пятого класса и обучаю  их  до  одиннадцатого. Поэтому на первой ступени формируем с ребятами, родителями, классными руководителями «Паспорт здоровья школьника».                

Это одна из новых форм организации здоровьесберегающей  компетенции, она позволяет организовать личностно-ориентированный подход по сохранению и укреплению здоровья ребёнка, способствует формированию мотивации к развитию здорового образа жизни, на ценностное отношение к здоровью на основе полных данных о состоянии здоровья каждого ученика. Работа с паспортом доступна и не лишает педагога творчества. Последние три года я совершенствую и апробирую «Паспорт здоровья  школьника», в нём наглядно показано, как развивается ребёнок, его физические результаты, отслеживается мониторинг заболеваний. Учащимся это помогает стремиться к достижению результатов и их улучшению.

Я в свою очередь отслеживаю как изменяются физические показатели из года в год. Это даёт возможность наглядно видеть результаты своей работы. Для реализации поставленных целей и задач использую все возможные формы работы учеников на уроке: групповые,  индивидуальные. При этом учитываю интересы учеников, их двигательные и психические возможности. Как известно, в классе, который приходит на урок физической культуры, далеко не одинаковый состав учащихся. Все они заметно отличаются по своему физическому развитию, состоянию здоровья, подготовленности. Есть ученики, хорошо физически подготовленные. И наряду с ними – ученики со средней и даже слабой подготовкой. Кто-то часто болеет ОРЗ или  имеет хроническое заболевание, а кто-то абсолютно здоров. Для того чтобы правильно организовать работу с учениками, не нанести  им вред, учитель должен знать состояние здоровья учащихся. Поэтому данную технологию считаю  актуальной.

«Паспорт здоровья школьника» включает  следующие сведения:

1. Общие сведения о ребёнке. 

 - Фамилия, имя, отчество ребёнка 

 - Дата рождения  

 - Год поступления в школу

 - Группа крови, резус- фактор

 2. Показатели физического развития 

- Рост (см)

- Вес тела (кг)

- Окружность грудной клетки (см)

- Пульс (уд/м)

- Артериальное давление

- Медицинская группа   

- Мониторинг освобождения от уроков физкультуры.

3. Показатели физической подготовленности 

- Челночный бег(3х10)

- Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)

- Наклон вперед из положения стоя (см)

- Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз)

- Поднимание туловища из положения лёжа (количество раз)

Важнейшими параметрами здоровья и индикаторами социального благополучия общества являются показатели физического развития человека.

Показатели физического развития – это антропометрические данные, темпы их изменения в процессе роста, гармоничность развития, соотношение календарного и биологического возраста, конституционные особенности.

Эти знания позволяют использовать показатели физического развития для измерения, сравнения с нормативными показателями.

Физическое развитие остается одним из важнейших показателей здоровья и возрастных норм совершенствования, поэтому практическое умение правильно оценить его будет способствовать воспитанию здорового поколения. Умениями и навыками антропометрических измерений обучающиеся начинают овладевать на теоретических уроках по теме «Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки на уроках физической культуры».     

Систематический контроль уровня физической подготовленности учащихся даёт мне возможность управлять учебным процессом и вовремя вносить соответствующие коррективы в процесс обучения. Он позволяет на основе полученных мною данных и рекомендаций НИИ физиологии детей и подростков в указанных   тестах определить уровень физического развития школьников.

Контроль уровня физической подготовленности учащихся позволяет выявить степень подготовленности учащихся к сдаче учебных нормативов, готовность школьников к изучению программного материала.

Для педагогического контроля физической подготовленности, развития двигательных качеств учащихся с учётом личностно – ориентированного подхода использую следующие тесты:

- челночный бег(3х10);

- прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см.);

- наклон вперед из положения стоя (см.);

- сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз);

- поднимание туловища из положения лёжа (количество раз).

Упражнения выполняет сначала группа мальчиков, затем группа девочек.

Результаты тестирования записываются в соответствующие графы «Паспорта здоровья школьника», что очень удобно при выявлении претендентов на участие в фестивале ГТО. Для повышения интереса и мотивации, измерения показателей физической подготовленности провожу в рамках урока Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».  Используется метод «круговой тренировки». “Круговой” ее называют потому, что упражнения выполняются по кругу, состоящему из нескольких “станций”. (В теории “круговая тренировка” “станцией” называют место, на котором выполняется упражнение).  Перед началом урока проводится инструктаж работы на станциях. Прохождение станций по времени (4-5 минут):

1 станция – наклон вперед из положения стоя на полу,  гибкость (1 попытка),

2 станция – прыжок в длину с места толчком двумя ногами (3 попытки) засчитывается лучший результат,

3 станция – сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз),

4 станция - поднимание туловища из положения лёжа (количество раз).

Карточки оформляются на станциях. Работа на станциях проходит под руководством капитана группы. Если возникают затруднения,  ребята обращаются за помощью к учителю, который контролирует процесс выполнения упражнений.

Измерения записывает каждый учащийся в свою карточку, а потом в «Паспорт здоровья школьника». По каждому тесту, который выполнил ученик, выставляется знак ГТО.

Б.А. Ашмарин [1] предлагает проводить тестовые проверки в виде соревнований с объявлением результатов и выделением лучших. Это побуждает учеников проявлять максимум усилий и, следовательно, позволяет выявить истинный уровень подготовленности учащихся. Данной рекомендацией я пользуюсь на уроках и по окончании тестового контроля  представляю лучших учащихся (шесть) по каждому виду тестов в своей параллели. Учащиеся знают свои результаты, могут в любое время ознакомиться с картой двигательной подготовленности, сравнить свои показатели с показателями других и нормативными, и поставить перед собой цель: улучшить результаты путём систематических самостоятельных занятий, и, следовательно, повышения уровня своей двигательной подготовленности.

При таком контроле и информативности можно планировать рост показателей двигательной подготовленности индивидуально для каждого ученика, а также производить корректировку программного материала по развитию физических качеств учащихся.  

Для  меня, учителя физической культуры, уроки в большей мере направлены на достижение высоких результатов, на повышение их оздоровительного влияния на учащихся и формирование у них потребности в здоровом образе жизни. Для решения такой проблемы наиболее эффективными средствами являются прежде всего спортивные игры. Для учителей становится все более актуальным введение новых методик проведения занятий, технологий оценивания  своих уроков для повышения мотивации учащихся. 

Каждый из коллег может сказать, что хорошо работать с высоко мотивированными и физически развитыми учениками. А что делать с теми, кто не горит желанием учиться?

Вторая ступень. Я работаю с ребятами младшего подросткового возраста, это обучающиеся  5-7 классов. Возраст замечательный, но им всё труднее становится прививать навыки ЗОЖ. И на этом ступени мне помогают интерактивные средства обучения,  современные гаджеты. Последнее время  в рамках апробации  использую на уроках фитнес-трекеры. Фитнес-трекер — устройство, которое отслеживает физическую активность пользователя. Можно использовать и пульсометры - это отдельные  устройства, аналога фитнес-трекеров  или умных часов. Всё это своего рода современный вариант ведения дневника.

Функционал фитнес-трекера способен значительно упростить и повысить эффективность самоконтроля учащихся, сделать процесс выполнения упражнений и их результаты более интересными и наглядными.  

Позволяет наиболее корректно и эффективно обеспечивать следующие задачи:

1) контроль физической активности учащихся на уроках физической культуры;

2) оценка уровня физической подготовки учащихся и адекватности выполняемых ими физических нагрузок в течение урока;

3) осуществление персонализированного подхода к каждому учащемуся во время урока физической культуры;

4) обеспечение учащихся индивидуальным планом физической активности в соответствии с их целями и состоянием здоровья.

При этом полученные данные можно использовать не только для подсчета статистики и проведения исследования, но и для личного ознакомления ученика, поддерживая его мотивацию и вовлечение в процесс. На уроках мы с ребятами фиксируем все показатели в дневниках, обсуждаем, делаем выводы.

Третья ступень. Просто выполнять физические упражнения  уже не всегда интересно, поэтому включаю в уроки разнообразные комплексы общеразвивающих упражнений с различными предметами (гимнастические палки, скакалки, обручи, теннисные мячи, медициноболлы, гантели) под музыкальное сопровождение.

Музыкальное сопровождение создает не только хорошее настроение и повышает эффективность движений,  оказывает положительное стимулирующее воздействие на центральную нервную систему, динамику выносливости, состояние здоровья и эмоциональный настрой обучающихся.

Очень важно при подборе музыкального сопровождения учитывать его темп, ритм, характер (настроение), чтобы связь движений с музыкой была органичной. Темп музыкального произведения во многом диктует  интенсивность выполнения упражнений.   Выбирая музыкальное  произведение, учитываю количество акцентов в минуту (ударных долей такта). Для этого нужно взять секундомер, включить музыку и сосчитать количество акцентированных нот   за 10 секунд (сколько счетов укладывается в определенный промежуток времени), затем умножить полученную цифру на шесть – это и будет характеристика темпа.

При выборе музыкального произведения учитывается количество акцентов в минуту (ударных долей такта):

· 50—90 акцентов в минуту — такая спокойная мелодия подойдет для упражнений на растягивание, расслабление;

· 100—120 акцентов в минуту — более быстрая — для упражнений на развитие мышц шеи, рук, плечевого, брюшного пояса и т.п.;

· 120—180 акцентов в минуту — ритмичная, быстрая мелодия — для упражнений высокой интенсивности, подскоков, танцевальных движений.

Мною создана подборка музыкальных файлов для проведения уроков физической культуры. Музыку подбираю из последних современных хитов, что сразу повышает интерес.

Четвёртая ступень. Опыт работы показывает, что использование подвижных игр в любом разделе программного материала, в любой части урока повышает мотивацию ребят к занятиям физической культурой, решает глобальные компетенции. Вспомните, как играющие дети счастливы, изобретательны, неутоми­мы, как, увлекаясь игрой, они отдаются ей всей душой, забывают о своих физи­ческих недостатках и слабостях и бук­вально превосходят сами себя, демонст­рируя результаты, нередко невозможные в условиях обычной деятельности.

Свя­занные с игрой азарт, душевный подъ­ем, неуёмное стремление к победе пси­хологически закономерно вызывают у её участников проявление необыкновенной смелости, сметливости, расчётливости, силы, быстроты, ловкости и целый ряд других ценных личностных качеств. В настоящее время на разных сайтах можно найти огромное количество предлагаемых коллегами подвижных игр. Я систематизировала их и теперь применяю в своей работе. Например, во время уроков по баскетболу в 6-7 классах, использую подвижные игры с мячом, тем самым привлекаю даже тех ребят, которые показывают низкую игровую мотивацию.

Не менее важным на уроке считаю применение игры на внимание, короткие блиц-викторины о здоровье. Разнообразие таких приёмов обладает уникальным свойством формирования важных двигательных навыков и умений школьников, всестороннего развития их физических и психических качеств, является эффективным средством укрепления здоровья. Опыт работы по применению указанных выше методик я представила на заключительном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Мой лучший урок» в городе Москве.                          

Урок проводился в 7 классе, списочный состав класса 27 человек, присутствовало 24 человека, из них 2 человека подготовительной группы. Конспект урока соответствует его рабочему плану и методическим требованиям, а также возрастным особенностям обучающихся. Тема урока «Игровая деятельность в баскетболе как средство  формирования здорового образа жизни обучающихся».

Обучающиеся к началу урока были в спортивной форме. Спортивный зал проветрен, подготовлен спортивный инвентарь для каждого ученика. Здоровье созидающий потенциал урока выполнен. Урок начался  своевременно, с построения.  Каждая из структурных частей урока соответствовала своему назначению. Ясно и четко были объявлены задачи урока, отгадав загадку, обучающиеся раскрыли тему урока. В процессе проведения урока мною были использованы основные принципы организации деятельности:

- принцип опоры на индивидуальные особенности каждого ученика,
- принцип саморазвития,
- принцип гуманных отношений - доброжелательный тон, взаимопонимание, содействие ученику в разрешении поставленной задачи.

Подготовительная часть урока длилась 12 минут, цель её заключалась в создании условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, функциональной подготовки их организма к нагрузкам в основной части.

На данном этапе обучающиеся выполняли строевые упражнения, ходьбу с заданиями для профилактики плоскостопия,  специальные беговые  упражнения. Было организовано постепенное  разогревание опорно-двигательного и мышечного аппарата обучающихся. Общеразвивающие упражнения проводились в музыкальном сопровождении,  в процессе выполнения которых были задействованы все группы мышц. Также развивалось умение согласовывать движения с музыкой. Мною был использован метод рассказа и показа. При переходе к основной части урока были использованы дыхательные упражнения, которые способствовали восстановлению дыхания и одновременно решали немаловажную оздоровительную задачу на  развитие дыхательной мускулатуры.

Основной этап урока продолжительностью 25 минут был посвящён выполнению главных задач: обучающиеся выполняли упражнения для развития координации и точности, совершенствовали ведение мяча. После обучающих упражнений с целью увеличения физической нагрузки и совершенствования двигательных действий учащиеся выполняли задания соревновательного характера (подвижные игры «Один хвост хорошо, а два лучше», «Самый быстрый»). Упражнения логически были выстроены по принципу от простого к сложному. Игровая форма дала возможность использовать всю полезную часть спортивного зала.

Обучающиеся проявляли находчивость, умение взаимодействовать в группах (командах), ведь соревновательный метод позволяет стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития, обеспечивает максимальную физическую нагрузку, содействует воспитанию волевых качеств.

Достижению цели урока «Баскетбол как средство формирования потребности в ЗОЖ» соответствовала небольшая теоретическая викторина, отвечая на вопросы которой, обучающиеся узнавали, как занятия спортивными играми влияют на организм человека.

В заключительной части урока, которая длилась 4 минуты, проводилась игра на внимание «Собери пазл», способствующая восстановлению функционального состояния организма обучающихся.

Таким образом, все вышеуказанные воздействия на учащихся помогали мне эффективно решить задачи заключительной части урока, направленные на расслабление и отдых после перенесённых нагрузок, быстрое и полное восстановление затраченных сил.

Такой подход к организации урока способствует привитию учащимся основополагающих идей физической культуры. Ведь именно для того, чтобы урок носил здоровьесберегающий потенциал, он должен быть логически и  грамотно завершён. Обучающиеся получили дифференцированное домашнее задание.

Итак, каждая из структурных частей урока соответствовала своему назначению. На протяжении всего урока мною использовались  разнообразные формы и методы работы. Среди них фронтальный – при выполнении разминки;  групповой – в основной части  урока, с целью мотивации; словесный – при отработке навыков, игровой - в процессе соревнований, а также наглядный метод, работа по образцу, взаимоконтроль и самоконтроль, индивидуальный и  комбинированный.

Всегда на уроке использую методы стимулирования и мотивации:

1. Наличие игр, которые любят учащиеся, соревновательный элемент.

2. Учёт физических возможностей учащихся  путем дифференциации.

Достоинством урока стало использование функциональной музыки, которая несла важную дидактическую нагрузку. Она стала эффективным контролёром физической нагрузки, темпа движения в разминке.

В процессе урока наблюдалось постепенное повышение мотивации обучающихся на занятии, ими были хорошо освоены технические  действия. Можно было заметить прослеживается то, что обучающиеся получают удовлетворение в своих личностно-ориентированных потребностях, которые были выражены в использовании полученных умений и навыков в пределах проведенного  занятия.   

Решению оздоровительной задачи было уделено особое внимание. В процессе урока постоянно, согласно методике менялся объём физической нагрузки, что позволило мне на протяжении всего урока следить за физическим состоянием обучающихся и судить по внешним признакам о  степени их утомляемости. Все это позволило добиться максимальных результатов и свести к нулю риск травматизма. Таким образом, можно сказать, что использование здоровьесберегающих технологий имеет свой результат и положительное влияние на учебный процесс.    

Пятая ступень. Здоровьесберегающие компетенции на уроках физкультуры - это актуально, но ведь не менее важны и глобальные компетенции, применяемые в форме физкультурно-оздоровительных и профилактических мероприятий в режиме учебного.  

Опыт работы убедительно доказывает, что физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня школьника имеет огромное значение, она содействует повышению двигательной активности учащихся, воспитанию привычки к   систематическим занятиям физическими упражнениями. Несколько лет назад, начав фундаментально изучать это направление, проводила разные мероприятия, физминутки  в нескольких вариантах, во время  предметной недели проведена апробация «Подвижных перемен», где наблюдала над тем, как  можно применить опыт работы на уроках в  нашей школе. Методом проб и ошибок получился отработанный комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий, адаптированный под нашу школу.

Гимнастика до начала учебных занятий.

Гимнастика до учебных занятий в режиме школьного дня дополняет утреннюю зарядку, проводимую дома. Ее цель — способствовать организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности учащихся на уроках. Основа гимнастики до занятий — это комплекс физических упражнений для различных мышечных групп. В комплекс должны включаться упражнения для мышц верхнего плечевого пояса (движения руками и головой), мышц спины и брюшного пресса (наклоны вперед, назад, в стороны), мышц нижних конечностей (приседания, выпады), подскоки. Начинать и заканчивать комплекс необходимо ходьбой на месте. Общее руководство проведением гимнастики до занятий осуществляет учитель физкультуры. Учителя-предметники контролируют проведение гимнастики в том классе, где у них первый урок. Для того чтобы гимнастика до учебных занятий проходила наиболее организованно и эффективно, необходимо привлекать к ее проведению физкультурный актив. В каждом классе,  начиная с первого,  есть  физкультурные организаторы и 1-2 помощника для демонстрации правильного выполнения упражнений. Инструкторы - общественники из числа учащихся старших классов проводят гимнастику с учащимися 1-11 классов. Продолжительность гимнастики не должна превышать 6-7 мин (в младших классах - не более 5-6 мин). 

Разработаны  комплексы, куда  включены наиболее простые упражнения, не требующие сложной координации, не дающие силовую нагрузку, исключающие упоры присев, отжимания и т.д. Комплексы упражнений  изучаем на уроках физкультуры. Их следует менять не реже одного раза в месяц (желательно через каждые две недели). Каждый комплекс состоит из 5-6 упражнений. Количество повторений каждого упражнения - по усмотрению учителя. Наша школа радиофицирована, поэтому зарядку  мы  выполняем под музыку.     

Физкультурные минутки и физкультурные паузы. 

Физкультурная минута в режиме дня ученика проводится во второй половине урока, когда заметно утомление учеников и появляется задача поднятия работоспособности. Физкультминутка длится 1-3 минуты. Перед началом физкультурной минутки помещение проветривается, а учащиеся заканчивают работу. Затем учитель или физорг класса показывает упражнение, сопровождая показ объяснением. После этого он предлагает делать его всем учащимся класса. Упражнение выполняется 3-4 раза в 1-2 классах и 5-6 раз в 3-4 классах. Таким же образом выполняются второе и последующие упражнения. Ведь прав был К.Д. Ушинский, который сказал: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».

Гигиеническая ценность физкультурной минуты в том, что она уменьшает статическое напряжение, возникшее в результате длительного сидения за партой, способствует выпрямлению позвоночника. 

Упражнения должны соответствовать возрастным особенностям, и быть направленными на «потягивание», «выпрямление» и умеренное расслабление мускулатуры тела. Обязательны упражнения на осанку, возможна ходьба на носках с высоким подниманием коленей. Упражнения для ног важны на любых уроках, так как они снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением. 

Упражнения могут выполняться сидя или стоя, амплитуда движений должна быть небольшой, чтобы ученик, выполняя упражнение, не задевал соседа.       

Учитель, как уже отмечалось, должен следить за правильностью выполнения упражнений и при необходимости вносить коррективы. Очень важно разъяснить школьникам, как надо дышать во время выполнения упражнений.

Для большего эффекта рекомендуется время от времени менять содержание физкультурной минутки. Причем заменять можно не весь комплекс сразу, а отдельные упражнения и исходные положения. Полностью упражнения комплекса заменяются новыми обычно через каждые 2-3 недели.    

Физкультминутки лучше всего систематизировать:

1. Оздоровительно-гигиенические физкультминутки. Их можно выполнять как стоя, так и сидя, расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ножками». На уроках можно проводить зарядку для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети могут следить за движением руки учителя глазами. 

2. Физкультурно-спортивные физкультминутки. Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.

3. Двигательно-речевые физкультминутки. Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.

4. Танцевальные физкультминутки. Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.

5. Подражательные физкультминутки. Зависят от фантазии и творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.

Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Подвижные перемены.

Подвижные игры во время перемен в школе дают возможность детям снизить утомление, накопившееся на уроках, и восстановить работоспособность. Подвижная перемена положительно влияет на эмоционально - психологическое состояние детей, развивает ловкость и координацию движений. Она формирует командный дух, взаимовыручку и упорство. В игры можно играть как всем классом, так и небольшими группами. Подвижная перемена обычно проводится после второго и третьего уроков.

В начальных классах за каждым классом закреплено место проведения игр, которое соответствует правилам техники безопасности. Инвентарь для проведения игр лучше иметь в классе. Учащиеся организованно выходят из классов. Дети любят, когда игры, которые проводят старшеклассники и учителя начальных классов, носят сюжетный характер. А использование игрушек и инвентаря (мячей, скакалок) придаёт перемене необходимый эмоциональный фон.

Для ребят средней школы в фойе установлены теннисные столы, где они проводят свои подвижные перемены.

Также мы продумали проведение подвижных перемен в спортивном зале. На второй перемене приходят 5-6 классы, на третьей перемене - 7-8 классы, на - перемене 9-11 классы. Как правило, ребята играют в спортивные игры: баскетбол, волейбол по упрощённым правилам. Однозначно, что подвижная перемена проводится в заранее подготовленных местах, но без принуждения учащихся к обязательному выполнению намеченных упражнений и игр. Руководит подвижной переменой учитель при активной помощи старшеклассников из «Движения первых».    

При проведении подвижных игр и физических упражнений на перемене стоит следить за правильным распределением физической нагрузки на  организм учащихся, к концу перемены - постепенное снижение нагрузки. В то время пока дети находятся на переменах, классные комнаты проветриваются, что играет важную роль в профилактике распространения вирусных респираторных инфекций.

Все рассмотренные выше здоровьесберегающие компетенции имеют оздоровительную направленность, поэтому здоровьесберегающую деятельность нужно использовать в комплексе, чтобы она сформировала у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.   

Отслеживая динамику  физического развития групп здоровья,  можно сказать, что ситуация медленно, но меняется в положительную сторону. Так,  в этом учебном году двое ребят из СМГ «А» перешли в подготовительную группу. Увеличился процент учащихся основной группы здоровья.  

 

Год обучения

Основная группа  

Подготовительная группа

Специальная медицинская группа

2020-2021 

646 человек (71%)

  224 человек (25%)

      34 человек (4%)

2021-2022 

682 человек (73%)

  218 человек (24%)

      26 человек (3%)

2022-2023 

705 человек (75%)

214 человек (22,2%)

24 человек (2,8%)

В дальнейшем планируется целенаправленная работа по сохранению здоровья детей, следуя заветам Жана Жака Руссо, который сказал о том, чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, нужно сделать его крепким и здоровым. Обобщённый опыт работы был представлен на заключительном этапе всероссийского конкурса профессионального мастерства «Мой лучший урок» в городе Москве и нашёл положительные отзывы коллег.  

Методические материалы из представленного опыта работы по теме «Формирование здоровьесберегающих компетенции на уроках физической культуры в рамках оздоровительно-профилактических мероприятий в режиме учебного дня обучающихся» будут полезны для использования педагогами образовательных организаций, а также в качестве методического пособия для студентов педагогических учебных заведений и молодых учителей для ликвидации профессиональных дефицитов.

 

Литература:

1. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в школьных учреждениях. – М.: Мозайка-Синтез, 2015. – 112 с.

2. Бурухин С.Ф. Методика обучения физической культуре. Гимнастика. М.: Юрайт, 2019. - 174 с.

3. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. - 216 с.

4. Герасимова Т.В. Формирование навыков здорового способа жизни методами оздоровительной физической культуры // Педагогика, психология и медико-биол. проблемы физич. воспитания и спорта. – 2009. - № 10. – С. 25-27.

5. Евдокимов В.И. Оздоровительная физическая культура - средство оптимизации профессионального здоровья и качества жизни / В.И. Евдокимов, О.А. Чурганов // Актуальные проблемы физической подготовки. - 2007. - № 2. - С. 68-72.

6. Каштанова Т.В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении. – М., 2002. 128 с.

7. Кирпиченков А.А. Оздоровительно-развивающие занятия на основе комплексного применения физических упражнений. - Смоленск, 2012. - 21 с.

8. Лебедева Н.Т. Двигательная активность в процессе обучения младших школьников. М., 2000. 156 с.

9. Митриченко Р.Х. Модель организации рекреационных занятий физической культурой. Волгоград, 2012. 26 с.

10. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. - 4-е изд., стер. - М.: «Академия», 2008. -176с.

 

. . . . .