Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Система работы над монологическим высказыванием на ранней ступени изучения английского языка

Дата публикации: 2023-04-07 19:31:45
Статью разместил(а):
Емашова Елена Васильевна

Система работы над монологическим высказыванием на ранней ступени изучения английского языка

Автор: Емашова Елена Васильевна

МКОУ "СОШ с УИОП № 3", г. Яранск Кировской области

 

Аннотация: Одной из основных целей уроков английского языка является развитие коммуникативных умений и навыков. В условиях изучения иностранного языка в школе можно говорить о разных условиях сформированности монологической речи в зависимости от самостоятельности и творчества, которые проявляют обучаемые.

Ключевые слова: Монологическое высказывание, развитие коммуникативных умений, тематическое содержание высказывания, способность к общению на иностранном языке.

 

Теоретические основы темы.

Чему учить и как учить – это главный вопрос для педагога. Я, как и многие мои коллеги, понимаю, что новый этап культурного и социально-экономического развития общества настоятельно требует кардинальных изменений в содержании школьного образования.  Но в современном информационном обществе полученные фактологические знания очень скоро теряют свою  полезность. Актуальными становятся активные способы деятельности, умение ориентироваться в явлениях действительности, умение ориентироваться в мире ценностей, готовности к профессиональному выбору. Вот почему все более насущным становится тезис о том, что школа не должна научить на всю жизнь - школа должна научить учиться всю жизнь.

В обновленном Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования определены планируемые результаты по английскому языку: способность ставить и решать посильные коммуникативные задачи, адекватно использовать имеющиеся речевые и неречевые средства общения, формирование положительной мотивация и устойчивого учебно-познавательного интереса к предмету «Иностранный язык», а также овладение необходимыми универсальными учебными действиями и специальными учебными умениями для успешной учебной деятельности по овладению иностранным языком на следующей ступени образования.

Но в силу специфики предмета одной из основных целей уроков английского языка является развитие коммуникативных умений и навыков. И я стараюсь ученикам подбирать задания, которые  учат участников планировать учебное сотрудничество, взаимодействовать в коллективе, решать возникающие проблемы и разрешать конфликты, а также использовать различные средства передачи информации другим людям, в частности, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, а, именно, составлять монологическое высказывание. «Монологическая речь – форма речи, обращенная к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; в отличие от диалогической речи характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностью».

В условиях изучения иностранного языка в школе можно говорить о разных условиях сформированности монологической речи в зависимости от самостоятельности и творчества, которые проявляют обучаемые. Выпускник начальной школы должен получить возможность  делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного, комментировать факты из текста, аргументировать свое отношение к прочитанному, кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения, кратко излагать результаты выполненной проектной работы. В результате обучения выпускник начальной школы научится рассказывать о себе и своём окружении, своей стране и странах изучаемого языка, описывать события, давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей, передавать основное содержание прочитанного текста с/без опоры на текст/ключевые слова/план/вопросы.

Сравнительный анализ изложения ее в различных источниках.

Обучение монологической речи как понятие и как терминологическое сочетание заняла прочное место в методической литературе. В настоящее время имеется достаточно богатый опыт методической организации обучения монологической речи: целый ряд отечественных и зарубежных исследований, посвященных структуре обучения говорению (И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев), общетеоретическим вопросам обучения монологической речи, таким как лингвистическая характеристика монологического высказывания (А.А. Алхазишвили и др.), функциональные типы монологических высказываний (А.К.Артыкбаева, Н.В.Долгалова, М.Н. Калнинь, О.А. Нечаева, Л.И. Новожилова, О.Г. Резель и др.), а также различным аспектам методики обучения монологической речи в средней школе на иностранном языке (А.А. Вейзе, Л.И. Лазаркевич и др.) и вопросам создания системы упражнений для обучения монологической речи в школе за счет построения адекватной интегративной модели работы учителя на основе разработанных  методов, подходов и технологий обучения, дающих возможность реализовать личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку. 

Дидактический анализ (место темы в курсе, цель ее, пропедевтика, основные понятия, анализ практической части) 

Я ставлю перед собой цель: создать условия для формирования способности и готовности к общению на иностранном языке учащихся с разным уровнем речевого развития.

Согласно государственному образовательному стандарту  в области иностранного языка, по окончании начальной школы ученики должны составлять элементарные связные логические монологические высказывания  в форме описания и повествования. Объемом 6-7 фраз. Исходя из поставленных целей, я выбрала такой алгоритм деятельности, который реализует поставленные цели развития коммуникативных умений и навыков учащихся в УМК «Еnjoy English» М.З. Биболетовой.

Я предлагаю три этапа работы над монологическим высказыванием:

I этап - выработка умения высказать одно предложение по теме.

II этап - работа над логической связью сказанных фраз.

III этап - работа над  увеличением объема высказывания.

Считаю, что организация деятельности учителя состоит в том, что он должен быть рядом и чуть впереди ученика.

Формируя навык использования учащимися слов и выражений в речи, я сначала отрабатываю их в упражнениях, требующих употребление каждого слова или сочетания слов, и лишь потом учу детей комбинировать  их в высказывании.

Раздел 1. Моё любимое время года. Изучается по программе Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. «Английский с удовольствием»  в 4 классе (8 часов).

Цель раздела: создать  условия для формирования умений и навыков монологического высказывания о погоде в разное время года.

Формы контроля: опрос монологического высказывания

Первое знакомство с темой происходит во 2 и в 3 классе, где изучаются следующие лексические единицы:

hot — жаркий

sunny — солнечный

warm — теплый

windy — ветреный

cloudy — облачный

cold — холодный

cool — прохладный, свежий

frosty  — морозный

Season - время года

Autumn – осень

Summer – лето

Winter – зима

Spring - весна

 

 

Основные понятия: Погода вчера и сегодня. Погода, типичная для разных времен года. Описание различной погоды. Погода в разных странах и городах. Предсказания погоды. В результате изучения данного раздела программы учащийся научится:

- рассказывать, о любимом времени года и чем можно заниматься в разное время года

- воспринимать на слух текст и понимать его содержание, излагать информацию из прослушанного текста в виде рассказа

- выразить свое отношение к услышанному

- рассказывать о погоде в разное время года с опорой на ключевые слова.

Метапредметные  УУД, формируемые в данном разделе: 

- формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

- выражать свои предпочтения и отрицания, используя новые речевые клише;  выражать и аргументировать свое отношение к услышанному;

- представлять информацию в сжатом виде на основе образца

- презентовать подготовленную информацию в наглядном и  вербальном виде;

- контролировать и выполнять действие по образцу;

- пользоваться сносками при чтении текста;

- выполнять групповой проект и защищать его в процессе обсуждения с одноклассниками.

Учащийся сможет научиться:

- составить монологическое высказывание в жанре рассказа

- рассказать о погоде без опоры на образец

- строить высказывание с опорой на прочитанный текст

- рассказать о любимом времени года героя рассказа, о своем любимом времени года.

Методика изучения темы «Моё любимое время года».

Урок 1. Тема:  Любимое время года. Виды спорта.

Цель: Создать условия для адекватного произношения  и различия  на слух всех звуков и звукосочетаний английского языка, совершенствование навыка говорения по теме с опорой на наглядность.

На первом этапе упражнения, отрабатывающие фонетическую сторону речи:

Звук [w]    

Why do you cry, Willy?

Why do you cry?

 Why, Willy? Why, Willy?

 Why, Willy? Why? 

Звук [ t ]   It's too rainy

Звук [ r ]   for rugby 

упражнения, отрабатывающие фонетическую сторону речи:

Звук [ ð ]    Weather is hot,

                  Weather is cold,

                  Weather is changing.

Звук [ w ]

Weather Whether the weather be fine,

Or whether the weather be not,

Whether the weather be cold,

Or whether the weather be hot,

We'll whether the weather

Whatever the weather

Whether we like it or not.   

При работе над стихами решаются учебные задачи, связанные с подготовкой к монологическому высказыванию:

· отрабатывается фонетическая сторона речи;

· усваивается и закрепляется лексика;

· развивается навык выразительной речи.

Введение новой лексики по теме с помощью иллюстраций:

Badminton      бадминтон

Basketball        баскетбол

Chess              шахматы

Climbing    скалолазанье

Cycling       велоспорт

Мake a snowman  лепить снеговика

Run              бегать

Skate   кататься  на коньках

Ski  кататься на лыжах

Dive   нырять  

Введение новой лексики по теме с помощью стихотворения:

Spring is green, (Весна зелена)

Summer is bright. (Лето яркое)

Autumn is yellow, (Осень желтая)

Winter is white. (Зима белая) 

Предлагаются упражнения, стимулирующие короткие высказывания детей, в связи с предложенной игровой ситуацией: картинки достанутся тому, кто расскажет, что он любит делать. И я начинаю:  

T:   I like to run .   P 1: I like to ski.    P 2: I like to skate.  

Урок 2. Тема: Погода. Времена года.

Цель: Создать условия для активизации речевых навыков, расширении речевых образцов.

На втором этапе  работы стараюсь выработать логическую связь сказанных фраз. Второй этап предполагает конкретизацию и уточнение сказанного, что влечет за собой нарастание объема высказывания. На этом этапе работы я использую: 

- Упражнения в расширении речевых образцов. Например, дети начальной школы очень гордятся тем, что умеют говорить по-английски. Для того чтобы говорить, как настоящие англичане мы скатаем снежный ком из слов, увеличивая при этом объём предложения,  передавая какого- то зверька из рук в руки.  I likeI like summerI like summer, because it is hotI like summer, because it is hot and I can swim.

- Упражнения на уточнение или обоснование сказанного. Поскольку детям трудно соединить два предложения, я предлагаю игровые ситуации: мы в гостях у старичка-годовичка. Нужно правильно прокомментировать  всё, что мы увидим. Первая группа расскажет, какое время года она любит, вторая группа  опишет это время года, третья группа  должна сказать что можно делать в это время года:

«We like winter»  «Winter is cold»     «We can ski and skate in winter»

«We like spring»   «Spring is warm»   «We can ride a bike in spring» 

Урок 3-4.

Тема: Любимое время года. Погода.

Цель: Формирование умения воспринимать на слух информацию из текста, выражать свое отношение.  

В качестве содержательной опоры я широко использую текст. Уже на дотекстовом этапе учащиеся составляют мини-монологи, предвосхищая содержание текста, комментируя его заголовок и т.д.

- Определите тематическую принадлежность текста 

- Скажите, кому адресован текст 

- Определите характер текста 

- Определите стиль текста 

- Прочтите текст и найдите предложение, в котором сформулирована основная идея текста 

- Ответьте на вопросы к тексту  

- Расставьте предложения в логической последовательности 

Вот некоторые задания, которые я использую уже после прочтения текста: 

- ответить на вопросы на понимание содержания прочитанного 

- согласиться с утверждениями или опровергнуть их 

- определить основную идею текста 

- дать характеристику одному из героев текста 

- рассказать текст от лица одного из героев.

Текст " The Donkey's Favourite Season"

It's winter. It's cold and snowy. The Donkey is sad. "I don't like winter because I haven't got any green grass. I can't walk in the park. In spring I will walk and play with children," says the Donkey.

Spring comes. It's warm and sunny. Now the Donkey is in the park. He has got a lot of green grass to eat. But he is sad again.  "I don't like spring! The children are very noisy in the park. In summer I will dive and swim," says the Donkey.

Summer comes. It's hot. The children dive and swim. They ride bikes and scooters, play badminton and football. But the Donkey is sad again. "I don't like summer because it's very hot. In autumn I will eat apples and carrots," says the Donkey. 

Autumn comes. It's cloudy and rainy. Now the Donkey has got a lot of apples and carrots to eat. But he is sad again. "I don't like autumn because it's cloudy, windy and rainy. In winter I will play snowballs and toboggan." Winter comes. But the Donkey is sad again..

Какое бы задание ни выбрал ученик, это будет не просто механическое заучивание текста, а самостоятельное речевое высказывание, поскольку цель любого из предложенных монологов не дублирует речевую цель автора текста. 

Учащихся увлекает самостоятельное составление плана высказывания (пересказа текста). Одну из форм, которую я предлагаю ребятам - обведение своей руки в тетради. Основанием руки является общая тема. Пальцы - пункты плана.

 

. . . . .