Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Значение наставничества в образовательной сфере

Дата публикации: 2023-04-15 15:45:14
Статью разместил(а):
Остапенко Анна Николаевна

Значение наставничества в образовательной сфере

Автор: Остапенко Анна Николаевна

ГПОАУ АО «Амурский педагогический колледж»

 

Ключевые слова: наставник, наставничество, менторство, коучинг, тьютор.

 

Повышение качества современного образования связывается с решением множества задач: профессиональное развитие педагогов, обеспечение успеха каждого ученика, создание в образовательной организации материально-технических и психолого-педагогических условий, предполагающих успешные взаимоотношения в коллективе и др. Одним из инструментов выстраивания профессиональных, субъектных, межличностных отношений в образовательной организации является наставничество. Благодаря наставничеству возможно обеспечить профессиональный рост педагогов, в данном случае речь идет о наставничестве в системе «учитель – учитель». Потенциал наставничества выражается в выстраивании бесконфликтных взаимоподдерживающих отношений между обучающимися (наставничество в системе «ученик – ученик»). Наставничество способствует налаживанию конструктивных коммуникаций с родителями школьников (наставничество в системе «учитель – родитель»). Также его возможности проявляются в обеспечении педагогической поддержки учащихся (наставничество в системе «учитель – ученик») [1].

В письме Минпросвещения России от 23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» выделены несколько форм наставничества в зависимости от условий реализации программ наставничества [3].

Наставничество как психолого-педагогический курс повышения эффективности образовательной деятельности.

История развития наставничества в России и за рубежом Историки и педагоги, изучающие феномен наставничества (способ, который позволяет передавать знания, навыки и определенные способы деятельности от более опытных людей к менее опытным), сходятся к мысли, что истоки его зарождения можно искать в проявлениях групповой деятельности древних людей. Такая групповая деятельность являлась вынужденной мерой, принятой древними homo sapiens для выживания в условиях суровой среды обитания, требующей эффективной организации деятельности по добыче и распределению ресурсов между членами дородовой общины в зависимости от их возраста, способностей и подготовки [4].

В первобытном обществе наставничество можно рассматривать в весьма примитивных формах обучения детей (как охотиться, как различать съедобные и несъедобные ягоды, как создавать элементарные орудия труда и т.д.). Более сложные формы наставничество стало принимать в племенах в ходе проведения обрядов и ритуалов инициации, которая занимала особое место в системе взросления индивида. Такие ритуалы, как правило, были связаны с процессами отделения индивида от привычной среды (домашних обязанностей, матери, детства и т.д.) и могли носить довольно длительный период. В это время молодые люди находились под присмотром своих наставников, которыми, как правило, являлись наиболее опытные и уважаемые члены общины, нередко владеющие духовными практиками и эзотерическими знаниями [4].

Также к числу наставников мы сегодня относим Платона, который помогал в постижении и истины Аристотелю, и самого Аристотеля, который впоследствии занимался воспитанием Александра Македонского. Примеры наставничества отчетливо просматриваются и в эпоху Средневековья. На роль наставников в царских и королевских дворах зачастую приглашались люди духовенства (монахи и священники), выдающиеся деятели науки, культуры и искусства. Однако для королевской семьи и свиты наставник стоял особняком, так как не являлся придворным [4].

В XIX веке в Российской империи цесаревичам и княжнам приглашались наставники, которые выполняли, в том числе, функции учителей, преподавая им языки, точные и естественные науки, искусство, историю и учение божье.

Во второй половине прошлого столетия (конец 50-х – начало 80-х годов) наставничество становится важным направлением в политике советского государства [4].

Среди основных задач наставничества в этот период М.Ф. Зарецкий и Н.М. Таланчук выделяют наставление другого на путь истины и передачу своего жизненного и профессионального опыта. Принято считать, что именно в этот период понятие наставничество приобрело свою относительно современную трактовку как формы нравственного воспитания и профессиональной подготовки молодежи [4].

Понятие наставничества в современном мире.

Возвращение в настоящее время к идеям наставничества в разных сферах деятельности, в том числе образовании, свидетельствует о его повышающейся роли и эффективности, в зависимости от модели, в достижении результатов сопровождения, адаптации, социализации, обучения, воспитания и мотивации педагогических работников и обучающихся. Повышение интереса к наставничеству всколыхнуло число научных работ, посвященных данному явлению. Однако в настоящее время это привело к появлению многообразия трактовок и понимания данного понятия. В научной литературе сегодня можно увидеть рассмотрение наставничества как социальный и педагогический феномен, как социальный институт, как систему, как процесс, как инструмент, как технологии, как механизм, как ресурс, как форму, как метод, как способ и, наконец, как компонент педагогического взаимодействия или специфический вид педагогической деятельности. Приведем ниже различные трактовки понятия «наставничество» в соответствии с выделенными подходами [5.].

Представленные трактовки понятия «наставничество» свидетельствуют о том, что данное понятие является многомерным и многогранным. В то же время можно выделить два контекста рассмотрения данного понятия: кадровый и педагогический [2].

Кадровый контекст описывает наставничество в сфере осуществления профессиональной деятельности, когда один сотрудник организации выступает в качестве наставника для другого сотрудника.

Педагогический контекст носит двойственную природу. Это может быть, в частности, и обучение одного сотрудника другим, и сопровождение педагогом ребенка, или же наставничество ребенка над другим ребенком. Характер наставничества может быть формальный, неформальный и информальный. Формальное наставничество связано с официальными назначениями (как правило, через приказ по личному составу) более опытных и компетентных сотрудников к начинающим специалистам и (или) разработкой программ наставничества. Неформальное наставничество свойственно организациям с развитой философией и высокой культурой наставничества на уровне корпоративных традиций [2].

Информальное наставничество носит, как правило, спонтанный, периодический или эпизодический характер в зависимости от возникающих для его проявления предпосылок [2].

Наряду с понятием «наставничество» сегодня существуют и широко используются такие термины, как «менторство» («менторинг»), «коучинг», «трьюторство» («тьюторинг»), «фасилитация». Несмотря на первоначальную схожесть этих терминов, рассматривая особенности и суть процессов, можно обнаружить и различия в их понимании [2].

Формы наставничества.

Многообразие форм и методов наставнической деятельности направлено на выполнение основных задач и функций наставника в образовании.

 По количеству наставляемых выделяют следующие формы наставничества :

– индивидуальное – предполагает персональное сопровождение наставника с учетом его потребностей;

– групповое – сопровождение одним наставником (или командой) группы наставляемых со схожими потребностями;

– коллективное – предусматривает организацию наставничества с большой группой лиц, обладающих различными потребностями.

По особенностям организации наставничества:

– прямое – предполагает непосредственный контакт с наставляемым не только в рабочее время, но и в неформальной обстановке;

– опосредованное – чаще всего реализуется достаточно формально, через советы, рекомендации, а личные контакты могут быть сведены к минимуму.

По особенностям взаимодействия участников:

– открытое – в данном случае рассматривается как традиционная форма наставничества, связанная с передачей жизненного и профессионального опыта;

 – скрытое – происходит незаметно для наставляемого.

По используемым технологиям:

– традиционное – предполагает работу с наставником в классическом варианте в процессе осуществления педагогической деятельности или обучения;

– электронное или виртуальное наставничество – используется обычно как дополнение к традиционному, когда наставник и наставляемые используют средства виртуального общения. Сочетание различных форм наставничества обеспечивает эффективность данной деятельности

Таким образом, результатом правильной организации работы наставников будет повышение уровня мотивированности и осознанности обучающихся в вопросах саморазвития, самореализации и профессионального ориентирования, а также создание устойчивого партнерства с представителями предприятий, предпринимателями и образовательными организациями, занимающимися всесторонней поддержкой талантливой молодежи и образовательных инициатив, увеличением числа образовательных и стартап-проектов, улучшением кадрового потенциала региона [5].

 

Список литературы:

1. Абаева А.И. Роль наставничества в становлении начинающего преподавателя.

2. Блинов В.И. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент / В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, И.С. Сергеев // Профессиональное образование и рынок труда. – 2019. – № 3. – С. 4–18.

3. Багракова А.Я. Наставничество в организации / А.Я. Багракова // Управление развитием персонала. – 2020ю. – №4. 

4. Минпросвещения России от 23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций»

5. Челнокова Е.А. Эволюция системы наставничества в педагогической практике / Е.А. Челнокова, З.И. Тюмасева // Вестник Мининского университета. – 2018. – Т. 6, № 4 [25]. – С. 11.

6. Шкерин А.В. Наставничество как инструмент самообучающейся организации / А.В. Шкерин // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2018. – № 2 [50]. – С. 109–114.

 

. . . . .