Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Урок - основная форма организации образовательного процесса

Дата публикации: 2023-04-20 19:13:47
Статью разместил(а):
Нерубенко Инна Борисовна

Урок - основная форма организации образовательного процесса

Автор: Нерубенко Инна Борисовна

МБОУ "СОШ № 14", Белгород

 

Аннотация: В статье рассматривается понятие урока, его классификация, типы, формы, структура, его цели и задачи обучения, развития, воспитания, его структурные элементы, этапы, его компоненты, а также подготовка педагога и обучающегося к уроку, требования к современному уроку, а также самоконтроль и самодисциплина своих действий.

Ключевые слова: современный урок, проблема урока, педагог, обучающийся, технология урока.

 

Основной организационной формой обучения учащихся является урок. Урок – форма организации обучения, при которой занятие проводит преподаватель с учебной группой, как правило, постоянного состава, приблизительно одного возраста уровня подготовки в течение определённого времени в соответствии с расписанием.

Урок имеет следующие особенности:

- является завершённой и ограниченной во времени частью учебного процесса, во время которого решаются определённые учебно-воспитательные задачи;

- каждый урок включается в расписание и регламентируется во времени и по объёму учебного материала;

- в отличие от других форм организации обучения является постоянной формой, обеспечивающей систематическое усвоение учащимися знаний, умений и навыков;

- посещение уроков обязательно для всех студентов, поэтому они изучают систему знаний, разделено поурочно, в определённой логике;

- является гибкой формой организации обучения, которая позволяет использовать различные методы, организовывать фронтальную, групповую и индивидуальную учебную деятельность учащихся;

- совместная деятельность преподавателя и студентов, а также общение большой постоянной группы учащихся создаёт возможности для сплочения коллектива.

Классификация уроков:

В дидактике существует несколько подходов к классификации уроков в зависимости от взятых за основу признаков. По способам проведения выделяют уроки-лекции, уроки-беседы, уроки-диспуты, уроки самостоятельной работы учащихся и др. По этапам учебной деятельности – вводные уроки, уроки первичного ознакомления с материалом, уроки формирования понятий, введение законов и правил, уроки применения знаний на практике, уроки повторения и обобщения материала, контрольные уроки, комбинированные уроки.

Удачной в современной теории и практике обучения является классификация в основу, которой положены дидактическая цель и место уроков (Б. Есипов, М. Махмутов, В. Онищук). Находясь на одинаковых позициях, эти авторы предлагают разное количество типов уроков:

- усвоения новых знаний;

- формирования умений и навыков;

- применения знаний, умений и навыков;

- обобщения и систематизации знаний;

- проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков;

- комбинированный урок.

Структура урока.

Каждый тип урока имеет свою структуру (элементы, этапы), последовательность (в какой последовательности эти элементы входят в занятие), связь (как они связаны между собой). Онищук ввел понятие «микро- и макроструктуры урока». Макроэлементы определяются задачами урока: восприятие, осмысление, обобщения, систематизация. К микроэлементам структуры урока относятся средства и способы решения дидактических задач на каждом его этапе.

Время и место, отведённые на каждый структурный элемент урока, определяются построением урока. Структура урока должны обеспечивать успешное решение его учебно-воспитательных задач, активизации познавательной деятельности учащихся, соответствовать характеру учебного материала, дидактическим и методическим средствам, которые использует преподаватель. Следовательно, определяя структуру урока, преподаватель должен учитывать тему, задачи, целесообразные методические средства и приёмы, конкретные условия, в которых будет проходить урок, уровень подготовленности учащихся.

Почти во всех типах уроков имеются структурные элементы:

- вводная часть;

- проверка домашнего задания;

- изучение нового материала;

- закрепление нового материала;

- сообщение домашнего задания;

- окончание, итоги урока.

Вступительная часть. Этот элемент урока должен обеспечить благоприятную внешнюю обстановку, психологический настрой учащихся для нормальной работы. Организация аудитории предусматривает взаимное приветствие преподавателя и учащихся, проверку посещения, состояние рабочих мест, организация внимания.

Проверка домашнего задания. Эта часть урока состоит из проверки письменного задания, которую осуществляют различными методами в зависимости от поставленной цели, устной проверки знаний и т.д.

Изучение нового материала. Здесь предполагается сообщения преподавателя с помощью словесных методов обучения, или самостоятельная работа учащихся с литературой, компьютерной техникой и др. При объяснении нового материала преподаватель должен позаботиться, чтобы все студенты видели и слышали, говорить, громка, чётко, размеренно. Речь должна быть понятной, объяснение должно опираться на предыдущий опыт учащихся, выделять существенное в материале, следить за последовательностью изложения материала, использовать иллюстративный материал, современные информационные технологии.

Изучение нового материала позволяет студентам приобретать разнообразные умения и навыки. Структура их формирования имеет свои особенности. Главными её компонентами является разбор, усвоение правил, положенных в основу формирования навыков, преодоление трудностей, усовершенствование, приобретённых навыков, закрепление достигнутого уровня знаний, использование их на практике, достижение мастерства в использовании.

Важнейшим средством формирования умений и навыков являются задания и упражнения. Они должны быть целенаправленными, систематическими, длительными, разнообразными и постоянными.

Закрепление нового материала. Этот элемент имеет целью установление прочной связи между только приобретёнными знаниями и усвоенными ранее, проверку правильности образования научных понятий, выработка умения применять знания на практике. Достигается это благодаря разнообразным заданиям самостоятельной практической работы студентов.

Сообщение домашнего задания. Преподаватель должен продумывать его содержание, чтобы оно было конкретным, посильным для учащихся, возможны творческие задания, проекты. Домашнее задание нельзя давать наспех, когда раздался звонок с урока. На сообщение и объяснение домашних заданий отводят специальное время.

Окончание урока. Этот структурный элемент объявляется и происходит по указанию преподавателя.

Типы уроков:

1. Изучение нового материала – проходит в виде: - лекция, - урок с элементами беседы, - лекция с элементами презентации,- урок конференция,- экскурсия,- исследовательская работа.

Цель урока: изучение новых знаний и первичное их закрепление.

2. Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков – проходит в виде: - практикум, - экскурсия,- лабораторная работа, - деловая игра, - урок дискуссия.

Цель урока: Вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

3. Урок обобщения и систематизации знаний - проходит в виде: - семинары, - конференция, - обобщённый урок, - урок-собеседование, - урок-дискуссия, диспут.

Цель урока: Обобщение знаний учащихся в систему. Проверка и оценка знаний учащихся.

Компоненты урока.

К основным компонентам каждого типа урока относятся:

- урок усвоения новых знаний: проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний; сообщение учащимся темы, цели и задач урока; мотивация обучения; восприятия и осознание студентами фактического материала; осмысление связей и зависимостей между элементами изучаемого: обобщение и систематизация знаний; итоги урока; оповещение домашнего задания.

- урок формирования умений и навыков: проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний, умений и навыков; сообщение учащимся темы, цели и задач урока, мотивация обучения студентов; изучение нового материала (вступительные, мотивационные и познавательные задания), первоначальное применение новых знаний (пробные задания); самостоятельное применение учащимися знаний в стандартных ситуациях (тренировочные задания по образцу, инструкции и т.д.); творческий перенос знаний и навыков в новые ситуации (творческие задания)

- урок применения знаний, умений и навыков: проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний, умений и навыков; сообщение темы, цели и задач урока, мотивация обучения; осмысление содержания последовательности применения способов выполнения действий; самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем и с помощью преподавателя; отчёт учащихся о работе и теоретическое обоснование полученных результатов; итоги урока и сообщения домашнего задания.

- урок обобщения и систематизации знаний: сообщение темы, цели и задачи урока, мотивация обучения; воспроизведение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний; обобщение и систематизация основных теоретических положений и соответствующих идей урока; итоги урока, сообщение домашнего задания.

- урок проверки и коррекции знаний, умений и навыков: сообщение темы, цели и задачи урока, мотивация обучения; проверка знаний материала и основных понятий, проверка глубины и осмысления учащимися знаний и степени их обобщения, применение учащимися знаний в стандартных и изменённых условиях; сбор, выполненных работ, их проверка, анализ и оценка; итоги урока и сообщение домашнего материала.

- комбинированный урок: проверка выполнения домашнего задания (возможно практического содержания), проверка ранее, усвоенных знаний; сообщение темы, цели и задач урока и мотивация обучения; осознание учащимися нового материала, осмысление, обобщение и систематизация знаний: итоги урока и сообщение домашнего задания.

Структура каждого урока является вариативной, предусматривающей использование его компонентов в зависимости от их подготовки, содержания учебного материала, методов обучения, места проведения и т.д. Это означает, что преподаватель должен творчески планировать каждый урок.

Во время любого типа урока используются разные виды учебной работы: фронтальная, групповая, парная и индивидуальная. Каждая форма этой работы имеет свою методику её организации.

 

Список литературы:

1. Ривкин Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя. Теория и технологии. – Волгоград: Учитель, 2014. 

2. Гузеев, В.В. Структура образовательного процесса: Типы и структуры уроков / В.В.Гузеев // Химия в школе. – 2002. – № 1. – С. 17–25. 

3. Шегаева, А. В. Урок как основная форма организации обучения в современной школе / А. В. Шегаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 571-572.

 

. . . . .