Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Ориентиры психолого-педагогического сопровождения младших командиров в военных довузовских училищах

Дата публикации: 2023-05-13 23:16:55
Статью разместил(а):
Чеботаева Ядвига Эдуардовна

Ориентиры психолого-педагогического сопровождения младших командиров в военных довузовских училищах

Автор: Чеботаева Ядвига Эдуардовна

ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище»

 

Аннотация: В данной статье описаны основные ориентиры в работе педагога-психолога с младшими командирами в довузовском военном учреждении. Кроме того, раскрыт вопрос значимости лидерства для младших командиров и аспекты эффективности организационного лидера.

Ключевые слова: младшие командиры, эффективность лидера, психолого-педагогическое сопровождение.

 

Военные довузовские училища наровне с задачей получения качественного образования также ставят задачей воспитание будущей опоры армии России. Такая задача включает в себя формирование воинской дисциплины, безоговорочно включающей в себя деятельность младших командиров.

Младшие командиры в военном довузовском училище назначаются из числа воспитанников. Вместе с присвоением (чаще всего) сержантского звания на них возлагаются обязанности управления и регуляции взводом или отделением. Младшие командиры в большинстве своем не имеют достаточной психологической подготовки для оптимального нахождения на данных должностях. В ходе учебной деятельности и повседневной жизни они сталкиваются с рядом вопросов, которые не всегда могут решить самостоятельно без потерь и с максимальной эффективностью. Кроме того, высокий уровень эмоциональной нагрузки, падающей на плечи младших командиров, требует повышенных психопрофилактических мер, оптимизирующих психоэмоциональное состояние командиров.

Все это приводит к необходимости дополнительного психолого-педагогического сопровождения младших командиров курсов с целью сохранения психологического здоровья как самих младших командиров, так и подчиненных, а также с целью повышения эффективности взаимодействия как внутри отделения, так и внутри всего взвода в целом.

Центральное место в работе педагога-психолога с младшими командирами занимает вопрос лидерства. Для успешного функционирования отделения или взвода младшим командирам необходимо обладать лидерскими качествами, включающими в себя совокупность психологических способностей, характеристик и особенностей взаимодействия руководителя с подчиненными, определяющих возможность его принятия группой в качестве лидера [1, с. 89]. Лидерские качества необходимы младшему командиру для сохранения воинской дисциплины и улучшения морально-психологического климата в группе. Отсутствие лидерских качеств у младшего командира приводит к его статусу лидера лишь назначенного, или официального, что значительно снижает эффективность группы. Задачей педагога-психолога ставится помощь младшему командиру в развитии лидерских качеств, учитывая его личностные характеристики.

По данным исследователей, эффективность организационного лидера, каким и является младший командир, повышается при наличии ряда качеств. Главным качеством является дальновидность, заключающаяся в умении сформулировать цель и задачи работы. Кроме того, эффективный лидер умеет расставлять приоритеты и различать, где выполнение является необходимостью, а где необходимость не так ультимативна. Понятие «лидер», образованное от английского слова «lead», означающего «вести за собой», говорит само за себя: лидеру необходимо уметь мотивировать своих последователей, чтобы вести их к намеченным целям. Владение искусством межличностных отношений – важный компонент для достижения эффективности организационного лидера [3, с.74].

Младший командир – связующее звено между командирами-офицерами и воспитанниками. Для максимальной эффективности лидеру необходимо понимать запросы своих подчиненных и соотносить их с атмосферой и ресурсами среды. Кроме того, эффективность лидера повысят наличие у него стойкости характера, помогающей проявлять непоколебимость, способности идти на риск, а также решительности и твердости при определенных обстоятельствах. Кроме вышеперечисленных качеств, важными для организационного лидера являются харизма, помогающая вести людей за собой и налаживать межличностные отношения, гибкость и умение принимать новые идеи, а также способность грамотно делегировать часть своих обязанностей подчиненным.

На результативность деятельности группы также влияет характер межличностных отношений внутри неё: это следующий ориентир в работе педагога-психолога в ходе сопровождения младших командиров. Для снижения вероятности конфликтов в коллективе следует уделить внимание повышению психологической совместимости младших командиров с подчиненными. Психологическая совместимость в данном контексте подразумевает субъективную удовлетворенность межличностными отношениями всеми участниками группы независимо от того, что члены коллектива могут обладать различными индивидуально-психологическими характеристиками [2, с.119]. Таким образом, как уже говорилось выше, задача младшего командира учитывать в своей работе индивидуальные характеристики своих подчиненных, а также развивать свои коммуникативные навыки для повышения эффективности межличностных отношений. Данные задачи приводят к необходимости для педагога-психолога в развитии у младших командиров коммуникативных компетенций, а также повышении эмпатии.

Младший командир является одновременно и воспитанником училища, и руководителем своей группы. Как воспитанник он стремится усваивать знания, расширять свой кругозор, поддерживать физическую форму, формировать свой профессиональный выбор и другое на ровне со своими подчиненными. Как командир же он имеет более высокую нагрузку по сравнению с остальными, являясь ответственным за успешность группы, стабильность и позитивную направленность морально-психологического климата внутри коллектива. Это приводит к необходимости повышения стрессоустойчивости, а также снятия психоэмоционального напряжения в работе педагога-психолога с младшими командирами.

Должность младшего командира дает возможность воспитанникам развить в себе лидерские качества, повысить стрессоустойчивость, развить навыки продуктивных межличностных отношений, научиться грамотно управлять своими подчиненными. Выбор довузовского военного училища в большинстве своем прогнозирует воспитанникам дальнейший путь в армии России и служение своей Родине в роли командира. Повышение эффективности младших командиров по средствам дополнительного психолого-педагогического сопровождения на данном этапе способствует не только сохранению психологического здоровья воспитанников, но и укреплению кадрового состава армии – опоры нашей страны.

 

Список литературы:

1. Евтихов О.В., Жильцов А.В. Профессионально-управленческая компетентность и проблема лидерства младших командиров учебных групп образовательных организаций МВД России. Вестник Сибирского юридического института МВД России №4 (29), 2017. С. 87 – 92.

2. Красовская А.Е. Социально-психологические условия повышения психологической совместимости младших командиров в курсантских группах. М.: Вестник Военного университета, 2009. № 3 (19). С. 118 – 122.

3. Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях. М, 1993. – 218 с.

 

. . . . .