Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Организация работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования

Дата публикации: 2023-05-26 11:04:37
Статью разместил(а):
Масленникова Любовь Ивановна

Организация работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования

(из опыта работы МАУ ДО "Дом детского творчества")

Автор: Масленникова Любовь Ивановна

МАУ ДО "Дом детского творчества", г. Короча Белгородской области

 

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению системы работы с талантливыми и одарёнными детьми в условиях учреждения дополнительного образования: подходам, методам и формам работы.

Ключевые слова: одарённые дети, личностно-ориентированный подход, педагоги-тьюторы, дополнительное образование.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

 

В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми очень актуальна и перспективна, особенно для системы дополнительного образования, так как именно одарённые, талантливые, творческие, креативные личности, способные нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели, являются интеллектуальным потенциалом, развивающим систему дополнительного образования.

Дополнительное образование детей, основываясь на принципе добровольности, позволяет ребенку  познать себя, свои возможности, сделать индивидуальный выбор сфер деятельности и общения, предоставляет максимальные возможности для развития познавательного интереса.

Поэтому создание условий для выявления, оптимального развития и поддержки интеллектуально и творчески одарённых детей, развитие их познавательной и творческой активности, является одним из главных направлений работы Дома детского творчества.

Индивидуально-личностная основа деятельности ДДТ позволяет удовлетворить запросы всех детей, и особенно детей с признаками одаренности, используя потенциал их свободного времени, а личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и оказание поддержки  одарённым детям.

Система работы с одарёнными детьми осуществляется по всем направлениям деятельности Дома детского творчества: техническому, туристско-краеведческому, социально-педагогическому, художественному.

Педагогическая деятельность осуществляется на основании дополнительных общеразвивающих программ, в которых проектируется маршрут деятельности педагога дополнительного образования, ориентированный на реальное развитие потенциала личности ребенка и на развитие одаренности с реальными результатами. Данные программы педагоги разрабатывают самостоятельно с учетом природных способностей, интересов детей, социальной значимости и воспитательной целесообразности.

В обучении одаренных детей в Доме детского творчества приоритетной формой работы является общение ребенка с педагогом, поэтому занятия строятся не в традиционной форме, а в виде работы творческих групп, микроколлективов, что дает хорошую возможность каждому обучающемуся реализовать себя, имея максимум внимания со стороны педагога.

Ведущими и основными методами в обучении являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, исследовательские, проектные, в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

Для систематизации и отслеживания результатов  и достижений обучающихся используется метод портфолио на уровне творческого объединения.

Благоприятная окружающая среда и правильное педагогическое руководство способны превратить «природный дар» в выдающийся талант. Поэтому в Доме детского творчества большое внимание уделяется повышению квалификации педагогов, с этой целью ежегодно планируются и проводятся теоретические и практические семинары, вебинары по проблеме работы с одарёнными детьми, все педагоги проходят курсы повышения квалификации, посещают мастер-классы и творческие мастерские. 

С целью обеспечения условий для оптимального развития и поддержки одарённых детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности, на базе ДДТ функционирует «Центр развития одарённости детей «Надежда России», который является творческой лабораторией и базой практики, организующей подготовку одарённых детей к олимпиадам, научно-практическим конференциям, творческим конкурсам и мероприятиям муниципального, регионального, всероссийского уровней, а также поиск и разработку нового содержания образования, форм и методов по его внедрению.  

Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми в Центре  имеет следующее содержание:

- раннее выявление одаренных и талантливых детей;

- анализ особых успехов и достижений обучающихся;

- создание муниципального банка данных по талантливым и одаренным детям;

- диагностика потенциальных возможностей детей;

- помощь одаренным обучающимся в самореализации их творческой направленности;

- создание для обучающихся ситуации успеха и уверенности через индивидуальное обучение и воспитание;

- организация проектной и научно-исследовательской деятельности, творческих конкурсов, олимпиад, фестивалей;

- создание благоприятных условий для личностного роста одаренных детей;

-разработка индивидуальных образовательных маршрутов для одарённых детей;

- расширение пространства повышения квалификации педагогов ДДТ и педагогов-тьюторов, работающих с одарёнными детьми, как условие методического поиска и творчества в работе с одаренными обучающимися.

В Центре обучаются учащиеся 5-11 классов общеобразовательных учреждений района по следующим направлениям: наука, искусство, спорт, социальная одаренность.

Педагогами сформирована нормативно-правовая основа центра, банк данных учащихся школ района с высоким уровнем мотивации к обучению, отражающий достижения обучающихся в конкурсах различного уровня, олимпиадах, исследовательской и проектной деятельности. Согласно направлению, выбранному каждым ребёнком, составлен его индивидуальный план развития, определён педагог-тьютор, сопровождающий каждого обучающегося. Ведется работа по формированию «Портфолио» успешности одаренного обучающегося.

В целях развития и совершенствования научно-методической базы, внедрения современных образовательных технологий в сфере организации работы с одарёнными детьми созданы электронные пособия с  методическими материалами  педагогов  по работе с одарёнными детьми.

Разработаны методические рекомендации для педагогов, работающих с одаренными детьми, анкеты  для школьников и родителей по выявлению первичной диагностики, методики по оценке степени одарённости и талантливости обучающихся, методические рекомендации для учащихся по выполнению проектных и исследовательских работ, методические рекомендации по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одарённых детей.

Результатом данной системы работы по развитию одаренности можно считать достижения Дома детского творчества совместно с Центром одарённости, обучающиеся которых, неоднократно становились победителями и призерами  региональных  конкурсов «Музыкальный калейдоскоп», «Рукотворная краса Белогорья», «Детство без границ», «Духовный лик России», «Юные таланты Отчизны», «Мой край, родная Белгородчина», пасхального фестиваля детского творчества «Радость души моей», конкурса сочинений «Три ратных поля России», фотоконкурсов «Мир глазами детей», «Семейный альбом», «Юность России».

В Доме детского творчества в целях создания благоприятных условий для раскрытия  способностей каждого ребёнка, повышения их творческой активности, действует система поощрения одарённых детей и их родителей (законных представителей): публикации в СМИ, Благодарственные письма, дипломы и грамоты. По результатам участия в мероприятиях различного уровня в конце каждого учебного года проходит  торжественная церемония  награждения (далее - «Луч») лучших учащихся года.

В целях поощрения и стимулирования талантливых и одаренных детей также ежегодно назначается и выплачивается персональная стипендия главы администрации района.

Центр одаренности активно сотрудничает с региональным центром выявления и поддержки одаренных детей в Белгородской области, который создан по модели Образовательного центра «Сириус» и работает как структурное подразделение ОГАОУ ОК «Алгоритм Успеха». Обучающиеся Центра принимают участие в конкурсах и занимают призовые места, а также олимпиадах, учебно-тренировочных сборах по направлениям «Наука», «Искусство», «Социальная одаренность», «Спорт», образовательных программах, реализуемых региональным центром.

Таким образом, создание условий для выявления, оптимального развития и поддержки интеллектуально и творчески одарённых детей, развитие их познавательной и творческой активности является одним из главных направлений работы учреждения дополнительного образования. В Доме детского творчества сложилась определённая система по выявлению и поддержке одаренных детей, включающая в себя создание методического обеспечения деятельности и повышения профессионального мастерства педагогов, включение одаренных детей в различные формы творческой деятельности. Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования.

 

Список литературы:

1. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Питер, 2009.-264 с.

2. Матюшкин А.А. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных. Москва: Эксмо, 2005. -144 с.

 

. . . . .