Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Патриотическое воспитание: традиции и инновации. Устный журнал как форма музейной педагогики

Дата публикации: 2023-05-28 19:40:37
Статью разместил(а):
Прийменко Елена Валерьевна

Патриотическое воспитание: традиции и инновации. Устный журнал как форма музейной педагогики

Автор: Прийменко Елена Валерьевна

ГБОУ "СОШ № 217 имени Н.А. Алексеева Красносельского района Санкт-Петербурга"

 

Не стоит отрицать, что в современном мире сейчас обострился дефицит воспитанности. И правы те, кто обеспокоен этим обстоятельством. Ведь сегодня «девальвацию претерпевают те личностные качества, которые были характерны именно для России и ее граждан в течение веков: патриотизм, трудолюбие, высокий профессионализм, доброта и милосердие. Дефицит воспитанности естественно ведет к ожесточению и озлоблению личности, ее последовательной деградации». Как восполнить дефицит воспитанности, как научить, не рассматривать отношение к государству с точки зрения патернализма, как сформировать ценностное отношение к Родине, патриотизм? Ответить на эти вопросы современному педагогу поможет музейная педагогика и все доступные ей технологии.       

Проблему патриотического воспитания по своей научной и социальной значимости можно отнести к одной из классических проблем прошлого, настоящего и будущего. В поисках решения данной проблемы особая роль отводится школьному музею, в частности, активу школьного музея, который является главным звеном в системе коммуникации ученик - педагог.

Период обучения в школе является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на подростков, так как образы восприятия культурного пространства очень ярки и сильны, и остаются в памяти надолго, что очень важно при воспитании патриотизма.

Практическая целесообразность.

Педагогические возможности различных видов музейной содержательной деятельности, в которые включаются обучающиеся на музейных занятиях, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для них познавательных, социальных и духовных потребностей.

Музейная педагогика выступает как средство, которое развивает у подростков интеллект и эрудицию, эмоционально-волевую сферу, формирует активную жизненную позицию, заставляет задуматься над нравственными проблемами, поступками, правильно их определять, реагировать на них, призывает к ответственности, дисциплинирует, обязывает быть честными, добропорядочными гражданами.

Деятельность обучающихся в рамках подготовки устного журнала, направлена не только на совершенствование основных видов речевой  деятельности и  развитие творческих способностей, но и на создание «продукта», имеющего значимость для других.

Умения и навыки, сформированные в ходе работы над устным журналом, используются в практической деятельности: в выпуске информационных, тематических газет, на учебных занятиях, публичных выступлениях.

В своей работе актив школьного музея использует разные формы гражданско-патриотического воспитания: беседа, классный час, квизы информационный час, устный журнал, экскурсии, интерактивные викторины, обучающие квест-игры, лонгриды, но, подробно остановимся на такой форме музейного занятия как устный журнал.

Устный журнал - это коллективное дело, представляющее собой серию коротких выступлений (страничек) обучающихся на различные темы окружающей жизни, а в нашем случае – исторических событий. Его назначение в том, чтобы учить детей выступать перед коллективом; формировать общественное мнение; учить работать в микрогруппе; расширять кругозор; учить работать с материалами прессы.

Сначала члены актива договариваются, на какую тему они будут «выпускать» журнал и какие в нем будут странички. Совет актива распределяет странички, исходя из желания микрогрупп.

Вариантов журнала может быть несколько. Каждый член микрогруппы, отвечающий за выпуск страницы, представляет ее, а помогают ему все члены группы.

Журналы подобного типа в нашем музее выпускаются регулярно. Ценность таких журналов очевидна: они сплачивают ребят, укрепляют традиции.

На мой взгляд, устные журналы способствуют тому, что дети всегда в курсе событий, происходящих в их близком и далеком окружении. Чаще всего мы используем такую технологию как информационный журнал. Его задача - познакомить детей с событиями общественной жизни. Благодаря такому журналу, обучающиеся всегда в курсе событий истории своей страны, города, района, а более знакомая форма устного журнала - тематический. Он посвящен определенной теме. Нами была создана серия устных журналов под общим названием «Венок Славы», посвящённых знаковым событиям Великой Отечественной войны.

Тематика подобных журналов: «И беспощадный путь к Берлину открыли битвой за Москву», «Ты выстоял, великий Сталинград!», «Подвигу твоему, Ленинград!», «Девятый день ликующего мая», и др.

Тематическое содержание: Настоящие методические рекомендации разработаны на основе опыта работы заведующего школьным музеем, учителя истории и культуры Санкт-Петербурга, для организации системной, но нестандартной  работы в школьном музее.  В данных методических рекомендациях сформулированы предложения по организации, периодичности и подготовке устных журналов.  Конкретные рекомендации по их подготовке и проведению будут полезны как для организации работы на уроках, так и во внеурочной деятельности. В приложении представлен сценарий разработки устного журнала «Подвигу твоему, Ленинград!»,  а также иллюстративный материал, подтверждающий целесообразность применения этой формы работы.  

Целевая аудитория: Данный материал может быть использован в воспитательно-образовательном процессе  классными руководителями, педагогами-организаторами ОДОД, учителями-краеведами, заведующими школьными музеями. 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации устных журналов как одной из форм музейных занятий. 

Школьный музей – это один из замечательных феноменов отечественной культуры и образования, это универсальный инструмент обучения и воспитания учащихся, приобщения их к сохранению исторической и социальной памяти народа.

Школьный музей – это:

- надёжное средство формирования исторического и гражданского сознания учащихся, воспитания их патриотизма;

- средство реализации творческих способностей детей, привития им навыков специальной научно-профессиональной деятельности, исследовательской, источниковедческой и литературоведческой, поисковой, музееведческой;

- место организации и проведения разных форм досуга детей и взрослых;

- центр музейно-педагогической работы в школе, открытая система, где в наибольшей степени может осуществляться идея сотворчества детей, учителей, родителей и ветеранов;

- социокультурный центр жизни образовательного учреждения, микрорайона, района, города;

- полигон музейно-педагогических инноваций.

Музейно-педагогическое пространство школьного музея является интегративной развивающейся средой нового типа и полноправной культурологической составляющей современного образования. Традиционные направления деятельности школьного музея: поисковая, фондовая, экскурсионная, пропагандистская, просветительская могут быть реализованы новыми средствами.

Информационные технологии позволяют активизировать познавательную деятельность и исследовательскую работу обучающихся в музее.

Формы работы школьного музея с использованием информационных технологий:

1. Создание обзорной виртуальной экскурсии по музею.

2. Составление электронного каталога фондов.

3. Создание электронных экспозиций: текущих и постоянных.

4. Создание форума для общения между гостями интернет-страницы и активом школьного музея.

5. Использование телерадиокоммуникаций:

- использование школьного радио для проведения радиолинеек, посвященных памятным датам России; уроков мужества и т.п.;

- использование школьной телесети для показа тематических экскурсий видеороликов, короткометражных фильмов и т.п.

В настоящее время все чаще руководитель школьного музея в своей работе использует инновационные формы и методы работы. Они удовлетворяют требованиям и соответствуют возможностям современного подростка, живущего в информационном пространстве и в мире технологий.

Музей – это хранитель Памяти. Память о прошлом каждого человека – это сила и мощь государства, будущее страны.

Подробно остановиться я хочу на такой форме работы как устный журнал, если точнее – блок журналов, посвящённых памятным датам истории Великой Отечественной войны «Венок Славы».

Устный журнал  - своеобразная форма работы по морально-нравственному воспитанию, которая позволяет ярко, эмоционально донести до слушателей важную информацию. Это форма проведения информационно-аналитической деятельности обучающихся, в ходе которой собирается, обрабатывается информация о важных событиях, о каком-то объекте.

Часть, которая освещает какой-то один вопрос, условно принято называть «страничкой» журнала. Общий объем журнала - от 3 до 5 «страничек». Каждая «страничка» представляет собой краткое устное сообщение обучающихся, которое проиллюстрировано презентацией, короткометражным фильмом, наглядным пособием и т.п. «Странички» размещают так, чтобы соблюдалась логика сообщения.

Устный журнал – комплексная форма информации. Данную форму можно отнести к имитационным, так как по существу он строится на принципах, присущих традиционному периодическому журналу.

Главная отличительная особенность, специфика любого периодического издания – отражать самые актуальные, волнующие многих проблемы. В форме устного журнала может быть представлена информация о новинках отраслевой и художественной литературы, о книгах, готовящихся к печати, а также о содержании новых периодических изданий. Актив школьного музея выбрал тематическую форму построения устного журнала, посвящая каждый памятному событию истории России, таким образом, соблюдая периодичность выхода следующего номера журнала. 

Методика подготовки достаточно проста, и её можно свести к нескольким этапам.

Особенность этой формы работы в том, что проводится она непосредственно самими обучающимися. Для подготовки и проведения устного журнала необходимо создать «редакцию» (редколлегию) в составе 5-6 человек. Возглавляет ее ответственный редактор журнала. Активисты проводят сбор информации, фотографируют, берут интервью, проводят социологический опрос, анкетирование, работают над сбором достоверной информации об объекте или событии. Чтобы расширить состав участников устного журнала, редколлегии можно обновлять, создавать сменные редколлегии не только из членов Актива школьного музея, а включая в редакцию творческих учеников.

Открывают и ведут журнал ведущие. Ведущие сообщают названия страниц и поясняют их, используя для этого выразительные стихотворные строки, эпиграфы.

Алгоритм подготовки устного журнала:

1. Выбор названия. Он определяется целевым назначением и служит визитной карточкой журнала, или брендом журнала. Название должно быть коротким и запоминающимся, ярким, интересным для аудитории. В нём отражаются проблематика, направленность, содержание и даже концепция журнала. Можно взять уже раскрученный бренд и создать ассоциативную связь у читателей с широко известным названием.

2. Определение состава редакционной коллегии. В неё кроме актива школьного музея должны входить те, кто является специалистом в конкретной области или авторитетным лицом, кто заинтересован в освещении данного вопроса, - представители общественных организаций, краеведы и другие, заинтересованные лица. В нашем случае, актив школьного музея работает в тесном сотрудничестве с заведующим библиотекой и руководителем ОДОД.

3. Разработка основных рубрик (страниц). Как в настоящем печатном журнале, в устном его варианте должны быть рубрики, разделы, например: «Поэзия», «Проза», «Встречи с интересными людьми», «В зеркале истории» и т.д. Формулировки следует выбирать современные, отвечающие запросам читателей. Можно использовать названия известных теле- и радиопередач.

Устный журнал состоит из нескольких разделов - «страниц» - представляющих раскрытие какой-либо проблемы, подтемы. Их совокупность представляет какое-то направление, тему. Как правило, в устном журнале бывает 5-6 «страниц», каждая из которых занимает не более 7-10 минут.

Количество страниц и их временные рамки  будут зависеть от возраста аудитории, темы мероприятия, целей, которые оно пред собой ставит. Прием «перелистывания» «страниц»  позволит разносторонне раскрыть тему, активизировать внимание читателей на протяжении всего мероприятия.

«Страница» может быть целиком посвящена рассказу об одной книге или статье, теме и завершается обычно рекомендацией печатного источника. Иногда заключительной бывает специальная «библиографическая страница», на которой даётся информация о литературе по всему выпуску.

4. Разработка оформления. Обложка, титульный лист, заголовки рубрик, иллюстративный материал, разнообразные символы и атрибуты – весьма важны для успеха журнала. Работа над ними предполагает знание основ рекламы, дизайна и web-дизайна.

5. Подготовка конкретного номера. Она включает написание сценария, подбор иллюстративного материала, приглашение гостей и т. д. Для активизации аудитории можно рекомендовать проведение небольшого конкурса, квиза или использовать лонгрид.

Открывая журнал, ведущий кратко сообщает его содержание, затем предоставляет слово выступающим (если таковые имеются). «Страницы» часто иллюстрируются с помощью аудиовизуальных средств, музейных выставок. Заканчивается выпуск кратким заключительным словом ведущего. Творческая личность руководителя музея подскажет, как сделать каждый номер непохожим на другой, как сформировать у читателей положительное к нему отношение, потребность в регулярном посещении устного журнала.

Проведение устного журнала требует организаторских умений со стороны руководителя музея. Он должен вызвать у обучающихся интерес к этой работе, желание подготовить и провести журнал. Особенно большая помощь со стороны руководителя необходима вначале. Учащимся следует помочь подобрать редакционную коллегию, посоветовать, как лучше отобрать, расположить и преподнести собранный материал. Характер помощи руководителя меняется по мере того, как обучающиеся овладевают методикой проведения устного журнала: она больше относится к определению его содержания, чем к технике ведения. Работа обучающихся постепенно становится более самостоятельной.

Удачи и недостатки устного журнала необходимо обсудить с обучающимися, поддерживая в них стремление к проявлению инициативы и активности, желание подготовить и провести новый номер журнала.

Цель: раскрыть потенциал «Устного журнала», как формы для формирования патриотического и духовно-нравственного воспитания подростков и возможности его реализации в учебной и внеклассной деятельности.

Новизна и актуальность в использовании «Устного журнала» для достижения новых положительных результатов саморазвития и самообразования обучающегося: формирование таких универсальных учебных действий как проблематизация, целеполагание, организация и планирование действий, самоанализ и рефлексия, презентация, коммуникативность, умение принимать решения.

Особенности концепции:

Личностно-деятельностный подход обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнёрские» отношения между педагогом и обучаемыми.

Умение мыслить критически - это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

Принципиально важны и идея ценности личности, и создание среды, благоприятной для ее развития, самопознания и самовыражения. Поэтому, с одной стороны, в ходе учебной и внеурочной деятельности моделируется и анализируется процесс познания на всех его этапах. Это позволяет использовать «Устный журнал» как средство и инструмент саморазвития и самообразования человека (и ученика, и учителя). С другой стороны, вся учебная и внеурочная деятельность строится на основе субъект-субъектных, партнерских взаимоотношений между учителем и обучающимися, между обучающимися.

Эта форма деятельности ориентирована на воспитание у обучающегося социальной ответственности. Социально-ориентированное отношение к действительности, навыки коллективной работы, взаимообусловленность принципов и поступков личности - необходимые условия для формирования гражданских взглядов.

Задачи:

· Создать условия, при которых обучающиеся: самостоятельно и охотно приобретают новые знания из различных источников.

· Научить пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач.

· Помочь приобрести коммуникативные умения, работая в группе.

· Развить исследовательские умения.

· Развить системное мышление.

Форма «Устный журнал» позволяет решать задачи:

· образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

· информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

· социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Способы реализации:

- использование современных информационных и коммуникативных технологий:  

- интернет-ресурсы, мультимедиа-презентации;

- вовлечение во внеурочную деятельность;

- сотрудничество с детской библиотекой, краеведческим музеем.

Ожидаемые результаты:

· умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

· пользоваться различными способами интегрирования информации;

· задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

· решать проблемы;

· вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

· выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

· аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

· брать на себя ответственность;

· участвовать в совместном принятии решения;

· выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

· умение сотрудничать и работать в группе. 

 

Сценарий устного журнала из цикла: «Венок Славы» «Подвигу твоему, Ленинград!»

Цели и задачи: Обогатить знания обучающихся о героическом прошлом своей страны. Показать мужество, боль и героизм жителей блокадного Ленинграда. Воспитывать чувства патриотизма, гордости и уважения к старшему поколению, выстоявшему в тяжелейших условиях блокады и восстановившему страну в послевоенный период.

Предварительная подготовка: презентация, стихи и песни о блокадном Ленинграде; компьютер; проектор; экран.

Страницы дневника:

1) «Враг у ворот»

2) «В блокадном кольце» 

3) «Детство, опалённое войной» 

4) «Секретное оружие Ленинграда»

Ход мероприятия 

Вступительное слово учителя: Добрый день. Наша сегодняшняя встреча  посвящена одному из самых страшных событий Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда. Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была полностью снята блокада города Ленинграда.  

Ведущий 1: Стоит на Неве город большой и красивый … Город-герой, город-солдат, город-труженик. У каждого города есть своё лицо, своя судьба, своя история. Не раз за свою историю город менял имя: Санкт – Петербург, Петроград, Ленинград и снова Санкт-Петербург. Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде. История знает немало примеров героической обороны городов. Но они  бледнеют перед той несравненной эпопеей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была 872 - дневная оборона осаждённого Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Ведущий 2: Невская твердыня. О её стойкости  рассказывают монументы и памятники, названия улиц, площадей, набережных. Многие из них подобны шрамам, оставшимся от суровых испытаний и кровопролитных сражений. Ленинградцы были настоящими бойцами, хоть и не все они встречались с гитлеровцами лицом к лицу. Их противником была смерть, а её союзники – голод, жажда, холод, тьма … блокада. Годы идут, но прошлого не уносят: герои тех лет и сегодня с нами. Обратимся же к ним и вместе с ними проживём, хотя бы мысленно, те бесконечно долгие 900 дней, каждый из которых отмечен подвигом и самопожертвованием во имя Победы.   

Первая страница «Враг у ворот».           

Ведущий 1: К началу сентября 1941 года ценой огромных потерь гитлеровские войска вышли на ближние подступы к городу и блокировали его с суши. Организаторы защиты Ленинграда быстро расставили тысячи людей на участки обороны города. Одни направились в ряды народного ополчения, на строительство оборонительных рубежей, в госпитали, другие на фабрики и заводы. Люди работали по 12-14 часов в сутки. До октября 1941 года из Ленинграда вывезли 96 предприятий, эвакуировали музеи, театры, но жители не допускали и мысли, что немцы могут подойти к самому городу.

Ведущий 2: Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград в течение первых трёх недель войны. Оно назначило время парада немецких войск на Дворцовой площади, раздало солдатам и офицерам путеводители по Ленинграду и даже отпечатало пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице «Астория». Но триумфальное шествие не состоялось. Москва и Ленинград обрекались на полное уничтожение – вместе с жителями. Гитлер поставил задачу штурмом завладеть городом, сравнять его с землёй и сделать необитаемым. Но, увы, не удалось. Тогда Гитлер сделал ставку на голод. «Ленинград выжрет самого себя»,– цинично твердил он. Враг рассчитывал, что голодающие, мёрзнущие, измученные люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, перестанут работать. Но это не случилось. Фашисты ненавидели Ленинград и боялись его.

Клип Валерия Кипелова «Непокорённый».

Вторая страница «В блокадном кольце».   

Ведущий 1: 30 августа железнодорожная связь с Ленинградом прервалась. К этому времени там находилось свыше 2,5 млн. жителей, среди которых были женщины, старики и дети. Сообщение Ленинграда со страной поддерживалось только по Ладожскому озеру, а запасы продовольствия в городе были ничтожны. Захватив пригороды, немецко-фашистские войска непрерывно обстреливали город и подвергали  бомбёжкам с воздуха. 8 сентября 1941 года для ленинградцев наступил один из самых чёрных дней. Сомкнулось блокадное кольцо. Почти 900 дней (с 8 сентября 1941г. – по 27 января 1944г.)  Ленинград жил и боролся во вражеском кольце. Неимоверные трудности и страдания пережили ленинградцы в дни блокады. Вся страна помогала мужественным защитникам города.

Ведущий 2: По льду Ладожского озера была проложена трасса. И 13 ноября 1941 года, когда лёд стал, по ней отправился конно - транспортный батальон. Лошади не кормлены, многие еле тянули даже пустые сани. Часть повозок  в пути проваливалась под лёд, но первые десятки тонн муки были доставлены. Автоколонны шли по льду под постоянными бомбёжками, поэтому этот путь прозвали «Дорогой смерти», но позднее появилось и другое название – «Дорога жизни». Перевозки через Ладогу достигли необходимого размаха не сразу, и хлебную порцию снижали, она составляла 250 граммов (для рабочих) и 125 граммов (для всех) в сутки.          

Ведущий 1: Именно так выглядел этот тяжёлый, сырой кусочек (раскладка ШМ)

Сто двадцать пять блокадных грамм,
С огнём и кровью пополам.

Этот ломтик, эту тёмно-коричневую липкую массу, отдававшую горечью, трудно назвать хлебом. Она на 40% состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесина. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Голод не только отнимал физические силы. Дистрофия – тяжёлая болезнь, уродующая и внешность, и психику человека. Многие сначала отекали, потом начинали усыхать. Человек постепенно превращался в скелет, обтянутый кожей.   

Ведущий 2: Невозможно переоценить трудовую доблесть ленинградцев. Люди недосыпали, недоедали, но выполняли поставленные перед ними задачи. Кировский завод оказался в опасной близости от немецких войск. Защищая родной город и завод, тысячи рабочих, днём и ночью возводили укрепления. На заводе круглосуточно шла работа по изготовлению танков. Завод бомбили, в цехах рвались снаряды, возникали пожары, но никто не покидал рабочего места. Из ворот завода ежедневно выходили танки и прямо направлялись на фронт.          

Ведущий 3: В ноябре 1942 года, в тяжёлые дни блокады, производство снарядов и мин превышало миллион штук в месяц. Воины и население прилагали все усилия к тому, чтобы не допустить врага в Ленинград. На тот случай, если всё же удалось бы ворваться в город, был разработан план уничтожения войск противника и Ленинграда. Заводы, мосты, общественные здания были заминированы и по сигналу взлетели бы на воздух – груды камней и железа обрушились бы на головы фашистов, завалы преградили бы путь их танкам. Гражданское население было готово к уличным боям. Пример ленинградцев подтверждает, что успешный отпор врагу зависит не только от армии, но и от участия в борьбе всего народа.                                                     Чтец:

Мы рыли рвы – хотелось пить.
Бомбили нас – хотелось жить.
Не говорилось громких слов.
Был дот на каждом из углов.
Был дом – ни света, ни воды.
Был хлеб – довесочек беды.
Сон сокращался в забытье.
Быт превращался в бытие.
Была одна судьба на всех.
Мы растеряли светлый смех.
Мы усмиряли темный страх.
Мы умирали на постах.
Мы умирали…
Город жил –
Исполнен малых наших сил.

Г. Семенов  

Видеоклип «Помни» (Хор Российской армии)

Третья страница «Детство, опалённое войной». 

Ведущая 1: О детях блокадного Ленинграда нам расскажет заведующая библиотекой.

Врагу не удалось задушить ленинградцев в тисках голодной блокады. Ленинград оставался неприступной крепостью, где каждый житель был бойцом, а фронт и тыл слились воедино. 28 декабря 1941 года. Одиннадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева сделала в этот день первую запись в своем дневнике: «Женя умерла 28 декабря в 12.00 час. утра 1941 г.». Несколько нарушая хронологию, приведем остальные записи этого потрясающего дневника, состоящего всего лишь из нескольких строк: «Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г. Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942. Дядя Вася умер 13 апр. 2 ч. ночь 1942. Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942. Мама 13 мая в 7.30 утра 1942. Савичевы умерли. Умерли все».

Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашистских преступников. Было много и других детей, которые разделили судьбу Тани Савичевой. Из письма Тани Вассоевич отцу на фронт: «Дорогой папочка! Я знаю, что вам тяжело будет слышать о моей смерти, да и мне помирать сильно не хотелось, но ничего не поделаешь. Сильно старалась поддержать меня мамочка, она даже отрывала от себя кусочек хлеба. 8 апреля она меня одела и вынесла на руках во двор на солнышко. Дорогой папочка! Вы сильно не расстраивайтесь. Я лежу и каждый день жду Вас, а когда забудусь, Вы мне начинаете казаться». Это письмо было опубликовано в конце 1981 года в «Ленинградской Правде».          Вспоминает школьница Лариса Северская. «Мы школьники дежурили на крышах, оказывали первую помощь. В городе не стало света, не стало воды, начались сильные морозы, не прекращались бомбёжки. Кругом люди падали от истощения, дети просили, есть, а мы, школьники, впрягались в саночки и ездили на Неву за водой для семей бойцов, где были маленькие дети. Везёшь воду под обстрелом, а пока её довезёшь, она замёрзнет, а разогреть нечем. Мы ходили, искали щепки, обломки досок возле разрушенных домов. Почти все наши ребята работали в госпиталях, а ещё мы помогали разбирать почту, в глазах рябило, кажется – сейчас упадёшь, но какая была радость, когда жильцы шли в домоуправление и получали письма от родных с фронта».

Клип Эдиты Пьехи «Баллада о Савичевой Тане».

Четвёртая страница «Секретное оружие Ленинграда».  

Ведущая 1:  Писатели, артисты, музыканты, художники своим оружием – оружием литературы и искусства, своим дарованием помогали громить врага. Они выступали перед рабочими в цехах заводов, в воинских частях, на передовой, они читали свои произведения, звавшие к Победе. Вера Инбер, писатель и поэтесса читала свой дневник «Почти три года», которые писала стынущими пальцами при свете коптилки под вой сирены и разрыв снарядов в осаждённом городе. В своих рассказах о ленинградских детях писала, о муке, из которой пекли те самые 125 граммов хлеба. Ни на один день не прекращала работу крупнейшая библиотека страны – Государственная публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина. Поэт Н. Тихонов среди очерков, рассказов, обращений, воззваний, листовок, стихов, плакатов каждый месяц на страницах газеты «Красная Звезда» печатал отчёт о положении в городе.

«Враг силой не мог нас осилить, нас голодом хочет он взять,
Отнять Ленинград у России, в полон ленинградцев забрать. 
Такого во веке не будет на Невском святом берегу,
Рабочие русские люди умрут, не сдадутся врагу».
Н. Тихонов 

Работало Ленинградское радио, которое предоставляло свой эфир известным писателям и поэтам. По радио звучали стихи Анны Ахматовой, Ольги Берггольц. Хорошо о ленинградцах сказал старый казахский поэт Джамбул Джабаев: 

Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя!
К вам в стальную ломится дверь,
Словно вечность, проголодав,
Обезумевший от потерь,
Многоголовый, жадный удав… 
Сдохнет он у ваших застав!
Без зубов и без чешуи
Будет в корчах шипеть змея,
Будут снова петь соловьи,
Будет вольной наша земля.

«С болью и гордостью смотрел я на любимый город. А он стоял, опалённый пожарами, закалённый в боях, испытавший глубокие страдания войны, и был ещё более прекрасен в своём суровом величии. Как было не любить этот город… не поведать миру о его славе, о мужестве его защитников. Моим оружием была музыка» - Дмитрий Шостакович.                    

2 июля 1942 года двадцатилетний лётчик лейтенант Литвинов под сплошным огнём немецких зениток, прорвав огненное кольцо, доставил в блокадный город медикаменты и четыре объёмистые нотные тетради с партитурой Седьмой симфонии. На аэродроме их уже ждали и увезли, как величайшую драгоценность. Готовились к концерту и на передовой. В один из дней, когда музыканты ещё только расписывали партитуру симфонии, командующий Ленинградским фронтом генерал-лейтенант Леонид Александрович Говоров пригласил к себе командиров-артиллеристов. Задача была поставлена кратко: Во время исполнения Седьмой симфонии композитора Шостаковича ни один вражеский снаряд не должен разорваться в Ленинграде!

И 9 августа 1942 года армия дала свой концерт – концерт артиллерии Ленинградского фронта, которая всей своей мощью ударила по артиллерии и аэродромам противника. Эта операция называлась «Шквал». Ни один снаряд не упал на улицы города, ни один самолёт не сумел подняться в воздух с вражеских аэродромов в то время, когда зрители шли на концерт в Большой зал филармонии, пока шёл концерт, и когда зрители после завершения концерта возвращались домой или в свои воинские части.

Транспорт не ходил, и люди шли к филармонии пешком. Женщины – в нарядных платьях. На исхудавших ленинградках они висели, как на вешалке. Мужчины – в костюмах, тоже будто с чужого плеча… К зданию филармонии прямо с передовой подъезжали военные машины. Солдаты, офицеры …

Концерт начался! И под гул канонады –

Она, как обычно, гремела окрест –

Невидимый диктор сказал Ленинграду:

«Вниманье! Играет блокадный оркестр! ...»

Юрий Воронов «Баллада о музыке».

Те, кто не смог попасть в филармонию, слушали концерт на улице у репродукторов, в квартирах, в землянках и блиндажах фронтовой полосы. Когда смолкли последние звуки, разразилась овация. Зрители аплодировали оркестру стоя. И вдруг из партера поднялась девочка, подошла к дирижёру и протянула ему огромный букет из георгинов, астр, гладиолусов. Для многих это было каким-то чудом, и они смотрели на девочку с радостным изумлением – цветы в умирающем от голода городе…

Поэт Николай Тихонов, вернувшись с концерта, записал в своём дневнике:

«Симфонию Шостаковича ... играли не так, может быть, грандиозно, как в Москве или Нью-Йорке, но в ленинградском исполнении было своё – ленинградское, то, что сливало музыкальную бурю с боевой бурей, носящейся над городом. Она родилась в этом городе, и, может быть, только в нём она и могла родиться. В этом её особая сила».

Симфонию, которая транслировалась по радио и громкоговорителям городской сети, слушали не только жители Ленинграда, но и осаждавшие город немецкие войска. Как потом говорили, немцы просто обезумели, когда услышали эту музыку. Они-то считали, что город почти умер. Ведь ещё год назад Гитлер обещал, что 9 августа немецкие войска пройдут парадным маршем по Дворцовой площади, а в гостинице «Астория» состоится торжественный банкет!

Через несколько лет после войны двое туристов из ГДР, разыскавшие Карла Элиасберга, признавались ему: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть ...»

А для ленинградцев 9 августа 1942 года стало, по выражению Ольги Берггольц, «Днём Победы cреди войны». И символом этой Победы, символом торжества Человека над мракобесием стала Седьмая Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича.

Фрагмент Седьмой симфонии Д.Шостаковича.

Подвиг защитников Ленинграда затмил древние мифы и исторические были о выдержке, стойкости и героизме осажденных врагом городов. Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но, ни минуты не сомневались в победе. В суровые дни блокады умерло от голода, болезней, бомбёжек около 1 млн. ленинградцев. Многие из них похоронены на Пискаревском кладбище. Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина. Более 930 тыс. человек удостоились медали «За оборону Ленинграда».

Видеоклип Эдуарда Хиля «Медаль за оборону Ленинграда». 

Чтец:

Мне кажется:
Когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве
По улицам идут,
Как все живые, 
Только не поют.
Не потому,
Что с нами не хотят,
А потому, что мертвые
Молчат.
Мы их не слышим,
Мы не видим их,
Но мертвые всегда
Среди живых. 
Идут и смотрят,
Будто ждут ответ:
Ты этой жизни 
Стоишь или нет?

Ю. Воронов 

Ведущий 1: Предлагаю почтить память всех погибших во время Великой Отечественной войны минутой молчания. 

Ведущий 1: Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождала она. Наш долг – быть благодарными людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей жизни, быть достойными их. Желаем всем добра и мира.

 

Литература:

1. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогически и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов  и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е.С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

2. Великая Отечественная война 1941 - 1945. Энциклопедия. Под редакцией М.М. Козлова - М.: Советская энциклопедия, 1988.

3. Данилов А.А. Касулина Л. Г. История России. XX век. - М.: Просвещение, 1995.

4. Суворов Ю.М. Знаете ли вы историю своей Родины? М.: Просвещение, 1980.

5. Старцев Б.А. История СССР. - М.: Просвещение, 1980.

 

. . . . .