Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Я не волшебник, я только учусь (Письмо коллегам)

Дата публикации: 2020-06-14 11:29:52
Статью разместил(а):
Матвеева Наталия Владиславовна

Я не волшебник, я только учусь (Письмо коллегам)

Автор: Матвеева Наталия Владиславовна

ГБОУ "Лицей № 384 Кировского района Санкт-Петербурга"

 

Аннотация: Эта статья - рассуждение на тему как научить ребенка учиться с удовольствием.

Ключевые слова: личность, слышать, любить, учить.

Тематическая рубрика: общепедагогические темы.

           

Если перефразировать строки известного  детского стихотворения, то  можно получить: «Как хорошо уметь учить ...». Работаю в школе учителем английского языка уже почти тридцать лет. Иногда мне кажется, что все, ну или почти все знаю о том, как и чему учить детей. А временами думаю, что совсем ничего не понимаю в современных детях и технологиях обучения.

Неизменным остается лишь одно, я точно знаю, чем я люблю заниматься и что мне никогда не надоедает. Я люблю учить детей. И очень хочу, чтобы этот процесс  был максимально взаимным. Не обольщаюсь, отлично понимаю, что учеба – это, фактически, насилие в большинстве случаев. Но насилие вынужденное.

Детей изначально мотированных на учебу крайне мало.  Дети редко понимают степень необходимости получения достойного образования. Как же тогда их все-таки заставить учиться? Рычаги, которые работали в прошлом веке, не работают. И не, чтобы в условиях обучения в Советской школе обо всех детей розги ломали и вбивали таким образом  знания в детские головы. Отнюдь нет. Знаю не понаслышке, сама оттуда родом. Просто в те далекие времена отношение к образованию, учителям, воспитанию, школе было уважительно-пиететным. Нет, не хочу сказать, что раньше все учителя  ох какие молодцы были, а сейчас перевелись. И в прежние времена, и в нынешние есть настоящие профессионалы, знатоки своего дела, а есть «урокодатели». И ничего с этим не поделаешь, люди все разные, а учителя  не небожители. И не то, чтобы я ностальгировала по временам, когда поворот головы на уроке или шепот соседу на ухо расценивались как преступление. Отнюдь. Во всем нужна мера. Но тогдашняя почти непоколебимая вера в учителя-«всезнателя» она, конечно подкупала. Это воспитывалось годами, да что там говорить, десятилетиями. Работать в таких условиях было несомненно проще….

Но мы живем здесь и сейчас. И надо учить не тех, не смеющих спорить, высказывать свое мнение, привыкших терпеть вас просто за то, что вы учитель. Не тех, а этих: не желающих слушать, не умеющих слышать,   не стремящихся качественно выполнить домашнее задание, отказывающихся отвечать с места (у доски, в присутствии одноклассников, в отсутствии родителей, потому что плохая погода, сильный ветер и пр. уважительные причины), открыто демонстрирующих свое негативное отношение к нам  и нашему предмету. Других-то нет, или есть, но очень мало и они не обязательно  достанутся нам свами. И с родителями приходится иметь дело с иными, не с такими, какими были наши родители. Уверена, что каждый второй педагог, читая эти строки, вздохнет.

В общем, сплошные проблемы, препоны. Что же делать? Бросать работу? Уйти туда, где нет детей, родителей, оценок, журналов, планов, рабочих программ и пр.? Но в начале письма я уже сообщила, что очень люблю учить детей, как и вы. Итак,  менять работу, уходить их профессии нет ни моральных сил, ни желания. Изменить детей, взмахнув волшебной палочкой и сделать всех послушными, желающими получать и получать знания, глядеть на учителя преданными горящими глазами, увы, не получится.

Значит, как всегда. Надо менять себя. Менять свое отношение к ситуации, к детям, к родителям и, конечно, к процессу обучения. С чего начать? С осознания, что и мы учителя и ученики наши  в одной лодке плывем, и если грести слаженно, то, возможность выплыть куда надо удваивается.  А потому точно понимаю, что строить баррикаду, прорывать тоннель и т.д. между собой и детьми не стоит.

Надо попытаться понять какие они современные дети, что им нравится, на что они реагируют. Уже слышу возмущенные возгласы: «Как? Подстраиваться под детей? Снижать планку?» и т.д. Нет, не надо подстраиваться, надо встраиваться. Будущее за ними, и не увидев, не поняв, не приняв  их такими, какие они есть, можно ведь и за бортом жизни оказаться. Наша с вами «счастливая» старость, хочешь-не хочешь, в руках молодого поколения, которое мы с вами учим, воспитываем, развиваем.

Поняли, осознали. Готовы понять, принять, учесть… И все? Нет. Еще есть много-премного разной методической литературы, научной литературы. Там умные люди умными фразами рассказывают в теории про то, чем никогда не занимались на практике. Но иногда действительно попадаются интересные идеи, просто написаны так, что не то что понять, прочитать невозможно. Одна из идей, переведенная с научного на русский язык звучит так: дети личностны. Если ребенку нравится учитель, то в большинстве случаев, нравится и тот предмет, который он, этот учитель, преподает. А как понравиться детям? Ну уж точно не лебезя, не заискивая, не притворяясь «своим в доску» парнем.

Дети – самые талантливые манипуляторы на свете. И стоит один раз пойти у них на поводу, все «пиши пропало». Надо попытаться с ними договориться. А договориться, это прежде всего услышать. В моем 6 классе девочка, сидящая передо мной, на первой парте, громко прошептала, чтобы я услышала: «Ненавижу английский язык». Класс замер. Слышала-то не только я.

Я прежняя обиделась бы, нравоучительно поговорила с ребенком, а то и  с родителями. Потому как обидно: стараюсь, готовлюсь к урокам, материал подбираю, а она, а они … А она, а они просто кричат нам: помогите, нам страшно, непонятно, неинтересно, скучно. Мы же с вами профессионалы, взрослые, умудренные опытом люди и понимаем, что если что-то  не получается, оно не может нравиться. В общем, вместо того, чтобы разозлиться и надуться пузырем, я сделала первое, что мне пришло в головы: рассмеялась. Обстановка разрядилась. Она ведь зачем-то это мне шептала и точно хотела, чтобы я услышала.  Думаю, это был сигнал о помощи. Потом был долгий путь к ребенку, и я все еще в пути. Я старалась лишний раз спросить ее, но сначала только тогда, когда точно знала, что она сможет ответить. И каждый раз хвалила и говорила: «Ты можешь, ты сможешь».

Не буду никого обманывать, девочка не закончила год на «5» по моему предмету. Мы не успели. Пришла самоизоляция, дистанционное обучение и моя деточка «спряталась», «затаилась». Пришлось работать индивидуально. И многое из достигнутого было упущено. Но тогда, до карантина, я чувствовала, что ей стало легче, отпустило. И она, по крайней мере, перестала ненавидеть английский язык. Даже маме призналась, что он не такой уж гадкий и противный этот английский язык.

Мы обязательно выйдем из режима изоляции, самоизоляции и пр. и продолжим заниматься нашим любимым делом: учить детей. И будем вместе с ними учиться. Помните замечательную сказку Шварца «Золушка» и  фразу пажа «Я не волшебник, я только учусь». Пусть мы с вами не волшебники, но мы тоже учимся, не переставая. И если хоть одного ребенка удалось обратить в свою веру и он вопреки и несмотря на …,  начал делать первые шаги в нашу сторону, то это самое настоящее волшебство и мы на верном пути.

 

. . . . .