Организация сетевой проектной деятельности учащихся во внеурочной работе
Организация сетевой проектной деятельности учащихся во внеурочной работе
Автор: Журавлева Марина Валентиновна
филиал МБОУ "Староюрьевская СОШ" в с. Вишневое Староюрьевского района Тамбовской области
Аннотация: Применяемые учебные методы и формы при использовании веб-квеста, его применение делает организацию учебного процесса более разнообразным и продуктивным посредством использования таких заданий, которые усложняют работу обучающегося, повышают уровень мотивации и интереса к изучаемому предмету, способствуют формированию коммуникативной компетенции.
Ключевые слова: сетевая проектная деятельность, внеурочная работа, веб-квест, сервисы web2.
Тематическая рубрика: Общая педагогика.
Одаренные дети требуют к себе индивидуального подхода. Для их успешного обучения необходимо выстраивать индивидуальные образовательные траектории, начиная с первых дней обучения в школе. Таким детям тяжело находиться на уроках, где обучение идет в усредненном темпе. Они теряют интерес и желание учиться. Чтобы этого не случилась и для более успешной организации обучения одаренных детей и могут помочь социальные сервисы.
С помощью социальных сервисов одаренные дети смогут принимать участие в олимпиадах, конкурсах, участвовать в проектах, изучать что-то самостоятельно в ходе мастер-классов. Это позволит им не задерживаться в своем развитии и наиболее полно раскрывать таланты через общение со сверстниками, находящимися на таком же уровне интеллектуального развития. С помощью сетевых сервисов можно организовывать проектную и исследовательскую деятельность с обучающимися не только из своей школы, но и из других учебных заведений. Также к этой работе можно привлекать преподавателей и студентов вузов, что позволит одаренным детям наиболее ярко проявлять свои таланты и развиваться.
В рамках сетевого взаимодействия учащихся и организаторов на сайтах сетевых проектов был четко спланированный сценарий. Сетевые проекты были организованы в форме исследовательских экспедиций и проходили в несколько этапов: викторина, представление экипажей, планирование исследования, проведение исследования и представление результатов, подведение итогов сетевого проекта.
Каждый этап предполагал выполнение конкретных заданий, которые размещались на отдельных страницах сайтов. Для организации планомерного и последовательного сетевого взаимодействия участников проекта на выполнение заданий устанавливались конкретные сроки. В указанные сроки, в любое удобное время участники каждой команды могли самостоятельно работать на сайте проекта. Координатор проекта наблюдал за деятельностью участников на сайте и оказывал техническую и методическую помощь.
Веб 2.0, социальные сервисы, вики-вики - так далеки и непонятны были эти слова до появления в моей жизни участия в сетевых конкурсах. Первое же знакомство заставило задуматься о грандиозных возможностях. Конечно же, захотелось самой прикоснуться к прекрасному и поучаствовать их в применении.
Первое с чем нам пришлось столкнуться - это сетевой конкурс учебных проектов, посвященных Международному дню семьи, выполненных в форме веб-квестов в условиях реализации новых образовательных стандартов.
Мы организовали команду и стали постепенно осваивать сервис Web 2.0 и при помощи организаторов квеста углублять свои знания.
Мы параллельно с ребятами учились, делились своими маленькими открытиями, кто-то узнавал новое в плане оформления, кто-то - в правилах. При таком сотрудничестве мы быстро разобрались в логике навигации, в понятиях Web 2.0, изучили возможности многих программ, разобрались в настройках.
Захотелось принять участие и в других проектах. По душе пришелся проект «Помним, чтим, гордимся» к 70-летию победы. Ребята 10 класса на карте гугл прокладывали военный маршрут наших ветеранов, брали у них интервью, оформляли виртуальный плакат, посвященный трудовым подвигам наших земляков в годы Великой Отечественной войны. Один из участников команды захотел рассказать о песнях, проявившихся во время войны, и с помощью другого сервиса, и мы оформили свою работу.
Создавали виртуальные памятники героям-пионерам. По итогам проекта команда стала победительницей в номинации «Маленькие герои большой войны».
Следующим шагом в освоении сетевых дистанционных проектов была сетевая игра «Инфорегата» это было настоящее командное плавание по просторам освоения новых программ.
Во время проекта мы освоили сервис PhotoPeach предназначен для создания презентация в виде слайд-шоу с дополнительными возможностями: это титры на слайдах, музыкальное фоновое сопровождение, возможность "привязки" видеоролика. Фотографии и музыку можно загрузить с компьютера или воспользоваться заготовками
Ещё один сервис помог создать "облака слов" из текста, который мы предоставили сервису по теме «Интернет-зависимость». Сейчас этот сервис используем для подведения итогов опросов, игр, мероприятий.
Освоили Glogster-сервис, который позволил создать онлайн-плакат, в который включили аудио- и видеоизображения, текст и графику. В этом сервисе опубликовали постеры для других учащихся, они комментировали их, и мы обменивались своими творениями в группе.
И в конце нам предстояло попробовать себя в роли сценаристов, актеров и режиссеров. Другими словами, наш экипаж снимал видеоролик.
Участие в дистанционных сетевых проектах позволяет обеспечить более высокий уровень знаний учащихся, повысить грамотность учащихся по русскому языку, подготовиться и успешно справиться с итоговым тестированием в выпускных классах.
Использование ресурсов Сети позволяет не на словах, а на деле обеспечить учителям и ученикам равный доступ к знаниям и передовым образовательным технологиям, создать единую образовательную информационную среду, сделать систему образования более открытой и эффективной.
Педагог не может быть оторван от реалий жизни, он постоянно находится в поиске новых форм и методов обучения, информационно-методического обеспечения учебного процесса, поэтому создание информационного образовательного пространства – это одна из важнейших задач в деле подготовки конкурентоспособного специалиста, обладающего необходимым комплексом знаний.