Исследовательская деятельность обучающихся как форма экологического образования
Исследовательская деятельность обучающихся как форма экологического образования
Автор: Шамшурова Ольга Алексеевна
МБОУ «Лицей № 28. г. Йошкар-Олы», г. Йошкар-Ола, республика Марий Эл
Аннотация: Экологическое мировоззрение формируется у школьников в процессе исследовательской работы. Активный поиск путей решения экологической проблемы способствует экологическому образованию и воспитанию ответственности за жизнь на планете.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, воспитание, образование.
Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.
Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания, развития, направленный на формирование общей экологической культуры, экологической ответственности за судьбы своей страны, планеты и всей Вселенной.
Экологическое образование необходимо начинать в школе, предоставить обучающимся экологические знания различного характера и уровня. Специалисты считают, что экологизация системы образования-это проникновение экологических идей, понятий, принципов, подходов в другие дисциплины, подготовка экологически грамотных специалистов различного профиля.
В настоящее время в образовательные программы школ не входит предмет «Экология», он может изучаться как спецкурс в классах биолого-химического направления. Всероссийская олимпиада школьников включает в себя олимпиаду по экологии. Задача школы-сформировать определённый объём знаний по данному предмету, обучить научному анализу и осмыслению природных явлений, деятельности человека в природе.
На региональном этапе требуется представить проект, представляющий собой полноценную исследовательскую работу. Кроме этого, исследования экологической направленности необходимо проводить с обучающимися для формирования экологического мировоззрения. Проведение исследований - это эффективная форма внеклассной работы по изучению экологии. Учащиеся развивают наблюдательность, приобретают навыки эксперимента, интересуются конкретной экологической проблемой.
Грамотно проведённая и оформленная исследовательская работа позволяет ученикам участвовать в конкурсах, конференциях и олимпиадах экологической направленности. На региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников к экологическим проектам предъявляются достаточно строгие требования.
Исследовательская деятельность по экологии имеет ряд особенностей. Ученикам требуется сочетать использование теоретических знаний и эксперимент, строить план исследования, иметь навыки работы в составлении схем, построении диаграмм.
Выбор темы исследования - важный момент. Темы должны быть доступны для изучения, чтобы в условиях школы подобрать доступные методы изучения. Если работа выполняется для представления на олимпиадах и конкурсах, уровень её повышается, здесь школам желательно сотрудничать с университетами с факультетами биологического или географического направления.
Темы исследования могут быть коллективными, здесь каждый участник должен иметь свои обязанности и нести ответственность за результаты своей работы.
В процессе исследования ученик должен научиться сам формулировать экологическую проблему и провести поиск её решения. При этом надо грамотно аргументировать актуальность выбранной темы, используя литературные источники, опираясь на практическую деятельность в данном направлении.
Должна быть высокая степень достоверности и объективности исследований, для этого эксперимент необходимо проводить несколько раз, накопить большой банк данных и только тогда делать взвешенные оценки и прогнозы. Методики работы должны быть научными, к ним нужно правильно подобрать оборудование. Не всегда это возможно на базе школы.
Для проведения экологических исследований требуются теоретические знания в области различных дисциплин-биологии, химии, географии, физики и обществознания. А для оформления работы нужно уметь работать в компьютерных программах Microsoft office word и Excel.
Проведение экспериментов и оформление работы по экологии требует серьёзной подготовки и большого количества времени. Такая работа воспитывает в учениках любознательность, умение работать в коллективе, аккуратность, кропотливость, научное мышление. Ребята начинают интересоваться проблемами своего региона, города, страны. В дальнейшем экологические исследования позволяют ученику занимать призовые места или становиться победителем олимпиады, конкурса. Это даёт стимул работать дальше, по окончании школы связать свою жизнь с учебным заведением экологического направления.
Итак, исследовательская деятельность учащихся по экологии включает следующие этапы:
1. Подготовительный этап - сбор данных об объекте исследования, изучение литературы, подбор методики и оборудования, определяется проблема, обосновывается актуальность темы, ставятся цель и задачи, выдвигается гипотеза.
2. Экспериментальный этап - проведение экспериментов, наблюдений, сбор информации, описание этапов работы.
3. Камеральный этап - составляются таблицы, проводится обработка результатов, построение диаграмм, карт, графиков.
4. Аналитический этап - анализируются результаты, выявляются закономерности, делаются выводы, составляются рекомендации и указывается практическая значимость исследований.
5. Отчётный этап - составляется отчёт об исследовательской работе в соответствии с разработанными требованиями.
6. Информационный этап - предоставление информации о полученных результатах и рекомендациях коллективу школы, службам населённого пункта.
7. Практический этап - участие школьников в природоохранной деятельности.
Данный этап очень важный, именно здесь окончательно формируется экологическое мировоззрение. Природоохранная деятельность - это участие в конкурсах, акциях, олимпиадах и научно-практических конференциях. Это экскурсии в природу, озеленение пришкольной или городской территории, участие в субботниках, пропаганда здорового образа жизни, подготовка бесед, лекций, викторин. Именно на практическом этапе учащиеся могут находить причинно-следственные связи между действиями человека и изменениями в окружающей среде, делать грамотные выводы, разрабатывать план мероприятий по предотвращению нежелательных последствий.
В нашем лицее ведётся систематическая работа в области экологических исследований. Темы выбираем разнообразные, за много лет были подготовлены проекты и в области изучения растительности, и в области изучения человеческого организма, а также изучали состояние окружающей среды.
В последние годы мы сотрудничаем с Поволжским государственным технологическим университетом, институтом леса и природопользования.
Сотрудники кафедры лесных культур, селекции и биотехнологии являются научными руководителями и научными консультантами наших исследовательских работ. На базе ботанического сада-института ПГТУ ребята проводят практическую работу по выращиванию однолетних сеянцев древесных культур с закрытой корневой системой в разных условиях. Основная задача-создать оптимальные условия для выращивания качественного посадочного материала, который используется для восстановления лесов. Ребята разного возраста с удовольствием включаются в работу по посеву семян, поливу сеянцев, уходу за ними. Затем самостоятельно измеряют биометрические показатели, строят таблицы, графики, проводят статистическую обработку данных, делают выводы. В итоге получается полноценная исследовательская работа.
Вот перечень тем некоторых наших исследовательских работ: «Видовой состав плесневых грибов в некоторых сортах хлеба», «Влияние видов субстратов на рост и развитие однолетних сеянцев дуба черешчатого (Quercus robur) при выращивании в контейнерах», «Изучение линейных размеров сеянцев дуба черешчатого (Quercus robur) с закрытой корневой системой в зависимости от объема ячейки контейнера», «Рост однолетних сеянцев сосны обыкновенной (Pinus Sylvestris L.) с закрытой корневой системой при различной плотности субстрата».
Результаты своей деятельности ребята успешно представляют на олимпиадах разного уровня, конференциях и конкурсах не только в своём регионе, но и в городах России.
В лицее сформирована группа учащихся, которая ежегодно организует мероприятия на экологические темы, участвует во всероссийских акциях и конкурсах. Ребята чувствуют себя причастными к большому делу-охране окружающей среды страны и планеты.
А начинается всё с достаточно серьёзных исследовательских работ, которые выполняются с пятого класса.
Не все ученики в дальнейшем выбирают себе профессию, связанную с экологией, но они приобретают бесценный опыт проведения научного эксперимента, что, безусловно, пригодится им и в учёбе и работе.
Список литературы:
1. Мамедов Н.М. Экологическое образование: концепции и методические подходы/ Н.М. Мамедов. - М.:Экономика и информатика, 1996 - 136 с.
2. Степанчук Н.А. Модели экологического образования: программы, рекомендации, уроки/ Н.А. Степанчук. – Волгоград: Учитель, 2011- 295 с.