Значение физической культуры для здоровья человека
Значение физической культуры для здоровья человека
Автор: Ярыгин Алексей Владимирович
МАУ ДО-ЦВР «Надежда», г Стерлитамак, РБ
Ключевые слова: Здоровье человека, физическая культура.
Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.
«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».
Гиппократ
В последнее время отмечается устойчивая тенденция к снижению показателей здоровья населения. Здоровье – это одна из наград, которую получает человек за усердие и терпение, в соответствии с предусмотренными нормами поведения. Именно поэтому здоровый человек – это, как правило, образованный человек, познавший одну простую истину. Истина гласит: «Чтобы стать здоровым, надо научиться им быть». Поэтому очень важно не только подготовить человека к самостоятельной жизни, воспитать нравственно и физически, но и научить вести здоровый образ жизни, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни.
Здоровье в наше время относится к числу главных приоритетов человека, т.к. имеют жизненно важное значение для человечества.
Рассмотрим подробно вопрос: «Что такое здоровье?» В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это «не только отсутствие болезней, но и состояние полного, физического, духовного и социального благополучия». Здоровые люди – это благополучие нашего общества. Без здорового поколения у нас нет будущего. В 21 веке в стране остро стоит проблема сохранения здоровья людей.
В эпоху научно-технического прогресса заметно возросла роль физической культуры. Физкультура, как составляющая культуры современного общества представляет собой многогранное социальное явление, оказывающее мощное воздействие на развитие и воспитание слоев населения.
В наш век – век значительных социальных, технических и физических преобразований научно-техническая революция, как уже говорилось, наряду с прогрессивными явлениями внесла в жизнь и ряд неблагоприятных факторов. К ним следует отнести гиподинамию, нервные и физические перегрузки, связанные с овладением сложной современной техникой, а также стрессы профессионального и бытового порядка и, как следствие - нарушение обмена веществ, избыточный вес, предрасположение к сердечно - сосудистым заболеваниям, а подчас и сами эти болезни.
Совсем недавно миллионы людей ходили на работу и с работы пешком, на производстве от них требовалось применение большой физической силы, в быту люди также не могли обойтись без выполнения трудоемких работ.
В настоящее время объем передвижений в течение дня, как правило, сведен к минимуму: автоматизация, электроника и робототехника на производстве, автомобили, лифт, стиральные машины в быту настолько повысили дефицит двигательной деятельности человека, что это уже стало тревожным звонком для многих.
Некоторые считают, что забота о здоровье входит в обязанности врача. На самом деле это не так. Учеными доказано, что здоровье человека лишь на 10-15 % зависит от здравоохранения и более чем на 50% от образа жизни, то есть знаний и умений сохранять его самим человеком.
Гуманной и творческой личностью человек будет лишь тогда, когда обретет главное богатство человечества – здоровье.
В формировании гармонически развитой личности, серьезно относящейся к своему состоянию здоровья, огромное значение имеет физическое воспитание. Оно направлено на обеспечение необходимого уровня развития жизненно важных двигательных навыков и физических качеств и создает предпосылки для многообразных проявлений творческой активности. Процесс физического воспитания, направленный на физическое самосовершенствование личности, помогает стать духовно богаче, нравственно чище и физически здоровее, совершенней.
Часто мы сталкиваемся с тем, что люди безжалостно относятся к организму, загружая его стрессом, неправильным питанием, чрезмерными нагрузками. Но главный наш враг – это гиподинамия (недостаток движения). С ранних лет важно знать, что тело нужно тренировать, загружать работой, учить выполнять максимально возможное количество движений.
Люди, подвергающие себя регулярным физическим нагрузкам, в три раза реже заболевают сердечно-сосудистыми заболеваниями, к каковым относятся атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, гипертоническая болезнь – главные причины смертности в современном мире.
Среди людей, находящихся в хорошей физической форме, уровень смертности от рака ниже, чем среди тех, кто ведет малоподвижный образ жизни. Недостаточная физическая активность приводит к снижению защитных сил организма, устойчивости к действию неблагоприятных факторов, психоэмоциональным перегрузкам. Тем, кто предпочитает проводить свободное время и отдыхать в сидячем или лежачем положении, скорее всего, доказывать это бесполезно – по крайней мере, до тех пор, пока они здоровы. Когда же жизнь заставит – всякий и сам быстро почувствует на себе благотворное влияние физической нагрузки. Практика показывает что, как правило, человек, начавший заниматься физкультурой (лечебной, оздоровительной или каким-либо видом спорта), не бросает это дело в буквальном смысле, «пока ноги носят», то ноги носят его значительно дольше, чем его малоподвижных собратьев.
О том, что движение – это жизнь, а бездействие – смерть, люди знали во все времена, пока жили в большей степени по законам Природы, нежели по законам цивилизации.
Актуальность этой темы заключается в том, что обществу важно и нужно иметь здоровое поколение. И задачей физической культуры является пропаганда здорового образа жизни, привлечение людей к систематическим занятиям спортом.
Физическая культура, в единстве с нормами здорового образа жизни, обеспечивает практическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека. Способствуя физическому развитию, расширению физических возможностей, физическая культура влияет почти на все стороны жизнедеятельности человека: развивает духовно-нравственные качества личности, усиливает мотивацию саморазвития, помогает адекватно реагировать на стрессовые факторы окружающей среды, формирует потребность в здоровом образе жизни, помогает сохранить и укрепить здоровье на протяжении всей жизни человека
Какой бы продвинутой ни была медицина, она не может спасти от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста важно вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены. Словом, добиваться разумными путями истинной гармонии души и тела.
Многочисленные исследования свидетельствуют о благоприятном влиянии регулярных занятий физическими упражнениями на здоровье и физическое состояние человека любого возраста. В разные возрастные периоды эти занятия преследуют разные цели. В молодом возрасте они направлены на совершенствование физической подготовленности, физического развития и физической работоспособности, профилактику заболеваний, которые появятся в старшем возрасте.
Физические упражнения в среднем возрасте используются в первую очередь для укрепления здоровья и профилактики болезней, повышения общей и профессиональной работоспособности, удлинения трудового периода жизни, предупреждения преждевременного старения.
В преклонном возрасте физическая культура применяется для сохранения здоровья и активного долголетия, замедления инволюционных процессов, предупреждения прогрессирования хронических болезней и возможных осложнений.
Охрана собственного здоровья - это обязанность каждого и никто не вправе перекладывать эту ответственность на окружающих. Здоровый образ жизни — единственное доступное каждому средство защиты от болезней.
Нам необходимо весь тот огромный потенциал физической культуры и спорта в полной мере использовать на благо процветания России. Это наименее затратные и наиболее эффективные средства форсированного морального и физического оздоровления нации. Способ достижения гармонии человека один - систематическое выполнение физических упражнений. Более того, экспериментально доказано, что регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность учебной деятельности.
На сегодняшний день практически каждый человек, живущий в странах хоть какого - либо технического прогресса, имеет массу дел и обязанностей. Порой ему не хватает времени даже на свои дела. В результате, с горою мелочных технических проблем человек просто забывает главные истины и цели, теряется, забывает о своем здоровье. Он не спит по ночам, не ходит в походы, не бегает по утрам, ездит на машине (не ходит пешком), кушает с книгой и … А спроси у него: “Что же такое здоровье?” … Да ничего он вам на это не ответит. Забудет он про этот вопрос. А вспомнит вас и ваш вопрос только где-нибудь в кардио - или онкодиспансере. Но, скорее всего, будет уже поздно … И начнет он рассказывать вам то же самое, что было изложено выше… Но вот вопрос: нужны ли ему теперь все его материальные ценности? Наверное, нет … А всё потому, что люди вовремя не смогли уловить ценность фразы «Здоровье – главное богатство! Физкультура – есть здоровье!» …
Список литературы:
1. Ананьев П.Б. Влияние на здоровье детей основных факторов, формирующих среду обитания: Автореф. дис. — М., 2000 г.
2. Брехман И.И. Валеология — наука о здоровье. — М., 1990.
3. Бережков Л.Ф. Динамика состояния здоровья детей школьного возраста и основные факторы ее определяющие // Человек. Культура. Здоровье. — М., 1997.
4. Ильющенков В.В., Берсенева ТА. Здоровье и образование. — СПб., 1993 г.
5. Лищук ВА., Мосткова Е.В. Основы здоровья: Актуальные задачи, решения, рекомендации. — М., 1994.
6. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. — М., 2002г.
7. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. — М.,1 2000.
8. Педагогика и психология здоровья / Под ред. Н.К. Смирнова. — М., 2003.