Духовно-нравственное воспитание учащихся
Духовно-нравственное воспитание учащихся
Автор: Елисеева Юлия Николаевна
ГБУ «КРОЦ», г. Москва
Аннотация: Развитие нравственности и духовности стало неотложной задачей всего современного общества. Педагог в своей работе по формированию духовного мир школьника, его нравственности может использовать основы православной духовности, и потенциал литературы и искусства.
Ключевые слова: воспитание нравственности, воспитание учащихся.
Тематическая рублика: общепедагогические темы.
Развертывающиеся мировые процессы глобализации и информатизации, открытость России мировому сообществу обусловливают пристальное внимание ученых к исследованию вопросов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. И это не случайно. В обществе ощущается мировоззренческая пустота, возникшая после отторжения старой идеологии. Культ денег, наживы, навязывание безнравственной мысли о том, что все способы обогащения приемлемы, отрицательно сказываются на духовности и нравственности молодежи. Такие проявления последней, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план. Сегодня школьники, живущие в условиях постиндустриального общества, нередко бывают свидетелями различного рода конфликтов, возникающих на национальной и религиозной почве. В этой связи возникает потребность в воспитании свободной и духовно богатой, высоконравственной личности.
«Не зная, для чего ему жизнь, человек скорее истребит себя ... ибо тайна человеческого бытия не в том, чтобы только жить, а для чего жить» - писал Ф.М. Достоевский.
Для русских людей основу веры составляет православной духовность. Она изложена в евангелии и не утрачена за прошедшее тысячелетие, а со времени принятия христианства на Руси является для русского народа, а также для многих других народов, населяющих Россию, единственной признаваемой религией, которая с помощью церкви формирует психологию верующих.
Патриарх Алексий II пояснял, что «христианский взгляд на человека видит в нем образ Божий. Это образ, который есть в каждом. Во многом он замутнен и затемнен грехами. И задача духовного преображения человека, которой служит Церковь, сродни задаче реставрации икон: темный лик надо очистить от наслоений и явить миру изначальную красоту и сияние красок и линий, гармонию лика.
Православие может и должно помочь нашему народу вновь обрести дыхание жизни, возвратиться к истинной соборности, воскресить почти угасшее сегодня национальное бытие и достоинство.
Обычно духовность связывают с религиозностью. Но духовность понятие более широкое и многоаспектное. Кроме религиозной есть еще и светская духовность. История содержит многочисленные свидетельства, что духовность есть многосторонняя устремленность и проекция человека на Вселенную. Поэтому содержанием духовности является культура народа, получившая в процессе его развития различные направления: литература, искусство, история, живопись, архитектура, музыка и др.
Необходимо создать условия для развития личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к окружающему миру и к себе в нём.
Воспитание духовной личности предполагает развитие духовных потребностей в познании и самопознании, рефлексии, красоте, общении с родными, друзьями, природой, творчестве, автономии своего внутреннего мира, поиска смысла жизни, счастья, идеала. Образование - основа духовности. Как следствие - светское воспитание и развитие духовности порождают у человека чувства патриотизма, чести, благородства и достоинства, важнейшим критерием становится совесть.
Язык народа возникает раньше других атрибутов человеческого общества и является первым выразителем начинающей формироваться духовности любого народа. Одновременно язык, родное слово становятся хранителями исторических деяний народа, его традиций, культуры, трансформировать в музыку, поэзию, песни, жесты (язык танца). Язык способствует описанию истории жизни народа, окружающей природы, связывает историческое прошлое и настоящее.
Родной язык выражает не только суть духовности, но является создателем характера народа. Это особенный характер, а язык является его лучшей характеристикой. Т.В. Андронникова, учительница литературы в школе, изучая со старшеклассниками литературные произведения русских писателей, составила описание черт русского национального характера. К ним относятся:
- духовность, выражающаяся в поисках высшего смысла в жизни, искании правды на земле;
- душевность, суть которой эмоции, чувства. Для русского человека характерны мягкость, общительность, нежность, жалостливость, сочувствие к бедным, слабым; высшая синтетическая форма всех проявлений душевности - русское гостеприимство;
- трудолюбие, высокая работоспособность, способность переносить большие и повышенные нагрузки;
- всемерная отзывчивость - печаль о страданиях не только своего народа, но и людей всего мира, тревога обо всем человечестве, жертвенность, умение поступиться своим и отстаивать чужое;
- стремление к всечеловеческому единению, отсутствие личной и семейной обособленности, склонность к созданию тех общественных форм, которые основаны на общинном труде, на содружестве (артель, землячество, монастырь);
- отсутствие ненависти к другим народам, непринятие национализма, расизма, национальной спеси, ярко выраженное чувство солидарности;
- высокая и разносторонняя одаренность, уникальная даровитость, талантливость, проявляющаяся в лидерстве русских почти во всех областях человеческой деятельности.
Литература раскрывает саму жизнь людей в прошлом и настоящем, поступки и поведение отдельных героев; она приучает молодых читателей к обычаям, правилам, порядку жизни; знакомит с поведением в норме и в отклонениях от нормы. Она учит мыслить, оценивать, мечтать, любить, ненавидеть.
«Никакими лекциями этого не сделаете: ни изучением норм морали, ни изучением кодекса законов. Все это пригодится человеку как позитивное знание, войдет в его миро отношение, только если наложится на опыт чувств. Опыт чувств дает человеку практика жизни. И вне личного жизненного опыта есть только один путь приобщения к опыту чувств других людей, предыдущих тебе поколений - это опыт чувств, сконцентрированных и обобщенных в искусствах» - писал Борис Михайлович Неменский [7]
Каждый ученик - сложный организм, который, мы педагоги, должны изучать, направлять, обогащать. Душа изучается опытом и наблюдением, самосознанием своих внутренних душевных состояний и процессов.
В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературных произведениях при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в интеллектуальном понимании (рационально), но и в чувственном восприятии (эмоционально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни»
Искусство играет большую роль в духовно-нравственном воспитании детей. Еще Аристотель писал, что искусство способно оказывать влияние на душу человека, а поскольку оно обладает таким свойством, то должно быть включено в число предметов воспитания молодежи.
Большая роль педагогов состоит в том, чтобы силой воздействия литературы и искусства формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую воспитанность. На примере художественных произведений можно формировать ценностные ориентиры у детей и на основе усвоенных знаний воспитывать нравственные убеждения.
При этом перед педагогом стоят такие задачи:
- Воспитание чувства любви к родному краю, к природе;
- Воспитание чувства любви и гордости за свою страну, её героическое прошлое;
- На примере художественных произведений воспитание таких качеств, как мужество, героизм;
- Формирование таких нравственных навыков, как: воля, сила духа, честь и достоинство;
- Приобщение к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших;
- Формирование толерантности и коммуникативной культуры.
Воспитание гражданина – одно из главных условий национального возрождения, что предполагает освоение и реализацию воспитанником своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека.
Список литературы:
- Аверкиева Г.В. Проблема формирования ценностных ориентаций современных школьников Ребенок и современный мир. – Архангельск, 2001г.;
- Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М. Художественная Литература, 1975г.
- Власова, Т.И., Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике, Педагогика – 2006г.;
- Духовно-нравственное воспитание в системе образования Российской Федерации, Москва, Самшит-издат, 2002;
- Кузьмин И.А., Камкин А.В. «О развитии системы духовно-нравственных ценностей в контексте программы «Социокультурные истоки», Москва, 2007г.;
- Леднев, В. С. Духовно-нравственная культура в образовании человека Москва, 2002;
- Неменский Б. М. «Педагогика искусства», Москва, Просвещение, 2012 г.
- Никитина Н.Н. Духовно-нравственное воспитание сущность и проблемы: Методическое пособие, Н.Н. Никитина, В.Г. Балашова, Н.М. Новичкова. – Ульяновск: УлГПУ, 2006г.