Развитие творческого потенциала личности ребёнка через работу пришкольного оздоровительного лагеря
Развитие творческого потенциала личности ребёнка через работу пришкольного оздоровительного лагеря
Авторы: Баданова Марина Аркадьевна
и Седойкина Елена Сергеевна
МБОУ «СОШ № 11», г. Алатырь Чувашской Республики
Аннотация: Пришкольный оздоровительный лагерь дает возможность ребенку раскрыть творческий потенциал. Лагерь является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Ключевые слова: пришкольный оздоровительный лагерь, творческая мастерская.
Тематическая рубрика: Начальная школа.
Проблема организации летнего отдыха детей остаётся актуальной как для родителей, так и для учителей. Школа решает данную проблему с помощью организации пришкольных оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей.
Лагерь выполняет важную миссию воспитания, оздоровления детей, помогает создать условия, благоприятные для позитивной самореализации личности. С одной стороны, он является формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой - пространством для оздоровления, развития физического и творческого потенциала личности ребенка.
Выбирая направление работы лагерной смены, мы остановились на развитии творческого потенциала личности ребёнка. Вот уже три года мы работаем в данном направлении. Нами была разработана программа, направленная на создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка. Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха учащихся с 7 до 16 лет в условиях пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.
Новизна программы заключается в новой трактовке индивидуального подхода: отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики творческого потенциала личности.
Программа актуальна, так как ее содержание включает направление деятельности, отвечающее современным требованиям и условиям образования. Она предназначена помочь ребёнку сделать правильный выбор в современном обилии информации, найти своё «Я». Как показывают исследования психологов, потребность в самовыражении является основной потребностью человека. Она является сутью человеческого способа существования в мире.
Форма, в которую облекается жизнь ребёнка в лагере, педагогически целесообразна, она отвечает потребностям детей в общении со сверстниками и взрослыми, в увлекательном труде и деятельном насыщенном досуге, в ощущении своей успешности и значимости.
Программа включает три этапа реализации. На первом этапе мы подготавливаем условия и средства к функционированию лагеря. На втором – реализуем программу. На третьем – анализируем проделанную работу и определяем эффективность продолжения работы в данном направлении.
Выбранные методы и приёмы работы позволяют каждому ребенку проявить свою индивидуальность, творческую самостоятельность на основе свободного выбора и интереса. Предусмотрена работа творческих мастерских: Творческая мастерская художественного искусства «В стране Великих Мастеров», Творческая мастерская театрального искусства «Волшебство театра», Творческая мастерская флористики «Гармония и красота природы». Организация деятельности мастерских дает школьникам возможность профильных проб. Именно проба помогает ребенку не просто получить информацию, а смоделировать тот или иной вид деятельности и определить собственный уровень готовности к освоению этой деятельности .
Занимаясь в Творческой мастерской художественного искусства, ребята узнали о связи человека с миром искусства, овладели доступными приёмами воплощения художественного образа в конкретной творческой деятельности. Опытные воспитатели дали возможность каждому фантазировать, пробовать, создавать. Были организованы экскурсии в музеи города с целью приобщения к общечеловеческим духовным ценностям. По итогам работы творческой мастерской были проведены конкурс «Самый, самый, самый…» и защита творческих проектов.
В работе Творческой мастерской театрального искусства изучалась индивидуальность учащихся, необходимо было узнать ролевые позиции детей в мероприятиях. Кто он: организатор, ведущий, оформитель или просто член команды. Известно, что чем разнообразнее ролевой набор, тем выше уровень развития личности. Проигрывая разные роли, дети устанавливали и расширяли свои способы взаимодействия с окружающим миром, учились жить в коллективе, принимали социальные нормы и соответствовали им. По итогам работы творческой мастерской был проведён театральный «Мастер-класс».
Занимаясь в творческой мастерской флористики ребята научились выявлять эстетическую ценность объектов и явлений природы, ощущать гармонию с окружающим миром, украшать свой быт.
Способность к творчеству – это дар природы. Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.
Ожидаемые результаты реализации программы достигнуты. Ребята приобрели новые ЗУН в основных областях творческой деятельности, овладели доступными приёмами воплощения художественного образа, научились средствами искусства передавать свой внутренний мир. По результатам анкетирования выявлены интересы и предпочтения ребят. Тестирование показало, что у 83% ребят заложен значительный творческий потенциал, который представляет собой богатый выбор творческих возможностей. В этом году мы продолжим работать в направлении развития творческого потенциала личности ребёнка.
Если на деле учащиеся смогут применить свои способности, то им доступны самые разнообразные формы творчества.
Литература:
Воспитание. Третий класс: Пособие / М.П.Осипова, С.И. Козлович, З.М. Панасевич и др.; Под. Ред. М.П. Осиповой.- Мн.: Книжный дом; Экоперспектива, 2004.