Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 29.02.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Здоровье нации в духовном совершенстве

Дата публикации: 2021-01-27 11:55:57
Статью разместил(а):
Шевелева Виктория Павловна

Здоровье нации в духовном совершенстве

Автор: Шевелева Виктория Павловна

МАОУ «ЦО № 1», Белгород

 

Аннотация: Проблема ранней алкоголизации и наркотизации в подростковой среде стоит сегодня очень остро. В своей статье я попыталась разобраться в причинах этого явления в обществе и попытаться найти возможные пути решения проблемы.

Ключевые слова: подростки, наркотики, здоровье, ценности, профилактика.

Тематическая рубрика: общепедагогические темы.

 

В последние годы наряду с серьезными социальными  проблемами стоит проблема нарастающей наркотизации и ранней алкоголизации детей и подростков. Прогрессирующее ухудшение наркоситуации в России сопровождается такими негативными тенденциями как:

1. Происходит неуклонное «омоложение» современной российской наркомании. По данным медико- социальных исследований, средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 лет, а среди девочек - до 12,9 лет, возраст приобщения к токсиконаркотическим веществам соответственно снизился до 14,2 и 14,6 лет.

2. С распространением наркотизации в детско-подростковой среде происходит абсолютный рост числа детей и подростков, поставленных на учет в медицинских учреждениях в связи с нарушением здоровья. При этом прослеживается устойчивая взаимосвязь между ростом случаев наркомании среди несовершеннолетних и ростом случаев правонарушений, совершаемых детьми и подростками в наркотическом опьянении или в связи со злоупотреблением алкоголя.

Следовательно, наркотизация детей и подростков идет в одной связке с ранней криминализацией, а также с различными формами девиантного поведения и с психическими отклонениями. Ситуация усугубляется еще и тем, что в недалеком прошлом ранняя алкоголизация и токсимания преимущественно поражали детей из неблагополучных семей, где родители вели асоциальный образ жизни. Эту группу детей можно было определить как «группу риска» и целенаправленно с ней заниматься в плане социально- профилактической помощи. Современные медико- социальные данные говорят о новом аспекте этой проблемы. В последние годы зараженность наркотиками среди обучающихся элитарных образовательных организаций выше, чем в обычных общеобразовательных учреждениях, и в старших классах она достигает 27%, тогда как в обычных школах около 12%.

Таким образом, у преобладающего большинства детей и подростков отсутствует психологическая защита, ценностный барьер от вовлечения в прием наркотических веществ.

Начинающий принимать наркотики несовершеннолетний находится в своеобразной социально-психологической ситуации. Это мощный прессинг рекламных предложений нового стиля жизни, связанного с наркотизацией, новых ощущений в сочетании с доминирующими у подростка мотивами любопытства и подражания. Одновременно налицо безучастное отношение к вовлечению в наркотизацию со стороны сверстников - соучеников, друзей, а также взрослых, отвечающих за воспитание и малоинформированных родителей.

Научные исследования показывают, что каждый шестой подросток испытывает эмоциональное отвержение со стороны обоих родителей. И хорошо, если рядом оказывается кто-нибудь из взрослых: учитель, психолог и т.д. А если нет? Тогда одна дорога - на улицу. Там есть место для всех. Правда, последствия могут быть самые страшные.

Но детей, поколение за поколением, это не очень-то останавливает, лишь бы домой возвращаться как можно позже. А в Японии, если мать хочет пригрозить ребенку, то вместо «не пойдешь гулять» говорит ему : «Не войдешь в дом». Почему же японских детей тянет домой, а наших - на улицу? Неужели на улице может быть лучше, чем в родном доме?!

Беда всех теорий профилактики наркомании в их рано или поздно обнаруживающейся несостоятельности. Эта несостоятельность связана с постоянно изменяющимися социально-психологическими явлениями и процессами в обществе. Хотелось бы подчеркнуть, что профилактика – это не только доступная и грамотная информация, которая может быть воспринята разными слоями населения и общества в целом. Профилактика- это развитие здорового поведения и ресурсов личности и духа человеческого, препятствующих риску употребления наркотиков и других психоактивных веществ. Это значит, что человек должен иметь возможность развиваться как здоровая эффективная личность, которая способна справиться с проблемами и стрессами повседневной жизни, самостоятельно принять решение, касающееся собственного здоровья, быть ответственным за свою жизнь.

Знания о том, что наркотики – это плохо - недостаточно. Знать – это не значит уметь. Это даже не значит – понимать. Людям свойственно не признавать того, чего они не хотят признавать. Поэтому в профилактике зависимости от наркотиков главная задача сделать так, чтобы наши дети хотели, умели и могли жить здоровой жизнью, умели активно отдыхать и радоваться этому отдыху.

И все же существуют позиции, которые принято считать универсальными. Их прежде всего следует учитывать при организации профилактических действий. Такие позиции касаются понимания того, что человек будет защищен от употребления наркотиков и различных видов зависимости от психоактивных веществ в том случае, если будут развиты его духовные, личностные, средовые ресурсы. Это значит, что профилактика- это, прежде всего предоставление возможности человеку формировать здоровое поведение на основе развития духовного, физического, психического и социального благополучия, а личности- развивать психологические, социальные и духовные начала.

С психологической точки зрения к важнейшим ресурсам личности относится представление человека о себе, его Я - концепции. Это очень серьезные и важные вопросы, которые человеку необходимо решать на протяжении всей его жизни. « Кто я? Кто ты? Что во мне и тебе есть? Какие чувства я испытываю, когда и почему? Как мы умеем отделять свои чувства от поведения? Умеем ли мы анализировать свое состояние? Как мы общаемся?

Перечень этих вопросов можно продолжать до бесконечности. Они возникают всегда, на каждом этапе жизни человека, и их всегда надо ставить. Человек не может получить ответы на данные вопросы раз и навсегда. Каждый раз ему требуется глубокий, более сложный ответ на каждый из этих вопросов. Усложнение это бесконечно и неисчерпаемо. Однако человеку недостаточно просто получить ответ. Ему необходимо самому осознать себя в физическом, психическом, социальном и духовном пространствах, подобрать там себе место. Помощь человеку, блуждающему в пространствах своего Я, - это настоящая профилактика зависимости от наркотиков. В результате такой помощи человек становится более состоятельной личностью, более ресурсной.

Еще один важный вопрос, который постоянно необходимо решать человеку- это вопрос об ответственности за свою жизнь и за свой выбор. Дилемма свободы и ответственности решается человеком бесконечно, пока он живет. К ресурсам человека относятся и такие вехи личностной и духовной зрелости как своя позиция по отношению к жизни и смерти, любви, одиночеству, вере, духовности и духовным ценностям. Ведение человека по лабиринтам его души от одного осознанного ответа к другому, от одного выбора к другому, от одного модуса поведения до его осознанного изменения в более гуманистическом, нравственном и эффектном направлении и есть профилактика, и есть путь к выздоровлению зависимой личности. Делать это можно по-разному. Есть для этого воспитательные, психологические, психотерапевтические и духовные технологии, методы и подходы, чем их больше, тем лучше. Главное на этом пути – понимание ценности человеческого прозрения, человеческой личности и ее выбора, осторожность, профессионализм и уважение.

Приведем пример из собственного опыта. В нашем образовательном учреждении разработан цикл бесед по профилактике наркомании и алкоголизации среди подростков, через духовное самосовершенствование, самореализацию, самоактулизацию подростка. Перед педагогами стояла задача не только изменить отношение подростков с девиантным поведением и склонных к правонарушениям к окружающей действительности, но, главным образом, изменить отношение к себе, увидеть себя с другой стороны. Основная идея, которую необходимо было донести, заключалась в том, чтобы сформировать представление о человеке, прежде всего как о существе духовном (в отличие от традиционной трактовки о человеке как о существе биологическом и социальном).

Как существо духовное человек несет ответственность за все то, что его окружает. Он не эксплуатирует природу, не уничтожает ее, а сохраняет и преумножает. Человек бережно относится к памятникам культуры, творческой деятельности. Человек несет ответственность за свои поступки и помыслы, стремится к высшим ценностям и самосовершенствованию. Доверительные беседы на классных часах позволяют поднять и обсудить острые проблемы, нравственного характера, ситуации, которые были подняты подростками и в которых они имели собственный опыт. Занятия строятся по принципам добровольности участия, открытости, доверия. Многолетняя работа имеет положительные результаты.

Часть подростков существенным образом изменили  свои мировоззренческие позиции. Приведу некоторые примеры высказываний несовершеннолетних: « Я был эгоистом и считал, что от жизни нужно брать все, что можно. Я не испытывал ни к кому глубоких чувств. Мой мир был узким, и я не замечал, что  вокруг меня существует такая красота, такое совершенство природы и что отношения между людьми могут быть совершенно другими». « Я хочу знать больше, я хочу понять себя, я хочу стать лучше». « Человек, если он таковым себя считает, обязан постоянно совершенствовать себя и лучше познавать окружающий мир».

Обращение к своему внутреннему миру, развитие духовности, умение управлять собой в сложных ситуациях, следовать своим нравственным критериям, совести - это те основы, которые помогают оставаться самим собой подросткам, делают их поведение устойчивым, не подверженным негативным факторам как внешнего, так и внутреннего плана.

Особое место в проблеме распространения наркотизации  в подростковой среде отводится Церкви. В Православии Церковь именуется врачебницей, а Иисус Христос – врачом душ и телес. Верующий человек исцеляется в храме духовно и телесно. И хотя наука теснит церковное врачевание, и врач все меньше сотрудничает со священнослужителем, Бог ставит нас в такое положение, когда сотрудничество становится неизбежным.

Позиция Православной Церкви такова: « Наркомания - болезнь всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспеяния, за бездуховность и утрату подлинных идеалов. Неустанные усилия духовенства, врачей, политиков, работников правоохранительных органов и представителей других сфер общества дают нам надежду на преодоление того духовного кризиса, который охватил человечество в третьем тысячелетии».

Плодотворное сотрудничество вышеупомянутых структур возможно после изменения «либеральной» нравственной помощи светских организаций. То, что это должно произойти, не вызывает сомнений - сама жизнь и развитие ситуации с потреблением наркотиков приведет к тому, что Церковь рано или поздно будет адекватно участвовать как в первичной профилактике - воспитании у подрастающего поколения внутренних антинаркотических барьеров, так и в третичной – реабилитации наркозависимых.

Священники, духовно окормляющие наркоманов, считают основной причиной  распространения наркотиков отсутствие у молодых граждан способности противостоять соблазну в широком смысле этого слова. В годы застоя подобных качеств не требовалось – соблазны в обществе ввиду отсутствия бизнеса и рекламы, не культивировались, поэтому воспитание в семье и школе не ставило задачей дать подрастающему поколению понятие о воздержании.

«Русскому человеку предлагается принять за главную жизненную ценность «удовольствие», - мнение священнослужителей. «Когда человек начинает жить лишь ради своего удовольствия, это означает духовную смерть».

Понимание наркомании как болезни в общемедицинском смысле не совпадает со святоотеческой антропологией. По учению святых отцов, в человеческой личности тело и душа находятся в особой связи, которую может ослаблять и уничтожать грех, следствием чего и являются телесные болезни. Безнравственные установки общества любого типа реализуются в семье, которая перестала быть , как раньше, «малой церковью». Семья наркомана находится в созависимости. Это особенности взаимоотношений между наркоманами и их родственниками. Данное негативное явление способствует хроническому потреблению наркотиков.

При обычной болезни отношения, которые наркологи называют созависимыми, были бы проявлением заботы, любви, чувства долга. Наркотики извращают благие намерения и лучшие чувства. Созависимость – результат извращенного понимания ответственности в семье: наркозависимый подросток пытается свалить всю ответственность на родителей (часто не отдавая себе отчета), а взрослые боятся изменений ответственности – возвращают долги наркомана, контролируют его самочувствие.

Итак, профилактика зависимости от наркотиков начинается с воспитания ответственности в отрочестве. В этом велика роль семьи. Профилактика наркозависимости невозможна без воспитания высоконравственного гражданина, хорошо знающего и понимающего традиции. В этом плане массу возможностей дает предмет «Православная культура». Опыт поколений необходимо не только знать, но и уметь им пользоваться во благо.

 

Список литературы:

1. Система профилактики наркомании.- Издательство «Отчий край», Белгород, 2001.

2. Гроф. Жажда целостности. Наркомания и духовный путь/ Гроф, Кристина – М:Аст, 2008.

3. Аксючиц И.В. Профилактика наркотической и табачной зависимости в школе: пособие для педагогов-психологов, педагогов учреждений общего, среднего образования/ И.В Аксючиц, В.А Хриптович- Мозырь: Белый Ветер, 2015.

 

. . . . .