Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Применение метода "Синквейн" на уроках обществознания

Дата публикации: 2021-01-29 11:00:07
Статью разместил(а):
Гончарова Ольга Владимировна

Применение метода "Синквейн" на уроках обществознания

Автор: Гончарова Ольга Владимировна

  

Можно сказать, что ни один учебный предмет невозможно освоить без чтения, а особенно уроки истории и обществознания. Чтение – обязательная и важная учебная деятельность практически любого урока. С помощью нетрадиционных приемов работы с текстом возможно, используя традиционное содержание учебных дисциплин, сделать процесс обучения развивающей средой. При анализе учебного текста, в целях обогащения субъектного опыта учащихся, используются разные приѐмы. К таким приемам можно отнести и синквейн. Актуальность приема «синквейн» заключается в следующем: она помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах. 

После своего распространения синквейн использовался для дидактических целей, ведь благодаря этой стихотворной форме можно было избавиться от однообразной речи у ребенка. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Также его используют для синтезирования сложной информации. Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее важные учебные элементы, делать выводы, обобщение и синтез изученного материала, для этого он должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказывать его по определённым правилам (ключевая фраза).

Он может быть использован на разных стадиях урока:

- на стадии повторения – сжатое обобщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала;

- на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями;

- на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.

На уроках истории и обществознания можно использовать как средство для проверки понятийного аппарата, на стадии рефлексии на любом уроке и как заключительное задание по пройденному материалу на повторительно - обобщающих уроках.

Предлагаю познакомиться с моим опытом применения синквейна. Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн использую на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.

Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк. Существует несколько разновидностей синквейна. Мною используется дидактический, у которого есть определённые правила написания:

- первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;

- вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

- третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

- четвёртая строка - фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

- пятая строка - слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора к теме.

Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. 

Синквейн – весьма эффективный прием в обучении. В чем же его эффективность и значимость? 

1. Простота. Синквейн могут составить все. 

2. Критическое мышление. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников. В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои как творческие, речевые, интеллектуальные возможности. 

3. Синквейн – это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их). 

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего тем, что он: 

• открывает новые творческие интеллектуальные возможности;

• способствует обогащению и актуализации словаря;

• является диагностическим инструментом (коммуникативные качества);

• носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление);

• используется для закрепления изученной темы;

• является игровым приемом.

Пример составления синквейна.

Приступим к составлению совместного синквейна, и вы легко запомните это правило. Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и положите его вертикально к себе, как я. Напишите на нём цифры от 1 до 5 столбиком.

Теперь мы вместе с Вами выберем тему, над которой будем работать. На первый раз предложу вам тему я: «Закон», например.

1. На 1-й строке, под цифрой 1 - напишите слово, обозначающее тему, т. е. название слово «Закон».

2. На 2-й строке - напишите два имени прилагательных, описывающих эту тему. Слова нужно подбирать наиболее красочные и интересные (я пишу - справедливый, строгий). 

3. На 3-й строке – напишите три глагола, описывающих действия этого предмета в рамках темы (соблюдается, защищается, действует). 

4. 4-я строка – запишите предложение, состоящее из 3-х и более слов, выражающее отношение к теме. Можно использовать любые части речи. (Закон обязателен для всех) 

5. 5-я строка – нужно подобрать одно слово, являющееся синонимом или ассоциацией темы (Правило).

Записали? Ну, а теперь будем читать получившиеся стихи. Первой прочту свой синквейн я:

«Закон. Строгий, справедливый. Соблюдается, защищается, действует. Закон обязателен для всех. Правило!» 

Ну, а теперь прочитайте, вы свои стихи (назначить самой 1-2). 

На его основе можно составить разноплановые задания, которые можно использовать на различных этапах урока и как дидактический материал для контроля знаний.

Помимо самостоятельного (как индивидуального, так и в паре, группе) составления нового синквейна, возможны различные варианты, например, из набора предложенных строк составить можно синквейн (Мыслит, чувствует, развивается. Индивид. Личность. Многогранная, неповторимая. Личностью становятся в обществе). 

Один из вариантов:

Личность 

Многогранная, неповторимая

Мыслит, чувствует, развивается

Личностью становятся в обществе

Индивид

В заключение. Процесс написания синквейна очень нравится моим ребятам. Этот методический прием дает возможность использовать его при изучении практически всех дисциплин и на любом этапе урока, изучения темы, проверить, что находится у учащихся на уровне ассоциаций, это инструмент для синтеза и обобщения сложной информации, средство творческого самовыражения, и что очень важно создающий ситуацию успеха для школьников, ведь его составление получается у всех. А творческий подход и нетрадиционные приемы работы способствуют развитию креативного мышления современного школьника!

 

. . . . .