Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 29.02.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование основ финансовой грамотности у выпускников учреждений интернатного типа

Дата публикации: 2021-02-01 09:32:41
Статью разместил(а):
Свицкая Галина Васильевна

Формирование основ финансовой грамотности у выпускников учреждений интернатного типа во время прохождения детьми курса постинтернатного сопровождения

Авторы: Свицкая Галина Васильевна

и Рудницкая Елена Викторовна

ОГБУ СО «Иркутский детский дом-интернат № 1 для умственно отсталых детей», г. Иркутск

 

Аннотация: В статье авторы описывают особенности работы по формированию финансовой грамотности у выпускников учреждений интернатного типа в период постинтернатного сопровождения.

Ключевые слова: постинтернатное сопровождение, финансовая грамотность, выпускники детских домов.

Тематическая рубрика: общепедагогические темы.

 

Планомерная систематическая работа по формированию основ финансовой грамотности оказывает значительное влияние на дальнейшую успешную социализацию выпускников интернатных учреждений.

У воспитанников детских домов не сформировано ответственного отношения к деньгам. В стенах учреждения у них просто нет возможности самостоятельно совершать покупки. Выпускаясь из учреждения, дети получают доступ к своему банковскому счёту, на котором, зачастую, хранятся не малые суммы. Ценности этих денег, как средства для совершения покупок они не понимают, тратят деньги впустую или становятся жертвами мошенников. Дети часто говорят: «Всё равно деньги с неба упали, ну были и нет, ещё будут». Они привыкли к тому, что все их потребности обеспечивает государство, не умеют самостоятельно организовать свой бюджет, обеспечить своё финансовое благополучие, при всех тех социальных льготах, которыми их обеспечивает государство. Обучение азам финансовой грамотности является одной из важнейших задач кураторов, работающих с выпускниками детских домов.

Объясните детям, откуда появились деньги «на книжке». Это пенсия, выплачиваемая государством из средств налогоплательщиков, это алименты. По достижении восемнадцати лет большинства этих выплат больше не будет. Ребенку придется рассчитывать на самого себя.

Прежде всего, объясните ребенку, что сумму, накопленную на счёте целесообразно потратить на серьёзные нужды (покупку мебели в будущую квартиру, покупку жилья, бытовой техники), а не тратить на одежду, косметику, развлечения.

Выпускники с инвалидностью получают ежемесячную пенсию. Приучите детей на время учебы рассчитывать только на эту сумму и стипендиальные выплаты. Составьте с ними смету расходов на месяц. Все доходы и предполагаемые расходы записывайте в специальную книгу. В книге выделите разделы: коммунальные платежи, питание, проезд, лекарства, бытовая химия и косметика, одежда. По каждому разделу просчитайте предполагаемую сумму расходов и научите этой суммы придерживаться. Пусть ребёнок сохраняет каждый чек от покупки и ежедневно записывает расходы. В течение нескольких месяцев у него появится понимание ценности денег.

Приучите ребёнка не идти на поводу сиюминутных желаний. Например, если очень захотелось купить какую-то вещь, нужно хотя бы три дня прожить с этим желанием, чтобы понять, на самом деле нужна ему эта вещь или нет. Если нужна, составьте с ребёнком индивидуальный финансовый план, который будет отражать пути достижения финансовой цели. Нельзя взять деньги просто так из какого-либо раздела расходов, но можно свои расходы оптимизировать, а сэкономленные средства отложить. Можно найти подработку, чтобы появились свободные средства. Посчитайте, как скоро появятся деньги на вожделенную вещь. Подобная работа научит серьёзно относиться к своим финансовым планам, приучит оптимизировать расходы и бережно относиться к своему имуществу.

Работа с финансами является, пожалуй, самой сложной, в процессе постинтернатной подготовки. Познакомьте детей с правилами обращения с картами. Подобную разъяснительную работу проводит Центробанк России, регулярно организуя день открытых дверей и предоставляя бесплатные финансовые консультации. Узнайте их расписание и посетите вместе с детьми.

Сходите в банк, в котором размещён счёт ребёнка и разделите его. Основная сумма денег должна храниться на счёте, к которому нет доступа с карты, для того, чтобы их снять, необходимо будет посетить банк. Это обезопасит ребёнка от действий мошенников и не позволит снимать деньги просто так, на повседневные нужды. Объясните, что в будущем, для совершения крупной покупки, например, жилья, лучше воспользоваться безналичным перечислением средств или банковской ячейкой. Крупная сумма денег на руках может сделать ребёнка жертвой криминальной ситуации.

Для ежемесячных расходов заведите отдельную карту, куда поступает пенсия и стипендия. Познакомьте с правилами безопасности при безналичном расчёте. При использовании карты у выпускников часто создаётся иллюзия, что деньги на счёте не заканчиваются. Целесообразно в первые месяцы снимать все деньги с карты, делить их согласно статьям расходов. Приучите ребёнка, выходя из дома, брать с собой сумму незначительно большую необходимой на ежедневные расходы, в расчёте на непредвиденные обстоятельства, основную сумму хранить в недоступном для посторонних лиц месте. Объясните детям, что необходимо быть аккуратными при совершении покупок, прикрывать рукой ПИН-код при наборе, не показывать имеющиеся наличные посторонним.

Научите детей быть скромными, не хвастаться имеющимися финансами, планировать расходы и ничего не рассказывать о своём материальном положении посторонним людям.

Подобная организация работы будет способствовать формированию основ финансовой грамотности у выпускников детских домов. Дети с понятиями финансовое благополучие, личный финансовый план, научатся правильно организовывать свои расходы, что в будущем будет способствовать более успешной социальной адаптации к жизни в современном обществе.

 

Список литературы:

1. Амбросимова Е.А. Финансовая грамотность: материалы для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов. Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 192 с.

2. Амбросимова Е.А. Финансовая грамотность: дидактические материалы. Детские дома, школы-интернаты. Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 64 с.

3. Амбросимова Е.А. Финансовая грамотность: методические материалы для учителя. Детские дома, школы-интернаты. Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 48 с.

4. Галишникова Е.В., Зарубина О.А., Стахнович Л.В. Финансовая грамотность: материалы для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов. Советы на каждый день. Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014.128 с.

5. Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8-9 классы общеобразовательных организаций. Москва: ВАКО, 2018. 352 с.

6. Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8-9 классы общеобразовательных организаций. Москва: ВАКО, 2018. 76 с.

 

. . . . .