Разноуровневая дифференциация в хореографическом объединении
Разноуровневая дифференциация в хореографическом объединении
Автор: Русакова Александра Евгеньевна
МАУДО «ДДюТ», г. Владимир
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»
Джон Дьюи
Нельзя не согласиться с высказыванием великого американского философа и педагога Джона Дьюи, ведь все вокруг меняется и развивается, в том числе и образовательная парадигма. От учителей и педагогов сейчас требуют применения новых образовательных технологий, внедрения экспериментальной и исследовательской деятельностей. Сегодня нельзя учить по образцу прошлого века, хотя, конечно, без заложенных ранее принципов мы обойтись не можем. Безусловно, сначала необходимо заложить фундамент знания, а уже на его основе с использованием новейших технологий воздвигать здание – в нашем случае – личность, которая будет мотивирована к обучению, выполнению морально-нравственных норм, умеющая учиться и показывать достойный предметный результат, у которой будет сформирована внутренняя позиция, самоуважение и самооценка, то есть личность всесторонне развитая.
Традиционное обучение рассматривает ученика как объект образования, что приводит к тому, что у школьников теряется интерес к обучению, ведь оно направлено на одну большую группу людей, занятия имеют стандартные требования, объемы информации и временные рамки, учитель является транслятором знаний и ориентируется на «среднего ученика» без учета его индивидуально-психологического развития. В связи с этим у отстающих и преуспевающих учеников появляется отрицательная направленность к образовательному процессу в целом. Другой проблемой становится тот факт, что объем учебной информации стал настолько велик, что интерес к получению знаний теряется из-за перегрузки школьников.
Для решения вышеуказанных проблем в попытке перейти «от старой школы к школе новой» устанавливается новый ФГОС, в котором прописывается главная и важная для нынешнего образования особенность – это деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая связана с изменениями требований к деятельности учителя, реализующего новый стандарт, с изменением технологий обучения, внедрением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Именно с внедрением нового ФГОС и появляется необходимость в разноуровневой дифференциации с ее индивидуальным подходом к обучению каждого ученика для дальнейшего развития его личности. Многие педагоги давно уже осознали необходимость дифференцированного подхода к обучению, чтобы можно было уделять больше времени отстающим ученикам, не упуская из виду сильных, создавая благоприятные условия для всех в соответствии со способностями, возможностями и особенностями их психического развития, характера. Все дети разные, но каждый из них должен самореализоваться, а для этого педагогу необходимо составлять учебные занятия так, чтобы удовлетворять потребности каждого, заряжая мотивацией и создавая «ситуацию успеха», но при этом не допускать понижения уровня успеваемости ниже базового.
Поэтому актуальностью темы данной статьи можно считать возможность рассмотрения разноуровневой дифференциации в хореографии как одной из особо эффективных технологий современного образования на данном этапе.
Ниже приведены несколько определений понятий «дифференцированное обучение» и его отдельной формы – «разноуровневого обучения», данные авторами различных научных работ на соответствующую тему.
Слово «дифференциация» (в переводе с латинского «different») означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.
Под дифференциацией понимается способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности; создаются группы учащихся, в которых элементы дидактической системы (цели, содержание, методы, формы, результаты) различаются. По мнению Скаткина В.М. «В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся». Дифференциация имеет свои виды и формы, одна из которых – разноуровневое обучение.
Технология разноуровневого обучения была разработана и внедрена в Московской Технологической школе ОРТ в 1994 году. Разработчиками технологии разноуровневого обучения являются В.М. Монахов, В.А. Орлов и В.В. Фирсов. Решение о создании технологии возникло в результате поисков новых путей развития образования, когда все более остро становилась проблема ориентации образования на «среднего» ученика, что зачастую снижало мотивацию к обучению в целом.
Технология разноуровневого обучения предполагает создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития». Здесь учитель больше не ориентируется на ученика как на объект обучения, а учитывает различные интересы, склонности, потребности, мотивы, особенности темперамента, мышления и памяти, эмоциональной сферы каждого ребенка и старается организовать учебный процесс так, чтобы любому ученику, не в зависимости от уровня успеваемости, было интересно осваивать новый материал.
При анализе литературы по теме следующее определение упоминается почти во всех источниках, так как более полно и точно раскрывает в себе суть понятия «разноуровневое обучение». Это определение гласит, что «разноуровневое обучение – это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, В, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося; это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Темы же, предписанные стандартами образования, остаются едины для всех уровней обучения.
Таким образом, технология разноуровневого обучения, рассматриваемая в контексте дифференцированного обучения, даёт шанс каждому ученику, обучаясь по одной программе, организовать обучение так, чтобы усваивать ее на различных планируемых уровнях, максимально используя возможности, которые несет в себе дифференциация обучения.
Разноуровневое обучение относится к личностно-ориентированной технологии и как любая личностно-ориентированная технология предполагает учёт индивидуальных особенностей каждого ученика. Это очень важно, если мы стремимся изменить парадигму образования, которая способствовала бы воспитанию и развитию личности ученика, основной цели базового школьного образования – интеллектуальному и нравственному развитию личности. Но не стоит забывать о том, что ни одна технология не существует сама по себе, а имеет под собой твердую основу – требования ФГОС, на базе которого и развивается.
Применение уровневой дифференциации особенно актуально на занятиях хореографией. Распространенная практика применения дифференциации, присущая многим коллективам, – это дифференциация по способностям и неспособностям. Например, разделение класса на группы может происходить следующими способами:
1. Разделение по линиям, где 1-я линия – уровень С, а 3-я – уровень А. Здесь те дети, которые располагаются в 3-ей линии, могут подсматривать за 2-ой, а 2-ая, в свою очередь, за 1-ой. Линий может быть и больше, но так как в объединении «Школы танца «Муссон» максимально разрешенная СанПиНом наполняемость – 15 человек, то 3 линии по 5 человек – самый удобный для нас вариант.
2. Разделение у станка, где центральный станок – дети уровня С, боковой правый станок – дети уровня В, боковой левый станок – дети уровня А. Не в каждом классе есть три станка, так что если в кабинете всего один станок, то можно либо «сильных» детей ставить в центр, а «послабее» справа-слева от центра, либо запускать детей группами по уровням, чтобы одни смотрели на других (взаимопроверка).
В Школе танца «Муссон» данное разделение отсутствует, и ученики самостоятельно выбирают себе место в танцевальном классе на середине и у станка, что помогает педагогам оценить поведение, настроение, мотивацию каждого ученика. Кто-то не хочет попадать в поле зрения педагога, любит полениться, поэтому и выбирает последнюю линию или встает где-то с краю станка, а кто-то, наоборот, стремится вперед и в центр, лишь бы обратить на себя внимание. Но также мы наблюдаем у детей резкий скачок вверх того самого желания оказаться в первых линиях или у центрального станка, так как места не определены педагогом, не закреплены за «сильными» детьми. Отсюда и возрастает шанс у любого ребенка оказаться в первых рядах, что приводит к значительному росту мотивации к обучению, ощущению собственной важности и нужности, ощущению себя частью большого коллектива. Кстати, это желание важно поддерживать не только в народном, современном, классическом классах, но и при выполнении постановочной деятельности.
В наших номерах вы не увидите одних и тех же детей в первой линии, которые на протяжении трех минут исполняют номер, «загораживая» других. В наших номерах происходит постоянная смена рисунка танца, что часто отмечают родители детей, ранее занимающихся в других коллективах. Поэтому каждый ребенок обязательно окажется в первой линии, что также приведет к росту его мотивации к обучению хореографией, придаст ему уверенности в своих собственных силах.
Также дифференциация может начаться уже на этапе вступления ребенка в объединение. Рассмотрим следующую педагогическую ситуацию:
В объединение приходит девочка (условно, Надя), ей 10 лет, и она никогда ранее не занималась танцами, но очень хочет начать. Параллельно приходит другая девочка (условно, Полина), которой также 10 лет, но которая до этого два года занималась хореографией в другом танцевальном объединении. На этапе отбора устанавливается, что Надя имеет проблемы с постановкой корпуса, выворотностью и совсем не знает специальной терминологии. Полина достаточно хорошо справляется со всеми поставленными задачами, но в связи с тем, что ранее она обучалась у другого педагога, есть неточности в исполнении движений.
Педагогическое решение данной ситуации:
Конечно, можно было бы не зачислять Надю в объединение, ведь к 10 годам у детей, которые начинают заниматься с 6-7 лет, уже есть конкретное представление о предмете, сформирован мышечный корсет, имеются начальные знания терминологии танца. Полина же, занимаясь ранее хореографией, безусловно, попадет в объединение. Но стоит учитывать само желание ребенка, его мотивацию, ведь зачастую именно искреннее стремление освоить что-либо может привести к эффективному результату. Полина, в нашем случае, будет постоянно сравнивать занятия в бывшем объединении и в настоящем, а во время корректировки исполнения ею движений в голове ребенка может возникнуть фраза: «А меня раньше не так учили», отсюда отрицание, непринятие ребенком действительности, снижение мотивации. Но это только примерный вариант событий, на самом деле все может сложиться и наоборот.
В данной ситуации в объединение мы возьмем двух девочек. Тогда возникает следующий вопрос: «А что, если распределить Надю в группу детей помладше, чтобы там она смогла изучить азы хореографии, а Полину – к девочкам ее возраста, которые обладают примерно тем же уровнем освоения знаний, что и она сама?»
При условии принятия данного решения Надя попадет в группу детей 6-8 лет, которые только начинают свой путь изучения и познания хореографического искусства. По сути, это решение можно считать верным с точки зрения уровня овладения учебным материалом, закладывания основ, но нужно также учесть, что Наде навряд ли будет интересно общаться с детьми этого возраста, она будет чувствовать дискомфорт, а значит, положительного результата можно не дождаться. Полина же попадет в группу детей своего возраста и будет подстраиваться под девочек, давно занимающихся в данном объединении, но вероятность получения положительного результата от этих занятий – высокая, так как ребенок общается с детьми своего возраста и не испытывает дискомфорта.
Самым лучшим решением данной ситуации, на наш взгляд, является распределение девочек в их возрастную группу, но с учетом применения технологии разноуровневого обучения, где у каждой девочки будут задания, соответствующие их уровню.
Условно, Надя будет выполнять задания С уровня, Полина – В уровня, а девочки, которые давно занимаются в объединении, – А уровня.
Одним из основных условий реализации уровневой дифференциации является создание разноуровневого учебного материала, который, в свою очередь, предусматривают три уровня сложности – А, В и С. Но если на уроках математики мы примерно представляем, как и из чего должны состоять эти задания (например, надо решить три примера разной сложности на одну тему, где первый пример – самый простой – А уровня, а третий – самый сложный – С уровня), то как нам разработать разноуровневые задания для уроков хореографии?
Примеры разноуровневых заданий объединения «Школа танца «Муссон» МАУДО «ДДюТ» г. Владимира на уроке классического танца для детей 10 лет по теме «Battements fondus»:
1 уровень (А) Исполнить battements fondus крестом носком в пол боком к станку.
2 уровень (В) Исполнить battements fondus крестом носком на воздух боком к станку.
3 уровень (С) Исполнить battements fondus на полупальцах крестом носком на воздух боком к станку.
Особенностью задания является то, что все три варианта исполняются под одну музыкальную композицию, совпадают по темпу и ритму, поэтому не обязательно делить обучающихся на группы, исполнение может происходить одновременно.
Примеры разноуровневых заданий объединения «Школа танца «Муссон» МАУДО «ДДюТ» г. Владимира на уроке народного танца для детей 8 лет по теме «Battement tendu»:
1 уровень (А) Исполнить battement tendu из I позиции лицом к станку (по 2 раза крестом).
2 уровень (В) Исполнить battement tendu из I позиции лицом к станку (по 2 раза крестом, второй battement tendu с переводом стопы рабочей ноги из вытянутого в сокращенное положение).
3 уровень (С) Исполнить battement tendu из I позиции лицом к станку (по 2 раза крестом, первый battement tendu с переводом стопы рабочей ноги из вытянутого в сокращенное положение, второй – с переводом стопы рабочей ноги из вытянутого в сокращенное положение и demi-plie в опорной ноге).
Обучающиеся сами вправе выбрать себе уровень сложности, но при этом каждый должен сказать педагогу, какой уровень он выбрал, потому что урок хореографии отличается от урока математики хотя бы элементарным отсутствием тетрадей и ручек. Оценка качества выполнения задания по уровню следует сразу после исполнения. При этом совсем не обязательно, что ребенок, который делает одно движение на уровне С, сможет быстро освоить этот же уровень при изучении другой темы.
Таким образом, уровневая дифференциация даёт шанс каждому ученику организовать обучение так, чтобы ему было комфортно и интересно получать новые знания, умения и навыки. Это не навязанная государственным стандартом схема работы на уроке, а творческая реализация педагога и его желание вовлечь всех обучающихся в образовательный процесс. Здесь важно подчеркнуть, что каждый может в своем темпе продвигаться от базового уровня к повышенным. Если такого продвижения нет, то разноуровневая дифференциация не может быть признана правильно организованной.
В процессе разноуровневого обучения главное оценивать не столько достигнутые результаты, сколько усилия ученика. Группа «А» – базовый уровень. Если ученик успешно достигает запланированного данным стандартом уровня знаний, умений, навыков, то и получает в соответствии с достигнутыми результатами отметки (не выше «удовлетворительно»), если учащиеся претендуют на более высокий уровень знаний, то его необходимо оценивать, исходя из более высоких требований к знаниям, умениям и навыкам.
Чтобы добиться лучших результатов ученику потребуется приложить больше усилий, но в соответствии с его способностями. Если оцениваются не усилия, а знания, да еще на базовом уровне, да ещё в сравнении с сильными учащимися, у средних и слабых практически нет стимула прилагать усилия для достижения лучшего результата.
При таком объеме работы педагога, значительно большей подготовке материала к урокам, подбору и составлению заданий по каждой теме занятия, педагог все же больше приобретает, чем теряет. Видеть положительные результаты обучающихся – это лучшая награда за старания педагога. И можно быть уверенным, что полученные с помощью такой технологии знания сохранятся в памяти учащихся гораздо дольше.
Список литературы:
1. Бершадский М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. – 256 с.
2. Бухаркина М.Ю. Технология разноуровневого обучения // Научно-методический журнал. – 2003. – № 3. – С. 11-12.
3. Бухаркина М.Ю, Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.
4. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. – М.: Народное образование, 2001. – 128 с.
5. Зверева Н.А. Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор повышения эффективности образовательного процесса в СПО // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). – М.: Буки-Веди, 2016. – С. 35-37.
6. Кукушин В.С. Теория и методика обучения. – Ростов-на-Дону, 2005. – С. 222-229.
7. Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. Дифференциация обучения в средней школе // Советская педагогика. – 1990. – №8. – С. 42-47.
8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 272 с.
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
10. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1982. — 324 с.