Формирование компетенций воспитанников в проектной и исследовательской деятельности
Формирование компетенций воспитанников в проектной и исследовательской деятельности
(на примере модуля «ЭкоБиоЛаборатория» воспитательной программы «Шаги к успеху» ГКУ ЯНАО «Сияние Севера»)
Автор: Четвертак Ирина Петровна
ГКУ ЯНАО «Детский дом «Сияние Севера», п. Кировский, Тюменская область
Аннотация: Современная система образования призвана формировать набор заявленных государством ключевых компетенций. Ключевые компетенции формируются лишь в результате личного практического опыта. Дети должны находиться в ситуациях, которые будут способствовать их формированию и развитию, используя активные формы обучения. Для формирования компетенций воспитанников ведущими в Рабочей программе «ЭкоБиоЛаборатория» являются исследовательская и проектная деятельность. Взаимосвязь этих видов деятельности дает воспитаннику возможность научиться новым видам деятельности и проявить свои творческие способности. У воспитанников формируются навыки проектной (исследовательской) деятельности. Воспитанники овладевают составляющими проектной и исследовательской деятельности, что способствует формированию ключевых компетенций. А самое главное - воспитанники учатся учиться!
Компетентностный подход.
Компетентносный подход - четкая ориентация на будущее выпускника, которая проявляется в возможности персонализированного развития воспитанника в детском доме с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности.
Компетентностный подход в воспитании предполагает (в противоположность традиционному воспитанию «усвоения знаний, умений и навыков») - «освоение знаний, умений и навыков», умение использовать знания в новых, неопределённых проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. При компетентностном подходе в воспитательном процессе:
1) пересмотр взглядов на возможности каждого ребёнка;
2) переформулировка целей воспитания: на первый план выходит задача развития личности с помощью персонализации воспитания;
3) изменение методов воспитания, которые должны содействовать формированию компетентностей воспитанника в зависимости от личных склонностей и интересов.
Т.о. компетентностное содержание воспитания является основой персонализированного развития каждого воспитанника детского дома.
Главной целью этого подхода в педагогике является - прививать воспитаннику ключевые компетенции, необходимые для успешной жизни в социуме и реализации своих возможностей. Для успешной социализации в современном мире выпускник детского дома должен обладать коммуникативной компетенцией, критическим мышлением, кооперацией, креативностью и другими ключевыми компетенциями: общекультурной (нравственной), учебно-познавательной, коммуникативной, информационной, личностного самосовершенствования, ценностно-смысловой, социально-трудовой, здоровьесберегающей.
Инновационные педагогические технологии.
Современная система образования призвана формировать набор заявленных государством ключевых компетенций. Ключевые компетенции формируются лишь в результате личного практического опыта. Дети должны находиться в ситуациях, которые будут способствовать их формированию и развитию, используя активные формы обучения. В своей работе использую традиционные и инновационные (современные) воспитательные технологии. Воспитательная технология - система научно обоснованных приемов и методов, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых достигается цель.
Основными видами деятельности воспитанника являются проектная, исследовательская, творческая. Взаимосвязь этих видов деятельности дает воспитаннику возможность научиться новым видам деятельности и проявить свои творческие способности.
Применение современных педагогических технологий - одно из средств повышения эффективности воспитательного процесса в детском доме.
Технология исследовательской деятельности.
Технология исследовательской деятельности- это методы и приемы, направленные на обучение основам исследовательской деятельности, решение под руководством наставника исследовательской задачи на основе новых знаний. Т.е. самостоятельное получение знаний, являющиеся новыми и личностно значимыми для конкретного воспитанника!
Стремительность жизни заставляет нас менять отношение к исследовательскому поведению. Исследователем теперь является не только ученый, специалист, но и школьник. Нынешнее образование ориентировано на развитие личности, а именно на развитие в учениках умения рассуждать, сравнивать, оценивать полученную информацию, а также находить информацию в справочной литературе, аргументировать собственную точку зрения. Чем раньше начинается исследовательская деятельность, тем она будет эффективнее.
Главным смыслом исследования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Происходит совместное постижение окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега-коллега». Вторая важнейшая позиционная пара – «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию конструктивного сотрудничества руководителя и ученика.
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования.
Исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов:
· формирование умения формулировать проблему и планировать (*критическое мышление, коммуникация, кооперация);
· формирование навыков сбора и обработки информации по проблеме (*информационная, учебно-познавательная, коммуникативная, критического мышления);
· развивать умение анализировать полученные результаты, делать выводы (критическое мышление, кооперация, коммуникативная, личностного самосовершенствования);
· развивать умение оформлять и представлять работу (креативность, коммуникативная, информационная, личностного самосовершенствования).
Технология проектного метода.
Технология проектного метода - это методы, предполагающие организацию деятельности, в ходе которых идет усвоение новых знаний, направленные на получение результата (продукта).
Это совместная деятельность детей и воспитателя, в результате которой находятся ответы на все вопросы. Это поэтапная практическая деятельность по достижению поставленных целей. Участие в проекте позволяет проявить свои способности в различных видах деятельности по собственному усмотрению! Проектную деятельность в образовательно-воспитательном пространстве детского дома рассматриваю как необходимое условие обеспечения личностного роста воспитанника.
Проектная деятельность включает:
- формирование умения формулировать проблему (критическое мышление, коммуникация);
- формирование умения планировать (критическое мышление, коммуникация, кооперация);
- формирование навыков сбора и обработки информации по проблеме (информационная, учебно-познавательная, коммуникативная, критического мышления);
- развивать умение доводить начатую работу до конца (критическое мышление, кооперация, коммуникативная, личностного самосовершенствования);
- развивать умение оформлять и представлять работу (креативность, коммуникативная, информационная, личностного самосовершенствования).
Проблема.
Для формирования компетенций воспитанников, ведущими в Рабочей программе «ЭкоБиоЛаборатория» являются исследовательская и проектная деятельность.
Анализ проведенных занятий в начале года по Рабочей программе показал, что воспитанники не проявляют интерес к проектной (исследовательской) деятельности, не проявляют желание получать новые знания, не владеют отдельными составляющими проектной (исследовательской) деятельности, не доводят начатую работу до конца, не умеют представлять собственные проектные и исследовательские работы. Анализ результатов мониторинга показал, что средний балл уровня сформированности навыков по критерию «навыки проектной (исследовательской) деятельности» составил 2,0 балла, что соответствует низкому уровню. Уровень сформированности индивидуальных результатов по данному критерию у 90% воспитанников находится на низким уровне, у 10% - на среднем уровнем.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью формирования навыков проектной (исследовательской) деятельности у воспитанников, чтобы изменить отношение воспитанников ко всему процессу обучения. Это будет способствовать формированию ключевых компетенций у воспитанников в процессе проектной и исследовательской деятельности.
Проектные и исследовательские работы.
Воспитанники будут вовлечены в проектные и исследовательские работы: «Паспорт растения», «Выгонка тюльпанов», «Покормите птиц зимой!», «Опыты по выращиванию зелёного лука», «Капелька воды», «Выращивание кристаллов», участие в исследовательских проектах образовательной платформы «ГлобалЛаб» («Дни Земли», «Сад на подоконнике»).
Повторю еще раз. Ключевые компетенции формируются лишь в результате личного практического опыта. Дети должны находиться в ситуациях, которые будут способствовать их формированию и развитию, используя активные формы обучения.
Актуальные приемы.
Чтобы повысить активность воспитанников, сделать занятия модуля «ЭкоБиоЛаборатория» насыщенными, интересными и обеспечить достижение планируемых результатов, в своей работе использую актуальные формы и методы организации воспитательного процесса, обеспечивающие непосредственное практическое участие воспитанников. Например:
*Приемы проблематизации содержания: «Столкновение альтернатив», «Использование яркой информации», «Использование впечатляющих примеров», «Намеренное изложение педагогом ложных высказываний», «Обсуждение стихотворения».
*Методы комуникативно-диалоговой деятельности при планировании: «Прямой вопрос», «Провакационный вопрос», «Незавершенное предложение», «Дискуссия в аквариуме».
*Приемы сбора и обработки информации: «Работа по карточкам», «Задание по рисунку», «Просмотр презентации», «Сигнальные карточки», «Разброс мнений», «Разгадывание кроссвордов и загадок», «Работа со схемами».
При использовании на занятиях модуля «ЭкоБиоЛаборатория» инновационных технологий у воспитанников формируются навыки проектной (исследовательской) деятельности. Воспитанники овладевают составляющими проектной и исследовательской деятельности, что способствует формированию ключевых компетенций. А самое главное - воспитанники учатся учиться!