Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Методический приём «Угадай …» - формирование «осознанного» знания

Дата публикации: 2021-03-17 19:27:58
Статью разместил(а):
Макеева Рената Ивановна

Методический приём «Угадай …» - формирование «осознанного» знания

Автор: Макеева Рената Ивановна

МБОУ "Городская Гимназия", г. Димитровград Ульяновской области

 

Аннотация: В статье описывается игровая образовательная ситуация «Угадай …» –  авторский универсальный методический приём осмысления и структуирования любой предметности (на примере химической науки).

Ключевые слова: игровая образовательная ситуация, методический приём, осмысление и структурирование любой предметности, химия, школа.

Тематическая рубрика: общепедагогические темы.

 

Какие технологии, методические приёмы позволяют добиваться  осмысленного предметного знания, так необходимого для сдачи ЕГЭ - с одной стороны, и в то же время формировать мыслительные структуры научного типа – инструмент  самостоятельного управления процессом познания - с другой? Безусловно, от учителя требуется умение переосмыслить учебный материал, чтобы представить его содержание как ориентировку для размышления учеников, и как средство получения качественного предметного знания. « … научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли» [1, с.198]. Как же  именно должен мыслить тот,  кто собирается вырастить мыслителя? Прежде всего – уметь применять к своему делу общефилософские принципы, «… все предметы определяют по их функциям, т.е. определяют их через действия. Для ребёнка именно они есть первичное: ребёнок раньше называет слово, обозначающее действие, чем слово, обозначающее предмет» [2, с.258].

«Опорные точки» перестройки содержания:

1) вооружить учащихся «методом анализа», то есть  самостоятельно выделять предмет, проблему из сырого, недифференцированного материала;

2) использовать «метод анализа» для преобразования материала, открытия  ранее скрытых сущностных характеристик, формирования понятий.

Как вариант организации этапа конкретизации способов, знаний (понятий), применения их в разных, в том числе новых ситуациях, используется авторская находка - игровая образовательная ситуация, методический приём «Угадай …». Приём универсален, т.к. содержательный компонент может быть любым. Новизна заключается в использовании необычной игровой формы для достижения серьёзных предметных образовательных результатов учащихся, систематизации и закрепления материала, подготовке к экзаменам.

Приём «Угадай …»  - средство для организации условий событийности, которое в процессе активной деятельности учащихся превращается в способы осмысления и качественного усвоения  знаний, обеспечивает поисковый характер деятельности, порождает вопросы, требует сопоставления, сравнения учебного материала и обобщения его на понятийном уровне. Известно, что важнейшим критерием личностно-ориентированной образовательной ситуации является критерий субъектности. Ученик, включаясь в совместную работу сначала с учителем, а затем в парную работу, обобщает и преобразовывает представленный материал не только для количественного накопления знаний, но и для придания им качественных, т.е. личностных смыслов.

Методический приём «Угадай …» соответствует критерию диалогичности содержания образования, т.е. учебный материал преобразуется учителем в основу для диалога. Приём эффективен для подготовки учащихся  к ЕГЭ, ОГЭ и позволяет в максимально сжатые сроки структуировать знания, понять – что является «носителем» функциональной организации химической действительности.

Систематизация знаний по теме «Кристаллические решётки». Учитель предлагает учащимся ряд объектов, явлений, моделей и т.д., один из которых нужно отгадать (сначала загадывает учитель).

Например: уксусная кислота, ацетат натрия, угарный газ, иодид натрия, фенол, фенолят калия, натрий, кремнезём, муравьиная кислота, иодид аммония, графит, ромбическая сера, йод, сернистый газ.

Между объектами существуют взаимосвязи, они объединены какой-то теорией, ведущей идеей. Таким образом, возможна классификация на группы, подгруппы и, наконец, выделение того объекта, который нужно определить на основании его сущностных, особенных характеристик. На первоначальном этапе учитель работает в диалоге со всем классом, вопросы не должны быть прямыми, напр. «Это кислота?» или «Это вещество молекулярного строения?», а должны быть качественными и связаны со свойствами веществ. «Это вещество изменяет цвет лакмуса на красный?» или «Это вещество низкоплавкое (летучее)?» и т.д.  После каждого вопроса-ответа вычёркиваются лишние объекты. Учитель на все вопросы отвечает только «да» и «нет».

Например, учитель загадывает муравьиную кислоту. Вопросы:

1. Это вещество низкоплавкое (летучее)? - ДА - Значит , это вещество молекулярного строения, вычёркиваем вещества немолекулярного строения и получаем следующий ряд: уксусная кислота, углекислый газ, фенол, муравьиная кислота, ромбическая сера, йод, сернистый газ.

2. Неограниченно растворяется в воде? – ДА - Это муравьиная или уксусная кислота.

3. Обесцвечивает раствор перманганата калия? (или вопрос о качественных реакциях на альдегидную группу) – ДА - Это муравьиная кислота.

Допутим, угадываемое вещество – фенолят калия. Вопросы:

1. Это вещество низкоплавкое (летучее)?» - НЕТ - Значит, это вещество немолекулярного строения, вычёркиваем лишнее и получаем следующий ряд ацетат натрия, иодид натрия, фенолят калия, натрий, кремнезём, иодид аммония, графит

2. Вещество относится к электролитам? (качество вопроса связано с тем, что большинство из оставшихся веществ – соли) –ДА- Значит, это вещество – одна из предложенных солей.

3. Эта соль окрашивает пламя в жёлтый цвет? – НЕТ - Значит, это либо фенолят калия или иодид аммония.

4. Действие щелочи при нагревании вызовет выделение газа с резким запахом? (или вопросы о качественных реакциях на иодид-, фенолят- ионы, пламенный анализ солей калия) – НЕТ - Значит, это фенолят калия.

На данном этапе происходит корректировка знаний учащихся, выравнивание имеющихся знаний, формируется мотивация достижения успеха.

Следующий (ключевой) этап: учитель предлагает учащимся подумать как кратчайшим путём, т.е. задав наименьшее количество вопросов, выйти на загаданный объект. На этом этапе происходит переосмысление имеющихся знаний, их структурирование, достраивание. На этом этапе учащиеся создают логико- смысловые модели, представляющей из себя кластер из вопросов, позволяющих быстрее всего выйти на угадываемый объект или явление.

Учитель загадывает вещество и теперь уже работает в диалоге с одним из учеников, остальные следят за качеством и количеством задаваемых вопросов.

На завершающем этапе происходит диалог в парах, «угадывание» происходит уже достаточно быстро, поскольку учащиеся уже осознали какие «качественные вопросы» - а это и есть цель (усвоение ведущих идей!) – необходимо задать, чтобы классифицировать объекты, структурировать объединяющую их теорию, а затем выделить особенность данного объекта.

Кому-то кажется привлекательным путь разделить сразу вещества на две группы – молекулярного и немолекулярного строения, или электролиты - неэлектролиты, и т.д. – формируется собственное видение. Учащиеся сами с удовольствием включаются в разработку заданий, что свидетельствует о новом качественном уровне рефлексивной составляющей учебного процесса. Составить логико-смысловую модель для заданного или придуманного самим учеником ряда объектов, явлений, предложить как можно больше схем для «угадывания» и т.д. - может быть и домашним заданием, и творческой работой, и конкурсом на лучшую модель.

Ценность представленного методического приёма в складывающейся у учащихся общей установки – исследовать, прежде чем действовать, пройти путь от вещей к понятиям о них. Мотивация - соревновательная и внутренняя – познавательная. Качество действий – проявление разумности и критичности. Учащиеся самостоятельно выделяют существенные ориентиры выполнения задания, ориентируются на свойства и отношения, позволяющие адекватно действовать с любыми объектами данной области. (III тип учения по П.Я. Гальперину). Предлагаемый автором приём радикально меняет «оптику» на предметное содержание, другие  объяснения и обоснования кажутся уже излишними, так как только в деятельности, практике высвечивается смысл и достоинства метода.

Методический приём «Угадай … » «работает» в любой теме, разделе, на любом этапе урока (в зависимости от целей) и может быть использован  в любой предметной области! Можно предложить угадать: слово при повторении, например,  частей речи, или частей слова; число, или алгебраическую функцию; биологический объект; общественный строй, эпоху, и т.д.– в этом и проявится  субъектность учителя, его творческий потенциал, привнесёт событийность, эмоционально окрасит образовательный процесс, сделает его более ярким, разнообразным и самое главное – более качественным!

Практика показывает, что использование  представленного  методического приёма позволяет детям получать качественные знания на компетентностном уровне прежде всего за счёт их осознанности.  

 

Список литературы:

1. Деятельностный подход к построению учебных предметов. Химия как учебный предмет/ Высоцкая Е.В., Рехтман И.В. – М.: Некоммерческое партнёрство «Авторский клуб», 2015.-92с.

1. С. Выготский «Мышление и речь», гл.6 // Собрание сочинений, т.2, М.,1982.

2. С. Выготский «История развития высших психических функций», гл. 11 // Собрание сочинений, т.3, 1983.

 

. . . . .