Фитнесс-технологии. Новый взгляд на урок физической культуры
Фитнесс-технологии. Новый взгляд на урок физической культуры
Автор: Мортина Татьяна Николаевна
МБОУ "СОШ № 2", г. Муром
Аннотация: Грамотное и целенаправленное внедрение фитнесс-технологий в систему непрерывного физкультурного образования, в занятия физической культурой для оздоровления, развития и воспитания детей и подростков, является в настоящее время одной из основных и актуальных задач модернизации учебных планов, программ.
Ключевые слова: фитнесс-технологии, фитнесс, степ-аэробика, фитбол-гимнастика, пилатес.
Тематическая рубрика: общепедагогические темы.
Фитнесс-технологии – это, прежде всего технологии, обеспечивающие результативность в занятиях фитнессом. Более точно их можно определить, как совокупность научных способов, шагов, приёмов, сформированных в определённый алгоритм действий, реализуемый определённым образом в интересах повышения эффективности оздоровительного процесса, обеспечивающий гарантированное достижение результата, на основе свободного мотивированного выбора занятий физическими упражнениями с использованием инновационных средств, методов, организационных форм занятий фитнесса, современного инвентаря и оборудования.
Так, грамотное и целенаправленное внедрение фитнесс-технологий в систему непрерывного физкультурного образования, в занятия физической культурой для оздоровления, развития и воспитания детей и подростков, является в настоящее время одной из основных и актуальных задач модернизации учебных планов, программ.
Особенности проведения занятий фитнессом с детьми младшего школьного возраста
Учитывая особенности физического развития детей младшего школьного возраста, в занятия можно включать классическую аэробику, фитболгимнастику, элементы йоги.
Обучение классической аэробикой можно проводить через программу «Классики»: на полу чертятся классики.
Дети сначала учатся изображать ногами простейшие геометрические фигуры. Потом изучаются основные базовые шаги классической аэробики.
Фитбол-гимнастика
Занятия фитбол-гимнастикой проводятся поэтапно:
1. Знакомство с гимнастическим мячом, с его свойствами.
2. Обучение правильной посадки на фитболе.
3. Обучение базовым положениям при выполнении упражнений сидя, лёжа.
4. Обучение сохранению правильной осанки при занятии на мяче-фитболе.
5. Обучение сохранению равновесия в различных и.п.
6. Обучение ребенка задействовать именно те мышцы, которые необходимы для выполнения данного упражнения и расслаблять ненужные мышцы.
7. Обучение основным упражнениям, выполняемых на мяче.
8. Совершенствование выполняемых упражнений.
Как и в других видах фитнесса, занятия фитбол-гимнастикой начинается с разминки – это простейшие шаги базовой классической аэробики, как без мяча, так и с мячом в руках. Далее следуют упражнения сидя на мяче, затем лежа на животе на мяче и лежа на спине на полу ноги на мяче. Заканчиваются занятия растяжкой. В занятия фитбол-гимнастикой должны включаться игры.
Особенности проведения занятий фитнессом с детьми среднего школьного возраста
В данном возрасте ряд программ нужно проводить отдельно от мальчиков, т.к. сначала девочки будут стесняться, а с 7 класса – мальчики.
В занятия с детьми среднего школьного возраста следует включать упражнения:
1. Классическая аэробика.
Все ранее изученные элементы усложняются и модифицируются, например, степ-тач с поворотом кругом. Движения ногами следует разучивать вместе с руками. Интенсивность выполнения упражнений высокая. Музыка должна быть современная и нравится занимающимся. Все изученные элементы соединяются в комбинации.
2. Степ-аэробика.
В занятия среднего школьного возраста следует включать степ-аэробику. Высота платформы должна быть для начала не более 15 см.
Обучение происходит поэтапно:
- знакомство со степ-платформой;
- разучивание базовых движений без работы рук;
- разучивание базовых движений вместе с работой рук;
- соединение движений в комбинации;
- совершенствование и модификация ранее изученных упражнений.
Темп музыки для начальных занятий должен быть не высоким от 126 до 138 уд/мин, на этапе совершенствования темп можно увеличить. Так же на данном этапе можно применять утяжелители и гантели.
3. Фитбол-гимнастика.
Занятия фитболгимнастикой в данном возрасте по сравнению с младшей школой отличаются следующим:
- подбирается мяч в соответствии с ростом и весом; дети вспоминают основные и.п. изученные ранее; обучение сохранению правильной осанки при выполнении упражнений на мяче; обучение сохранению равновесия в различных и.п.; совершенствование ранее изученных элементов.
В занятия фитболгимнастикой следует включать больше упражнений на силу, растяжку. При выполнении разминки с мячом можно выполнять наклоны, приседания, выпады. Заканчивается занятие фитболгимнастикой растяжкой или элементами йоги.
4. Пилатес – это комплекс укрепляющих упражнений, включающих в себя элементы йоги и силовых упражнений. Все упражнения выполняются медленно.
Данная методика позволяет укрепить мышечный корсет, способствует улучшению осанки. Пилатес позволяет проработать те мышечные группы, которые мы не затрагиваем при занятии другими видами фитнеса. Методика пилатеса позволяет научиться правильно дышать. Для начальных занятий характерно знакомство с данной методикой, осмотр своего тела при помощи зеркала, определение правильного положения тела. Для начала количество повторений 2-3 раза. Затем повторения увеличиваются до 5-6 повторений. Музыка на занятии должна быть плавная, релаксирующая.
Особенности проведения занятий фитнесом с учащимися старших классов
В этом возрасте многие виды фитнеса стоит проводить отдельно, потому что юноши стесняются выполнять танцевальные движения в присутствии девушек. Для мальчиков занятия проводятся по нескольким видам: аэробика с элементами боевых искусств, степ-аэробика, силовые виды.
В данном возрасте можно применять все виды фитнес-программ. Все ранее изученные виды усовершенствоваются, повышается темп выполнения, интенсивность, количество повторений и нагрузка. На занятиях степ-аэробикой во 2 части занятия степ-платформу нужно использовать с целью развития силы мышц рук и спины. В данном случае платформа выступает в виде отягощения. Также в занятия включаются и гантели (силовая подготовка).
Упражнения на мячах - фитболах также совершенствоваются, увеличивается дозировка на занятиях пилатесом, количество повторений может доходить до 10 раз.
На занятиях пилатесом включаются занятия с использованием предметов, это малое оборудование: мяч для пилатеса, эластичная лента; подручные средства: небольшая подушка, полотенце.
В занятия со старшеклассниками включается аэробика с элементами боевых видов спорта. Упражнения являются прекрасным средством физической подготовки подростков, так как многие упражнения выполняются в скоростно-силовом режиме.
На занятиях с юношами следует применять гантели, боди-бары, набивные мячи, гири. Для девушек в занятия включаются занятия йогой, как отдельно, так и в парах.
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни является одной из важных задач образовательного учреждения.
Фитнесс – это инновационный вид, обладающий специфическими особенностями, большим разнообразием средств и возможностью комплексного воздействия на повышение уровня физической подготовки и оздоровление школьников.
Оздоровительный фитнесс для школьника – это не только залог хорошего здоровья, но и повышение сопротивляемости утомлению и сохранению высокого уровня умственной работоспособности, что не маловажно для нынешних школьников с их нагрузкой.
Занятия классической аэробикой и степ-аэробикой помогут ребенку разгрузиться эмоционально, повысить свое настроение и укрепиться физически.
Фитбол-гимнастика поможет укрепить всю мышечную систему и осанку.
Пилатес позволит отдохнуть от школьной суеты, укрепить мышечную систему, улучшить выносливость, гибкость и координацию движений. Главным моментом является то, что ребенок сможет правильно дышать.
Список литературы:
1. Лисицкая Т.С. Методика организации и проведения занятий фитнесов в школе: лекции 5-8 / Т.С. Лисицкая. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 64 с.
2. Лисицкая Т.С. Методика организации и проведения занятий фитнесов в школе: лекции 1-4 / Т.С. Лисицкая. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 76 с.