Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Говорить правильно и выразительно – это радость общения друг с другом

Дата публикации: 2021-04-05 16:20:39
Статью разместил(а):
Василенко Оксана Павловна

Говорить правильно и выразительно – это радость общения друг с другом

Автор: Василенко Оксана Павловна

МАОУ «СОШ № 1 имени Героя Советского Союза И.В. Королькова», г. Салехард, ЯНАО

 

Аннотация. Выразительное чтение играет большую роль в системе развития речи младших школьников. Особое значение приобретают занятия выразительным чтением в начальных классах. В этой статье автор пишет том, что такое выразительная речь и как работать над ней в начальных классах.

Ключевые слова: выразительная речь, интонационная выразительность, работа над развитием выразительной речи.

Тематическая рубрика: начальная школа.

 

Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые усиливают действенность высказывания, поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя, влияют на их чувства и воображение.

Для чего нужно работать над выразительностью речи? Работа над выразительностью речи — комплексная работа. Если родители и воспитатели детского сада во всех возрастных группах работают над развитием выразительности речи у дошкольников, это в значительной мере подготавливает ребенка к выразительному чтению и письму в младших классах школы. Одним из типов выразительности речи является интонационная выразительность. Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения со взрослыми.

Из каких компонентов состоит интонационная выразительность?

— мелодика (повышение и понижение голоса в начале, середине и конце фразы);

— темп (ускорение или замедление скорости произнесения фраз);

— ритм (чередование ударных слогов);

— тембр (эмоциональная окраска голоса);

— логическое ударение (выделение наиболее важного по смыслу слова).

Многие взрослые сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подготовке к выступлениям на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях. Какие основные проблемы у детей существуют? Как показывают результаты диагностики, дети испытывают трудности в умении говорить шепотом, переключаться на ту или иную высоту голоса (выше, ниже, громче, тише), выделять голосом нужное слово, повышать или понижать тон голоса на одном из слов в предложении, передавать голосом эмоциональную окраску текста, исходя из содержания.

Для эффективной работы по развитию выразительности речи необходимо провести тщательную диагностику по методике Лазаренко О.И «Диагностика выразительных средств речи дошкольников», в ходе которой определяется:

– умение детей изменять темп речи, произнося слова сначала в медленном, затем в среднем (нормальном) и в быстром темпе;

– умение узнавать ритмический рисунок фразы, двух стихотворных текстов, контрастных по рисунку, с помощью слогов (та-та-та) или отстукивания;

– возможность изменять высоту голоса при пересказе сказок, изображая голосом, как говорит каждый герой;

– умение изменять силу голоса, произвольно переключать его;

– возможность выделять ударный слог в слове;

– способность произнести фразу с различной интонационной окраской (грустно, весело, торжественно, испуганно, ласково);

– умение делать логическое ударение во фразе.

В большинстве случаев проблемы связаны с тем, что дошкольники не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Работу по развитию выразительности речи целесообразно проводить последовательно, в два этапа: сначала формировать навыки восприятия выразительной речи, затем — навыки ее использования.

Прием сопоставительного анализа двух образцов чтения одного и того же текста дает возможность показать детям роль интонации в речи. Первый раз взрослый читает текст невыразительно, второй раз — с интонационным оформлением. Дети, безусловно, отметят разницу, и их будет легко подвести к выводу, что она заключается в выразительности речи. Интонация помогает не только точно передавать свои мысли и чувства, но и лучше понимать чувства и отношение к нам других людей.

Учитель начальных классов, начиная работать с 7-летками, встречается с дефектами речи у детей. Из-за этого ребенка трудно адаптироваться в классе, активно общаться, свободно и уверенно чувствовать себя в школе. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, нужно помочь ему освоить правильное произношение звуков. Делать это надо осторожно, не заостряя внимания именно на ученике, т.к. он может совсем замкнуться и отдалиться от учителя. Учителю необходимо помнить, что работать надо над речевым аппаратом всех детей. Для учителя особенностью при подготовке речевого аппарата учащегося является одновременное включение в говорение всех детей класса в течение 3-5 минут ежедневно в начале уроков обучения грамоте.

Работа над развитием речевого аппарата условно модно разделить на 2 этапа:

1. Выработка умений достаточно устойчивого произношения звуков и вычленения их в словах, в речи;

2. Развитие у детей эмоциональной, выразительной речи.

Рассмотрим каждый этап.

Первый этап.

Цель:

· включить в работу 3 отдела речевого аппарата детей для правильного образования звуков;

· научить детей слушать и слышать говорящего и себя;

· раскрепостить детей при произношении трудных и громоздких слов;

· внести элементы игры, дать ребенку почувствовать красоту отдельного звука и речи человека в целом.

Исходя из целей данного этапа, предлагаю следующую работу: постановку правильного дыхания; увеличение подвижности языка, губ ребенка; шумовые игры; скороговорки на заданный звук.

Для постановки правильного дыхания можно предложить ряд упражнений, которые способствуют управлению им в процессе говорения:

положить ладонь на живот и выполнить несколько вдохов и выдохов, следя при этом, чтобы при дыхании работали мышцы грудной клетки, а не живота (рука должна оставаться в покое, без движения);

в чередовании: медленный вдох – быстрый выдох (и наоборот);

вдох произносится через нос, а выдох – через рот (так несколько раз и наоборот);

сделать глубокий вдох, а на выдохе произвести имитацию выстрела;

воздух вдыхаем с силой через рот, издавая свист, выдох – спокойный. Наоборот, вдох – спокойный через нос, а выдох – с силой, со свистом через рот.

Эти навыки правильного дыхания пригодятся детям в последующей работе. Читая выразительно стихи, тексты, они смогут произносить прочитанное не взахлеб, а спокойно, соблюдая паузы в нужном месте.

Упражнения, которые способствуют развитию подвижности языка, мышц губ:

покажите, как кошка лижет молоко;

цоканье, прищелкивание языком (кончиком, серединой языка);

покажите, как «болмочет» индюк (с закрытым ртом)»

произнесите в чередовании звуки (о), (ы), при этом активно вводите в работу мышцы губ»

причмокивание, посасывание губ.

На этом же этапе развития речевого аппарата детей уместно использовать шумовые игры.

Игра «Пчелы на лужайке». Закройте глаза и представьте себе, что вы пчелки. Пчелки вылетели на лужайку к цветам. Они кружатся над цветами, издавая звук з-з-з-з.

Игра «Колыбельная». Поем колыбельную песню кукле (звучание звука разной длины, разного ритма: а-а-а,аа-аа-аа).

Игра «Насос». Дети играют в парах. Первый ребенок изображает движения человека, накачивающего лодку. При этом он издает звук ш-ш-ш. Лодка накачана, убирают насос, лодка спускает Другой ребенок издает звук ш-ш-ш (долгий).

Игра «Надувание воздушных шариков». Игра проводится в парах аналогично предыдущей.

Эти игры можно проводить не только во время звуковой разминки, но и в виде физкультминуток на уроке.

Следующим этапом работы является скороговорки на заданный звук. Цель этой работы заключается в формировании умений интонационно выделять какой-то звук, вслушиваться в произношение, в стремлении повторить его как можно чище. Подбирать скороговорки необходимо на те звуки, которые часто неверно произносятся детьми. У каждой скороговорки своя игра звуков, которая не повторяется. Каждая из них решает свою задачу. Таким образом, работая на 1-м этапе над звуком, мы побочно воспитываем внимание, память, любознательность, которые очень важны и необходимы для усвоения учебного материала.

Второй этап.

Цель:

· учить детей управлять своим голосом;

· развивать эмоциональность, выразительность речи детей;

· отрабатывать скорость проговаривания скороговорок, добиваясь чистоты их произношения;

· научить детей управлять своими чувствами, развивать артистические данные;

· расширять кругозор детей, воображение и память.

На этом этапе надо использовать скороговорки и чистоговорки.

· Произнести шепотом, беззвучно, тихо, громко.

1. Белые бараны били в барабаны. (произнести скороговорку громко, голосом изображая бой барабана)

2. Мышонку шепчет мышь: Ты все шуршишь, не спишь?

Мышонок шепчет мыши: Шуршать я буду тише. (Произнести скороговорку шепотом, протягивая в звучании звук (ш) и создавая тем самым образ шуршащего мышонка)

· Чтобы работать над выразительностью речи, надо подобрать скороговорки, в которых был бы вопрос или восклицание. Такие скороговорки дети быстро не произносят, а лишь читают их с чувством.

Встретил в чаще ёж ежа:

- Как погода, ёж?

- Свежа!

И пошли домой дрожа, горбясь, съежась, два ежа.

Сформировав у детей правильность дыхания, учим их говорить скороговорку на одном выдохе (работаем над скоростью произношения).

Можно применять игру «Догони меня». Дети стараются не отстать от учителя. Здесь очень важна роль учителя – дирижера. Он жестами, интонацией должен показать образец и руководить говорением.

Многие скороговорки при первоначальном произношении для слушателя не понятны сразу, а для детей тем более. Знакомясь с ними, надо детям объяснить, показать, нарисовать на доске, сделать аппликацию на магнитной доске.      

Таким образом, систематически работая над развитием речевого аппарата, мы учим ребенка многому, а главное, мы помогаем ему почувствовать, что он умелый и талантливый, мы создаем атмосферу доброжелательности, искренности, в которой ребенок сможет познать себя и других.

 

Литература:

1. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание детям. М.: Просвещение, 1985 г.

2. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников. М.:  1981.

3. Гуро-Фролова В.Г. Работа над выразительными средствами речи. Начальная  школа, № 2, 2001 г. с.22.

4. Литвинова Е.И. Всех скороговорок не перевыскороговоришь. Начальная школа, №6, 1997 г. с.69.

5. Макеева С.Г. Выразительное чтение на уроках русского языка. Начальная школа, №6, 1994 г. с.11.

6. Мали Л.Д.  Обучение выразительному чтению лирических стихотворений. Начальная школа, №7, 1990 г. с.ЗО.

7. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка. - М.:  1984.

8. Рождественская В.И., Радина Е.А. Воспитание правильной речи. М.: Просвещение,  1968.

9. Уварова Т.В. Говорить правильно и выразительно - это радость общения друг с другом. Начальная школа, №10 ,
2001г. с. 23.

   

. . . . .