Учительский труд в музыкальной школе
Учительский труд в музыкальной школе
Автор: Шалашова Елена Владимировна
МБУ ДО «Детская школа искусств «Родник», г. Зарайск
Аннотация: Сложные аспекты работы преподавателя музыкальной школы прослеживаются поэтапно: от профессионального поиска, требований самооценки, определения решаемых автором педагогических задач – к характеристике портрета лучшего учителя.
Ключевые слова: ученики, деятельность, музыканты, способности, мышление, навыки.
Тематическая рубрика: общепедагогические темы.
Выбор профессии – занятие ответственное и серьёзное. Молодые кадры приходят в школу по-разному: одним специальность предназначена заранее, как способ передачи добропорядочных семейных традиций, у других сбываются долгожданные мечты младшего возраста, третьи оказываются случайно: реально взвесив собственные возможности, осознают, что технический ВУЗ им бесполезен, и отправляются в гуманитарный. Впоследствии, отвечая на вопрос о правильности избранного пути, многие восторженно восклицают, что безмерно счастливы, обожают учеников, их родителей и не представляют иного существования.
Почему же уровень образования постоянно падает? Кто-то всё-таки признаётся, что вынужден заниматься не своим делом или «пожизненно приговорён к доске», т.к. рабочий день длится круглые сутки: «99% - педагогическая деятельность, а семья, хобби, друзья – это всё 1%». Ежедневная тяжкая повинность отнимает много сил – «учитель, жертвуя собой ради всех, не может позволить себе отдохнуть».
Велика роль личности самого педагога – его организующей воли, яркого темперамента, постоянной потребности к самосовершенствованию – в создании образовательной среды, благоприятного психологического климата, воздействующего на эффективность учебно-воспитательного процесса. Особенно актуальны творческие качества для профессиональных музыкантов – преподавателей музыкальных дисциплин из числа школьных наставников юных дарований. В зависимости от различных периодов времени смещаются акценты привычных учительских ориентиров, влияющих на динамику соотношений отдельных показателей, и меняют значения общего результата.
Компоненты самооценки педагога ДМШ / ДШИ:
факторы стаж |
суждения коллег |
мнение учащихся |
отзывы родителей |
впечатление окружающих |
самоанализ |
1 - 5 лет |
45 % |
10 % |
15 % |
20 % |
10 % |
10-15 лет |
25 % |
20 % |
20 % |
5 % |
30 % |
30 лет и более |
15 % |
30 % |
10 % |
5 % |
40 % |
Полем деятельности здесь является эмоциональная сфера обучающегося, поэтому требования, предъявляемые к таким специалистам, очень высоки. Вот некоторые:
- интерес к музыке и педагогические способности;
- музыкальный слух и память;
- чувство тембра и ритма;
- склонность к импровизации и сочинению;
- эмоциональная устойчивость;
- доброжелательность; терпеливость;
- требовательность; тактичность;
- умение владеть аудиторией;
- мимика, пластика движений;
- чёткая дикция и грамотная речь;
- общая культура и эрудиция и др.
Также обязательна практика концертмейстера, знание достаточных сведений из смежных и прочих дисциплин: литературы, истории, математики … Неплохо бы научиться слагать стихи, преуспеть в живописи, быть артистичным, изобретательным, гибким… Желательно обладать внешностью фотомодели с финансовой поддержкой и должной экипировкой, чтобы успешно конкурировать со старшеклассниками.
Моё намерение как педагога – помочь школьникам пробудить заинтересованность в познании собственного «я» и окружающего его художественного мира, познакомить с многообразием музыкальной жизни в стране и за рубежом, мастерством исполнителей и композиторов. В ряду узкоспециальных моментов – обучение нотной записи, чтение с листа, анализ произведений на слух и т.д. Активно развивая образное мышление потенциальных знаменитостей, мне необходимо формировать у них элементарные навыки игры на фортепиано, хорового и сольного пения. Для решения поставленных задач важно пытаться найти к каждому ребёнку индивидуальный подход, понять его особенности и подбирать в соответствии с этим технологии, формы и методы работы.
Учителя не может быть без заботы об учениках, ласки и терпения. Только глубоко порядочный человек, искренне любящий и понимающий детей, способен передать подрастающему поколению вечные идеалы добра и справедливости, воспитывая средствами искусства будущих достойных граждан, высоконравственных и духовно богатых людей.
Список литературы:
- Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Владос, 2000г.
- Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. – М.: Педагогика, 1973г.
- Маленкова Л.И. Методика и техника планирования воспитательной работы. – М.: Народное образование, 2006г.