Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Учительский труд в музыкальной школе

Дата публикации: 2020-01-30 22:33:58
Статью разместил(а):
Шалашова Елена Владимировна

Учительский труд в музыкальной школе

Автор: Шалашова Елена Владимировна

МБУ ДО «Детская школа искусств «Родник», г. Зарайск

 

Аннотация: Сложные аспекты работы преподавателя музыкальной школы прослеживаются поэтапно: от профессионального поиска, требований самооценки, определения решаемых автором педагогических задач – к характеристике портрета лучшего учителя.

Ключевые слова: ученики, деятельность, музыканты, способности, мышление, навыки.

Тематическая рубрика: общепедагогические темы.

 

Выбор профессии – занятие ответственное и серьёзное. Молодые кадры приходят в школу по-разному: одним специальность предназначена заранее, как способ передачи добропорядочных семейных традиций, у других сбываются долгожданные мечты младшего возраста, третьи оказываются случайно: реально взвесив собственные возможности, осознают, что технический ВУЗ им бесполезен, и отправляются в гуманитарный. Впоследствии, отвечая на вопрос о правильности избранного пути, многие восторженно восклицают, что безмерно счастливы, обожают учеников, их родителей и не представляют иного существования.

Почему же уровень образования постоянно падает? Кто-то всё-таки признаётся, что вынужден заниматься не своим делом или «пожизненно приговорён к доске», т.к. рабочий день длится круглые сутки: «99% - педагогическая деятельность, а семья, хобби, друзья – это всё 1%». Ежедневная тяжкая повинность отнимает много сил – «учитель, жертвуя собой ради всех, не может позволить себе отдохнуть».

Велика роль личности самого педагога – его организующей воли, яркого темперамента, постоянной потребности к самосовершенствованию – в создании образовательной среды, благоприятного психологического климата, воздействующего на эффективность учебно-воспитательного процесса. Особенно актуальны творческие качества для профессиональных музыкантов – преподавателей музыкальных дисциплин из числа школьных наставников юных дарований.  В зависимости от различных периодов времени смещаются акценты привычных учительских ориентиров, влияющих на динамику соотношений отдельных показателей, и меняют значения общего результата.

Компоненты самооценки педагога ДМШ / ДШИ:

              факторы

стаж

суждения коллег

мнение учащихся

отзывы родителей

впечатление окружающих

самоанализ

1 - 5 лет

45 %

10 %

15 %

20 %

10 %

10-15 лет

25 %

20 %

20 %

5 %

30 %

30 лет и более

15 %

30 %

10 %

5 %

40 %

Полем деятельности здесь является эмоциональная сфера обучающегося, поэтому требования, предъявляемые к таким специалистам, очень высоки. Вот некоторые:

- интерес к музыке и педагогические способности;

- музыкальный слух и память;  

- чувство тембра и ритма;

- склонность к импровизации и сочинению;

- эмоциональная устойчивость;

- доброжелательность; терпеливость;

- требовательность; тактичность;

- умение владеть аудиторией;

- мимика, пластика движений;

- чёткая дикция и грамотная речь;

- общая культура и эрудиция и др.

Также обязательна практика концертмейстера, знание достаточных сведений из смежных и прочих дисциплин: литературы, истории, математики … Неплохо бы научиться слагать стихи, преуспеть в живописи, быть артистичным, изобретательным, гибким… Желательно обладать внешностью фотомодели с финансовой поддержкой и должной экипировкой, чтобы успешно конкурировать со старшеклассниками.

Моё намерение как педагога – помочь школьникам пробудить заинтересованность в познании собственного «я» и окружающего его художественного мира, познакомить с многообразием музыкальной жизни в стране и за рубежом, мастерством исполнителей и композиторов. В ряду узкоспециальных моментов – обучение нотной записи, чтение с листа, анализ произведений на слух и т.д. Активно развивая образное мышление потенциальных знаменитостей, мне необходимо формировать у них элементарные навыки игры на фортепиано, хорового и сольного пения. Для решения поставленных задач важно пытаться найти к каждому ребёнку индивидуальный подход, понять его особенности и подбирать в соответствии с этим технологии, формы и методы работы.

Учителя не может быть без заботы об учениках, ласки и терпения. Только глубоко порядочный человек, искренне любящий и понимающий детей, способен передать подрастающему поколению вечные идеалы добра и справедливости, воспитывая средствами искусства будущих достойных граждан, высоконравственных и духовно богатых людей.  

 

Список литературы:

  1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Владос, 2000г.
  2. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. – М.: Педагогика, 1973г.
  3. Маленкова Л.И. Методика и техника планирования воспитательной работы. – М.: Народное образование, 2006г.

 

. . . . .