Инициативность как личностное качество
Инициативность как личностное качество
Автор: Лукашина Ольга Сергеевна
ГБОУ "Школа № 1208", г. Москва
Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что современная жизнь требует активности, постоянного самоопределения, самостоятельности и ответственности. Подготовиться к такой жизни возможно лишь, имея опыт таких действий: самостоятельных, активных, социально значимых, инициативных. Такие действия зарождаются в раннем детстве, совершаются детьми в свободных играх. Развитие такого личностного качества, как инициативность начинается в раннем детстве, продолжается и закрепляется в дошкольном и школьном возрасте.
Ключевые слова: инициативность, исследовательская деятельность, активность, школьники.
Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.
Современная жизнь предельно открыта и требует активности, постоянного самоопределения, самостоятельности и ответственности. Подготовиться к такой жизни возможно лишь, имея опыт таких действий: самостоятельных, активных, социально значимых, инициативных. Такие действия зарождаются в раннем детстве, совершаются детьми в свободных играх. Развитие такого личностного качества, как инициативность начинается в раннем детстве, продолжается и закрепляется в дошкольном и школьном возрасте.
Инициативность, как категория активности личности, относится к базовым психологическим категориям, которые образуют, согласно М.Г. Ярошевскому, «сетку» психологического знания. Вопрос активности личности, а также ее появления до сих пор не получил однозначного решения (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Активность личности, в общепсихологическом смысле, это деятельное отношение человека к миру, способность производить преобразования материальной и духовной среды, основываясь на освоенном общественно-исторического опыте. Эта активность личности может проявляться в различных сферах жизнедеятельности: от поисковой активности до сверхнормативной, надситуативной неадаптивной активности (В.А. Петровский), которая выражает социальную природу личности [1].
Социальная ситуация развития личности и деятельности, в которую включена личность, требует превращения проявлений активности личности в устойчивое личностное качество - инициативность. Содержание понятия инициативности личности раскрывается в классических работах отечественных философов и психологов (Р.Г. Апресян, С.Л. Рубинштейн и др.). Инициативность рассматривается с позиций разных психологических подходов. Б.М. Теплов, А.Г. Ковалев и другие ученые рассматривают инициативность в русле проблемы индивидуально-психологических свойств личности. Инициативность в русле многомерно-функционального подхода к анализу базовых свойств личности и индивидуальности рассматривают такие ученые как А.И. Крупнов, С.М. Зиньковская, А.Э. Пятинин, Р.Б. Сафина и другие. Н.Д. Левитов, В.И. Селиванов, П.А. Рудик и другие ученые рассматривают инициативность, как волевое свойство личности. Э. Эриксон говорит, что инициативность - это универсальное свойство личности. Г.А. Цукерман рассматривает инициативность, как поведенческий критерий субъектного действия. Изучение инициативности привело к выделению ее специфических проявлений: социальной инициативности, которую изучает С.Г. Лесникова, исследовательской инициативности, которую изучает А.Н. Поддъяков. В нашей работе вслед за Д.Б. Богоявленской, Я.А. Пономаревым, Ю.Н. Кулюткиным и другими учеными мы рассматриваем инициативность, как свойство личности, связанное с интеллектуальной сферой и проявлениями креативности, как творческой направленности [2].
Я вижу, что инициативность определяется с помощью многообразных характеристик, которые относятся к различным психологическим сферам: когнитивной сфере, мотивационной сфере, эмоционально-волевой сфере. Необходимо учитывать то положение, что психические процессы и психические свойства личности фактически неотрывны друг от друга, а также принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) [1].
Рассмотрим содержание понятия инициативности в трудах различных ученых.
Инициативность – это комплексное образование, которое включает в себя:
а) активное творческое отношение личности к миру, которое основано на внутреннем, добровольном побуждении к изобретению новых способов действий и видов деятельности;
б) способность к этим самостоятельным начинаниям и творческому мышлению (Апресян, 1993; Корабельников, 1993; Попов, 1983).
Формой проявления инициативности субъекта являются конкретные инициативы в разных сферах деятельности и ситуациях.
К.А. Абульханова определяет инициативу как “свободную, отвечающую потребностям субъекта форму самовыражения, побудительный аспект деятельности, общения, познания”. А также она рассматривает инициативу, как опережение личностью внешних требований и проявление творчества, как взаимодополнение свободы и необходимости [1].
Такие ученые, как С.М. Зиньковская (1999), А.И. Крупнов (1993, 1996), С.И. Кудинов (1998, 1999), А.Э. Пятинин (1996), Н.В. Тучак (1993) исследуют инициативность в русле многомерно-функционального подхода, анализируя базовые свойства личности и индивидуальности с позиций целостного единства динамического, мотивационного, регуляторного, эмоционального и продуктивного их компонентов [1].
А.Н. Подъяков изучает особый вид инициативности – исследовательскую инициативность [3]. В то же время в отечественной психологии часто используется термин “ориентировочная (ориентировочно-исследовательская) деятельность” (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец (1976), Н.Ф. Талызина (1984, 1998) и др.). М.И. Лисина использует понятие “познавательная активность” и указывает, что в ряде отношений оно близко к терминам “любознательность” и “исследовательское поведение” (или просто “исследование”), которые используются в западной психологии (Т.Д.Сарториус (1981) [1].
Исследование, исследовательское поведение – это неотъемлемая часть поведения любого живого существа, условие его выживания в изменяющейся среде, условие развития и даже здоровья (Ротенберг, Бондаренко, 1989). В основе мотивации исследовательской инициативности лежит так называемая любознательность. В серии экспериментальных исследований Поддьяков А.Н. (1989) показал, что одной из самой важной характеристикой детского экспериментирования с новыми объектами является очень мощная творческая направленность на разнообразие компонентов познавательной деятельности (дивергентность) [3].
Инициативное действие берет свое начало из спонтанного условия внешней среды. Эти факторы влияют на личность как сознательно, так и подсознательно, определяя его потребности и интересы. Так рождается идея, которая побуждает человека что-то сделать, что-то изменить, чего-то достичь. Когда обозначился интерес и родилась идея, тогда инициативное поведение можно охарактеризовать с одной стороны как произвольное поведение, которое направлено на овладение собой, своими внутренними действиями и организацией своего поведения, а с другой - включает действия, направленные вовне, на предмет внешнего мира, на его достижение или преобразование.
Те условия, в которых живет и развивается личность, влияет на его ценностную структуру, мотивационную сферу, которые, в свою очередь, придают смысл и побуждают к действиям, определяют и направляют его социальную активность. Поэтому важной задачей взрослых является создавать для детей (дошкольников и школьников) такие условия, в которых это личностное качество, как инициативность, будет активно развиваться и закрепляться.
Список литературы:
1. Бичерова Е.Н. Развитие исследовательской инициативности младших школьников в условиях проектной деятельности. Дис. канд. психол. наук. Брянск, 2009. 242с.
2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на—Дону, 1993. 173с.
3. Поддьяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Дис. . д-ра псих. наук. М., 2001. 350с.