Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Проблемное обучение как средство повышения познавательной деятельности учащихся

Дата публикации: 2021-08-14 08:49:54
Статью разместил(а):
Рогутёнок Ирина Вазыховна

Проблемное обучение как средство повышения познавательной деятельности учащихся

Автор: Рогутёнок Ирина Вазыховна

МАОУ "Лицей № 13№, р.п. Краснообск, Новосибирская область

 

Аннотация: «Ставьте ребенку вопросы, доступные его пониманию и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял» (Ж.-Ж. Руссо). Для того чтобы материал способствовал развитию у ребёнка умения самостоятельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно мыслить, в практике эффективно использование технологии проблемного обучения. Возникновение проблемы или вопроса, которые вызывают удивление, недоумение, противоречие, даёт толчок для вовлечения личности в мыслительный процесс и повышает познавательную деятельность учащихся.

Ключевые слова: проблемное обучение, проблемная ситуация, структура урока.

Тематическая рубрика: общепедагогические темы.

 

Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс.

Одним из путей решения этой проблемы является применение современных обучающих технологий в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся. Активность аналитического осмысления учебного материала младшими школьниками быстро снижается, если ученики на протяжении нескольких уроков вынуждены анализировать одну и ту же единицу учебного материала, выполнять однотипные мыслительные операции.

Известно, что детям быстро надоедает выполнять одно и то же, их работа становится малоэффективной, замедляется процесс развития. Для того чтобы материал способствовал развитию у ребёнка умения самостоятельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно мыслить, в практике эффективно использование технологии проблемного обучения. Суть ее в том, что учитель ставит перед учениками проблему (учебную задачу) и вместе с ними рассматривает её. В результате совместных усилий намечаются способы её решения, устанавливается план действий, самостоятельно реализуемый учениками при минимальной помощи учителя. При этом актуализируется весь запас имеющихся у них знаний и умений, и из него выбираются те, которые имеют отношение к предмету изучения.

Любой изучаемый предмет в школе, начинается вовсе не со счета, не с изучения букв, понятий, что кажется очевидным, а с … загадки, проблемы. Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Особенно актуально использование технологии проблемного обучения становится, на мой взгляд, сейчас, в переходный период в российском образовании. Ведь данная образовательная технология реализует компетентностный подход в педагогической деятельности, что соответствует требованиям стандартов второго поколения.        

На проблемном уроке необходимо создать все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить. Я пользуюсь следующими приемами создания проблемных ситуаций:

· Подвожу школьников к противоречию и предлагаю им самим найти способ этого разрешения;

· Излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;

· Предлагаю классу рассмотреть явление с различных позиций;

· Побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

· Ставлю конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения;

· Определяю проблемные теоретические и практические задания;

· Ставлю проблемные задачи (например: с недостающими, избыточным или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).

Для включения обучающихся в активную деятельность необходимо использовать приёмы создания проблемной ситуации на уроке открытия нового знания.  

Если у ребят появляется интерес, эмоциональный отклик, значит проблемная ситуация действительно есть на уроке.  Отклик появляется в момент возникновения противоречия. Все проблемные ситуации можно разделить на 2 группы:

  1. Проблемная ситуация, возникшая «с удивлением».
  2. Проблемная ситуация, возникшая «с затруднением».

Использование на уроках проблемных ситуаций позволяет управлять мыслительной деятельностью учеников, что является необходимым услови­ем развития их умственных способностей, повышения познавательной ак­тивности в процессе овладения знаниями.

Учебную проблему я ставлю при помощи трех методов.

Первый - побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Второй - подводящий к теме диалог.

Третий - сообщение темы с мотивирующим приемом.

Практика показывает, что все три метода постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию детей на уроках.

Проблемный урок я строю по следующей структуре:

I. Организационный момент (вовлечение детей в деятельность).

2. Актуализация знаний (воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых для «открытия» нового знания; фиксирование затруднения в деятельности).

3. Постановка учебной проблемы (определение затруднения, его место - определение необходимости нового знания).

4. «Открытие» учащимися нового знания (выдвижение гипотезы; проверка гипотезы).

5. Первичное закрепление - внешнее оформление новых алгоритмов (фиксирование уже оформленного знания).

6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе (самостоятельное решение типовых заданий и проверка своих работ по эталону).

7. Повторение (включение нового материала в систему знаний; решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала).

8. Итог урока (рефлексия деятельности на уроке; самооценка учащимися собственной деятельности).

Проблемное обучение по сравнению с традиционным дает тройной эффект усвоения знаний. Во-первых, нельзя не понимать то, что открыл сам. Во-вторых, деятельность создает мощное развитие памяти, внимания, речи, творческих способностей. В-третьих, деятельность воспитывает активную личность, учит высказывать своё мнение, доказывать свои догадки. Данное обучение можно отнести к здоровьесберегающим, т.к. дети работают на интересе, а значит, не нужно себя заставлять, значит, нервные нагрузки снижаются.

 

Литература:

1. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991г.

2. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. Пособие для учителя. М. 200г.

3. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М. Знание. 2011г.

4. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М. Просвещение. 2009г.

5. Фомичёва И.Б. Использование проблемного обучения для активизации познавательной деятельности учащихся / И.Б. Фомичёва, Н.Г. Турусова, О.В. Литвинова, И.А. Шенбергер. — // Молодой ученый. — 2015г.

 

. . . . .