Готовность семьи к школе
Готовность семьи к школе
(Заметки школьного психолога)
Автор: Фридман Ирина Карловна
ГБОУ "Школа № 315", г. Москва
Аннотация: в статье представлены различные позиции семьи по отношению к школе, их влияние на готовность к школе семьи и ребенка.
Ключевые слова: семья, школа.
Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.
Готовность. Состояние готовности особенно важно в ситуациях новых или сложных; такой ситуацией для семьи бывает поступление ребенка в школу. Это связано с переходом ребенка к новой роли: человек в обществе. Готовность включает в себя, во-первых, понимание того, что предстоит, во-вторых, наличие ресурсов, которые мы сможем использовать.
Позиция. Можно выделить несколько вариантов представлений семьи о том, что означает поступление ребенка в школу. Например, поступление ребенка в школу рассматривается как новый этап взросления, развития возможностей ребенка. Назовем эту позицию «школа – жизненный опыт». Согласно другой позиции, ничего особенного от семьи не потребуется, просто ребенок будет посещать школу вместо детского сада; можно назвать этот подход «школа – часть быта». Еще один вариант предполагает, что поступление в школу связано с опасностями и неприятностями. Обозначим эту позицию «школа – опасность». Некоторые семьи рассматривают поступление ребенка в школу как обременительное событие, нарушающее привычный удобный образ жизни. Это позиция «школа – помеха».
Позиция семьи по отношению к школе влияет на то, как пройдет у ребенка и период адаптации, и дальнейшее усвоение опыта школьной жизни. Реально работающей позиция семьи становится за счет того, как используются различные «ресурсы готовности».
Ресурсы.
Информация. Семья получает и использует информацию о школе: каковы особенности школы, в какой обстановке будет ребенок, что потребуется от семьи и т.п. Информация может быть более общей и более конкретной, более или менее точной. Чем достовернее предварительно полученная информация, тем лучше мы готовы к предстоящей ситуации.
Время. Семья может рассчитать и оценить свои временные возможности исходя из нового образа жизни: кто и когда может привести ребенка в школу и забрать его, кто и когда сможет помогать дома с выполнением заданий, как будет организовано время взрослых в зависимости от школьной жизни ребенка.
Эмоции. От взрослых членов семьи может потребоваться умение выдерживать новые сложные ситуации; справляться с переживаниями, связанными с трудностями ребенка в школе, отношениями со сверстниками и с учителями. Для этого важно уметь опираться на «запас» положительных эмоций.
Сотрудничество. Умение сотрудничать требуется и для взаимодействия взрослых в семье, для совместной работы с ребенком, для общения с учителями. Сотрудничество в семье дает возможность объединить ресурсы взрослых для помощи ребенку; сотрудничество со школой помогает предотвратить конфликты, дает возможность договариваться.
В зависимости от позиции семьи по-разному используются эти ресурсы.
Информация. Все узнать о школе заранее невозможно, но может быть получена и использована максимально объективная информация о школе, в которую поступает ребенок, ее соответствии потребностям конкретного ребенка и конкретной семьи. Возможно получение информации практического характера, например, удобно ли водить ребенка в школу, как долго может находиться ребенок в школе и т.д. Некоторые семьи могут интересоваться информацией о школе с точки зрения того, какие трудности доставят семье требования школы.
При получении информации желательно узнать о современных особенностях школ вообще; уточнить сведения о той конкретной школе, куда поступает ребенок. Чем точнее полученная информация, тем адекватнее будут ожидания от «ребенка в школе».
Время. Если семья придерживается позиции «школа – жизненный опыт», то взрослые стараются выделить время для помощи ребенку в развитии навыков самоорганизации, учебе, обсуждении различных жизненных ситуаций, в анализе успехов и ошибок.
Позиция «школа – часть быта» способствует подчинению распорядка дня ребенка распорядку дня взрослых; считается, что много времени и внимания взрослых школа не должна требовать. В школе все должно быть просто. При этом требования школы к распорядку дня соблюдаются.
Исходя из позиции «школа – опасность», семья обычно тратит много времени на то, чтобы подстраховать ребенка от трудностей: по несколько раз переписываются домашние работы, чтобы не было ошибок; выполняются предстоящие классные работы. Выделяется время на расспросы о том, что было «не так», на обсуждение с учителями, другими родителями и даже другими детьми всех деталей происходящего в школе.
Позиция «школа – помеха» использует время, требующееся для школы, по остаточному принципу, поскольку школа не должна мешать свободному времяпровождению семьи. Временны́е рамки, которые накладывает школа, стесняют «свободу времени» взрослых. Если удобно – можно приходить в школу вовремя, если неудобно – приходить вовремя не обязательно и т.п.
Эмоции. Эмоции – самый сложный для использования ресурс, он труднее всего осознается и контролируется. В сложные периоды жизни труднее найти источники положительных эмоций, поэтому важно быть готовыми к этой работе заранее.
Позиция «школа – жизненный опыт» дает возможность опираться на позитивное восприятие происходящего: продвижение, взросление ребенка, получаемый им опыт дают и новые возможности общаться с ребенком, обсуждать с ним новые стороны жизни, укрепляя контакт.
Позиция «школа – часть быта» предполагает как нейтральное отношение к школе, так и всплески отрицательных эмоций, когда возникает неожиданно сложная ситуация, связанная с трудностями ребенка в учебе или общении. Оказывается, школьный опыт – важная часть жизни ребенка, которая требует участия родителей, помощи в усвоении этого опыта.
Позиция «школа – опасность» приводит, к сожалению, к преобладанию напряжения и тревоги в связи со школой. Упускается то, что могло бы быть источником положительных эмоций. Соответственно, и дети начинают воспринимать школьный опыт под таким же углом зрения, как и взрослые члены семьи.
Позиция «школа – помеха» может порождать положительное эмоциональное отношение к школе, если школа не ограничивает свободу семьи. Ограничения, правила, требования со стороны школы вызывают отрицательную реакцию.
Использование эмоциональных ресурсов важно, так как настрой, эмоциональное состояние ребенка в этом возрасте еще сильно зависит от взрослых.
Сотрудничество. Использование этого ресурса предполагает владение определенными умениями. Сотрудничество может реализоваться в области обмена информацией: семья старается получить объективную информацию о происходящем в школе и дает конкретную обратную связь педагогам. Сотрудничество происходит на уровне образования: в школе идет работа на уроках, дома выполняются определенные задания.
Позиция «школа – жизненный опыт» предполагает деловое партнерство со школой, разделение обязанностей и ответственности за образование и воспитание. Семья видит себя помощником ребенка в освоении опыта, который дает школа.
Позиция «школа – часть быта» предполагает, что семья не берет на себя ничего «лишнего»; в основном все должна делать школа. Подход к распределению обязанностей семьи и школы соответствует выражению «отдать ребенка в школу». Конфликт может возникать, если требования школы к участию семьи в образовании и воспитании кажутся семье чрезмерными.
Позиция «школа – опасность» может приводить к тому, что семья берет на себя даже больше, чем требуется, стремясь как можно активнее участвовать в школьной жизни ребенка, чтобы подстраховать ребенка. Сотрудничество переходит во «включение» семьи в профессиональное сообщество педагогов.
Позиция «школа – помеха» предполагает взгляд на школу «сверху вниз». Семья хочет сама все определять, школа должна подчиниться. Если семье повезло и школа «удобная», взаимодействие носит мирный характер. Если нет – могут возникать конфликты.
Готовность детей к школе. Индивидуальные особенности готовности детей к школе проявляются в период адаптации к школе. Адаптация к новому всегда требует больше сил, чем существование в привычной ситуации. Важно представлять себе, к чему должен адаптироваться ребенок в школе: от этого зависит помощь взрослых в этот период.
Информация. В школе ребенок получает доступ к большому количеству новой информации, начиная от имен одноклассников и учителей, названий уроков, рекомендаций по способам обращения с тетрадями и учебниками, и заканчивая содержанием уроков,
Время. Временные рамки, связанные со школой, касаются особого режима дня, четкого чередования занятий и перемен. Если для ребенка такая четкая организация времени в новинку – адаптация может быть длительнее.
Эмоции. В силу своей новизны и насыщенности событиями, жизнь первоклассника наполнена и эмоциями: переживание новых впечатлений, растерянность и возбуждение, удовольствие и огорчение, симпатия и тревога, интерес и утомление. Школа и семья вместе создают определенный багаж эмоций, несут который дети. Для облегчения этой ноши важно преобладание положительных эмоций и наличие периодов покоя и эмоциональной разрядки. Ответственность за создание благоприятного эмоционального режима несут взрослые.
Сотрудничество. Особенность школы заключается в наличии большого количества новых сверстников и новых взрослых, интенсивность общения с которыми очень высока. При этом общение должно строиться с соблюдением определенных правил, границ. Дети, имевшие до школы позитивный опыт взаимодействия с разными людьми, взрослыми и сверстниками, входят в социальную среду школы легче.
Готовность школы к семье. Готовность школы к семье предполагает умение определить особенности родительской позиции по отношению к школе, принятие разнообразия этих позиций. Педагоги должны быть готовы понять эмоциональную значимость школьного опыта ребенка для его семьи. Школа должна быть готова к тому, что информация о школе, образовании бывает неполной. Надо быть готовыми к тому, что не все время семьи отдано школе. Школа должна быть готова к тому, чтобы брать на себя ответственность за сотрудничество с семьей.