Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Воспитание нравственности как залог успеха межличностных отношений между детьми

Дата публикации: 2019-11-07 22:12:35
Статью разместил(а):
Кружкова Инна Викторовна

Воспитание нравственности как залог успеха межличностных отношений между детьми

Автор: Кружкова Инна Викторовна

МБОУ «Средняя школа г. Новосокольники», Псковская область

 

В своей жизни каждый человек испытывал желание стать чище, добрее, человечнее. И все хотят видеть эти качества в своих детях. Но если взрослый человек понимает, что его нравственность зависит только от него, то нравственность детей воспитывается и в семье, и в школе.

В школе большая часть времени отводится учебному процессу. И на каждом уроке, в ходе изучения каждого учебного предмета есть возможности для развития нравственных качеств учеников.

На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт. Переживания младших школьников, их радости и огорчения, прежде всего, связаны учебой.

Учитель, входя в класс и приветствуя своих учеников словами «Как мне приятно вас всех видеть!» воспитывает в своих подопечных доброжелательность.

Учитель, записывая на доске число и месяц, воспитывает уважение к течению времени.

Учитель, читающий стихи, воспитывает восхищение красотой родной речи. Это я говорю об уроках чтения.

На своих уроках я стараюсь использовать разные виды деятельности: работу с художественной литературой, учебные диалоги, анализ ситуаций, творческие задания.

Современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру видеофильмов, компьютерным играм. Младшие школьники редко берут в руки книгу со сказками, занимательными приключениями. Не говоря уже о лирических стихотворениях. Их не любят читать вообще. Именно уроки изучения лирических стихотворений помогают «достучаться» до сердца ребёнка, приобщить к общечеловеческим духовным ценностям. Для подготовки к восприятию знакомлю с репродукциями художников, даю  прослушать музыку. Выразительное же чтение является инструментом развития чувств ребёнка. Любое произведение можно прочитать так, что оно не оставит в душе никакого следа, а можно прочитать и так, что у ребёнка заблестят глаза, затаится дыхание и он будет весь во власти чувств, охвативших его.

Чтение и разбор  рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают рассказы, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, гуманности и патриотизме.

Русский язык и чтение. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся. Например, небольшие предложения для разбора по русскому языку (Люди стали жить богаче, но беднее стала речь. Много на свете умных, да добрых мало).

На уроках русского языка использую такой вид работы, как «Орфографический бой»

 А                                         Б

А…уратный                        л…нивый

Чес…ный                            завис…ливый

Добрый                               нечес…ный

Люб…знательный              упрямый

Труд…любивый                 грубый

…тзывчивый                      Неа…уратный

Задания: спишите слова, объясните орфограммы, выделите часть слова, в которой пропущена орфограмма. Определите части речи.

Предположите, почему слова разделены на 2 группы.

Найдите и запишите антонимы.

Для выявления уровня осознанности нравственной категории и оценки наличия их у себя провожу методику «какой я». Предлагаю уч-ся оценить себя. Написать рядом с такими качествами, как аккуратный, честный, добрый, ленивый, упрямый, грубый, одно из слов: Всегда, иногда, никогда.

Не все дети оценивают себя правильно, часто самооценка завышена.

Задаю вопрос на размышление: Какого человека можно назвать добрым? Предлагаю привести примеры из жизни. Например, дети приводили такой пример: «Я помог достать котенка с дерева, значит я добрый и т.д. Затем вспоминаем вместе все пословицы, связанные с понятием доброта.

На уроке постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения между учащимися. Сообща решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет ряд требований, касающихся деятельности учащихся на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе, и оценивает умение учеников в этом плане.

На уроках русского языка и математики предлагаю своим ученикам поработать в парах, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

Сидящие за одной партой взаимно проверяют ответы, полученные при решении задач и упражнений. Даю детям и такие задания, выполняя которые надо обязательно обратиться к товарищу.

Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль и вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному воспитанию.

Уроки изобразительного искусства с наибольшей полнотой способствуют проявлению и формированию нравственных чувств младших школьников. Специально подобранные темы и сюжеты активизируют нравственные эмоции детей, заставляют их сопереживать тем героям, которых они изображают. Это положительно влияет на формирование интереса к историческому прошлому своего края, воспитание любви к малой родине.

Хочется рассказать о внеурочной деятельности моего класса. Вся воспитательная работа в моем классе направлена на воспитание нравственных качеств, познавательной активности, желания вести здоровый образ жизни.

Воспитательная работа ведется по следующим направлениям: 

Познавательная деятельность предполагает формирование у обучающихся эмоционально-положительного отношения к учёбе, знаниям, науке, людям интеллектуального труда. Изучение этой темы помогает в формировании у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремления к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.

Нравственно-правовое воспитание основано на развитии у школьников нравственных и этических норм жизни, формировании правил поведения, изучение правовой культуры, формирование в школьном коллективе детей и взрослых уважительного отношения к правам друг друга, формирование качеств, от которых зависит культура поведения, культура труда и общения. 

Патриотическая деятельность включает в себя воспитание осознания учащимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему, воспитание интереса к истории родного края и Отечества, расширение представлений о родном посёлке, о героях Великой Отечественной Войны, работниках тыла, воспитание чуткости, доброты и милосердия. 

Художественно-эстетическая деятельность реализуется в процессе развития самотворчества и самостоятельности, выявление творческих способностей, наклонностей учеников, вовлечение их в разнообразную творческую деятельность, приобщение к национальным традициям и обычаям, культуре поведения.

Физкультурно-оздоровительная деятельность строится в процессе создания условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, в их воспитании стремленияк к здоровому образу жизни. 

Взаимодействие с родителями включает в себя обследование семей и изучение возможностей семьи, развитие культуры семейных отношений, совершенствование коллективной и индивидуальной работы с родителями.

Традиционными воспитательными мероприятиями являются: «День Знаний»,  «День смеха», «День влюбленных», «Дни здоровья», посещение школы Народного фольклора (ежемесячно), «День Победы», «Прощание со 2 классом», «День Учителя», «День матери», «Новогодний огонек», «День защитников Отечества», «Международный женский день 8 марта» и т.д. Дети принимают участие во всех школьных конкурсах и мероприятиях.

Большое внимание уделяю школьному этикету. Изучение этой темы помогает в формировании у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.

Культура общения. Эта основополагающая тема, в дальнейшем, какую бы тему мы ни изучали, мы обязательно обращаемся к ней.

Гостевой этикет. Разбираем эту тему на примерах празднования Дня рождения, Нового года. Говорим, что это за праздники и как их надо отмечать, как приглашать, встречать гостей. Разбираем ситуацию,

Когда рассматриваем правила поведения на улице, обязательно говорим о правилах дорожного движения.

Нравственные отношения. В мире есть три вещи, которые ни при каких условиях не могут быть подвергнуты осмеянию – патриотизм, истинная любовь к женщине и старость.

Рассматривая вопрос «Семейные праздники», мы говорим о Рождестве, Дне Петра и Февронии, Дне Победы. Это помогает в формировании представлений о семейных ценностях и уважения к членам семьи.

Говоря о гигиене и нравственности, ориентируюсь на формирование у ребёнка признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

Патриотическое воспитание невозможно без любви к малой родине, тому месту, где мы родились и живем. Я заметила, что ребята моего класса очень трепетно относятся к  истории города, его традициям. Поэтому темой нашей первой научно-исследовательской деятельности  является исследование названия нашего города. Ребята занимались исследованием с огромным интересом: выдвигали свои гипотезы, опрашивали родителей, бабушек, дедушек, родных, учащихся школы. Самостоятельно находили материал по данной теме в книгах, сети Интернет, делали доклады, сопоставляли, сравнивали. Посетили краеведческий музей, где окончательно сделали выводы об интересующей теме.

В заключение хочу сказать, каждый из нас призван «сеять разумное, доброе, вечное» и отвечать за полученный урожай.

 

. . . . .