Проблема взаимосвязи обучения и развития в исследованиях некоторых российских ученых (обзор)
Проблема взаимосвязи обучения и развития в исследованиях некоторых российских ученых (обзор)
Автор: Федоренко Ирина Николаевна
МБОУ "СОШ№ 2", с. Октябрьское, Республика РСО-Алания
Проблема соотношения обучения и развития в педагогике интересовала ученых с давних времен, но особенно высоко первыми подняли идею развития учащихся в процессе обучения швейцарский педагог-демократ И.Г. Песталоцци и основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский. Русский ученый успешно применил принцип развивающего обучения (такого, чтобы в результате его «знание притягивало к себе новые знания») в составленных им школьных учебниках по русскому языку.
Говоря о развитии, К.Д. Ушинский имел в виду развитие не только мышления ученика, но и других его качеств — наблюдательности, воображения, фантазии, желания и способности самостоятельно приобретать новые знания. «Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач всякого школьного учения» .
Идеи К.Д. Ушинского о развивающей функции школьного обучения родному языку дальнейшую свою разработку получили в трудах В.П. Шереметевского, В.И. Чернышева, А.М. Пешковского, Л.В. Щербы и ряда других дореволюционных и советских методистов и ученых-лингвистов.
Для советской педагогики, впитавшей в себя достижения прогрессивной педагогической мысли, было характерно то, что она последовательно и твердо стояла на позициях признания ведущей роли обучения в развитии детей. Это проявлялось в общем подходе к организации образования, в провозглашении принципа единой школы, предоставляющей всем возможность приобщаться к культуре, а, следовательно, и развивать свою психику под влиянием внешних воздействий, в том числе и под влиянием обучения. Однако анализ педагогических трудов, созданных учеными до 50-х годов двадцатого столетия, показывает, что научная разработка проблемы соотношения обучения и развития в педагогике не была осуществлена.
Общие методологически верные положения о ведущей роли обучения, о возможности и необходимости всесторонне развивать всех детей не подтверждались данными педагогических исследований, показывавшими реальный процесс развития детей при той или иной системе обучения и, прежде всего, действовавшей в школе. Тем более не ставились вопросы: можно ли изменить, сделать более высоким уровень развития учащихся на том или ином этапе обучения? Какие конкретные изменения потребуется для этого внести в построение обучения?
Все это обусловливалось установившимися в тот период особенностями методологии научного педагогического мышления: высказывания, пусть даже и не основанные на научных фактах, но соответствующие общим исходным положениям марксистской методологии, расценивались как решение проблемы в самой педагогической науке.
Во второй половине двадцатого века российские ученые также обращались к проблеме обучения и развития. Так, член АПН СССР И.Я. Лернер выдвинул положение о том, что такое развитие, как оно соотносится с педагогическими воздействиями. Эти положения связаны с его учением о четырехэлементном составе содержания образования, являющемся отражением состава культуры и включающем в себя:
- систему знаний о действительности;
- систему навыков и умений;
- опыт творческой деятельности;
- систему норм отношений к миру, друг к другу.
Под развитием автор понимает усвоение ими третьего и четвертого элементов содержания образования. Слабость развития детей в массовом обучении он объясняет тем, что в содержании образования эти элементы якобы отсутствуют. Однако обучение, которое бы строилось на основе включения в содержание всех четырех элементов, не организовано, особенности в развитии учащихся, которые были бы обусловлены таким построением обучения, увидеть нельзя, а потому и высказанные положения о сути развития и педагогических путях его обеспечения остаются необоснованными, т.е. также не поставленными на фундамент фактов.
В 1981-1985 годах АПН СССР организовала исследование обучения детей в школе с шестилетнего возраста. В связи с этим затрагивалась проблема развития. Были сделаны попытки выявить фактические данные о зависимости развития детей от построения обучения.
Несколько ранее известный советский психолог Л.С. Выготский (1896-1934) впервые научными методами установил закономерные связи между обучением и умственным развитием. В своей работе «Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте» ученый доказывает, что вне обучения, вне активной передачи ребенку накопленного человечеством опыта не может осуществляться полноценное развитие. Причем, правильно поставленное обучение не дожидается полного созревания психических функций, а стимулирует, ускоряет развитие этих функций, вызывает к жизни целый ряд процессов развития, которые вне обучения были бы невозможны. Стимулируя развитие, обучение вместе с тем само на него опирается. Развитие создает предпосылки для успешного обучения. Чем выше уровень развития, тем быстрее протекает обучение, тем оно эффективнее во всех отношениях. Умственное развитие наиболее ярко проявляется в способности ученика к обобщению, абстрагированию, применению знаний в измененных условиях.
Л.С. Выготский много сделал в разработке проблемы обучения и развития, но он лишь подошел к конкретному ее исследованию, к сопоставлению влияния различных типов обучения на ход развития ребенка. А именно это (как впоследствии подтвердил Д.Б. Эльконин) является необходимым не только для практической, но и научной разработки проблемы.
Эльконину Д.Б., ученику Выготского Л.С., соратнику других его учеников, принадлежат теории периодизации детского развития и детской игры; исследования, посвященные проблемам теории и истории детства; методики обучения детей чтению и многое другое, но через все его работы красной нитью проходит одна проблема: какова природа детства и глубинные законы детского развития?
При рассмотрении взглядов Д.Б. Эльконина на общую природу и источники психического развития ребенка необходимо иметь в виду следующее. Во-первых, с его точки зрения, все виды детской деятельности общественны по своему происхождению, содержанию и форме, поэтому ребенок с момента рождения и с первых стадий своего развития является общественным существом. Во-вторых, присвоение ребенком достижений человеческой культуры всегда носит деятельный характер — ребенок не пассивен в этом процессе, не приспосабливается к условиям своей жизни, а выступает как активный субъект их преобразования, воспроизводящий и создающий в себе человеческие способности.
Исследуя проблему соотношения обучения и развития ребенка, Д.Б. Эльконин пришел к выводу, что между обучением и развитием обязательно стоит деятельность самого ребенка. При экспериментальном изучении этого вопроса он опирался на идею Л.С.Выготского о том, что обучение идет впереди развития, что «развитие из обучения» является основным фактом педагогической деятельности.
Теория психического развития ребенка, созданная Д.Б. Элькониным, существенно уточнила общее его понимание, сложившееся в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца и других представителей этой школы. Она четко различила и охарактеризовала внешние условия, источники, форму и движущие силы развития ребенка, а также обобщила достаточно большой фактический материал и позволила преодолеть натуралистический подход к развитию ребенка, имевший место в науке тех лет.
Большая научная заслуга Д.Б. Эльконина состоит в том, что в основу целостного психического развития ребенка он положил развитие его деятельности и конкретно проследил связь каждого типа ведущей деятельности с возникающими внутри нее новообразованиями детского сознания и детской личности.
Хочется еще раз отметить, что Д.Б. Эльконин в своей научной деятельности органически сочетал и исследовательскую, и сугубо практическую работу. Созданные ими экспериментальные учебники (буквари) для семи- и шестилетних детей успешно использовались в школах разных регионов страны.
Еще один ученый, исследовавший проблему обучения и развития — это Л.В. Занков. Главный результат его трудов — продвижение научной разработки данной проблемы и в содержательном, и в методологическом плане. Изначальная задача ученого заключалась в том, чтобы раскрыть характер объективной закономерной связи между построением обучения и ходом общего развития школьников. Это была задача, никем ранее не ставившаяся. Новое заключалось в самой идее исследования фактического развития школьников при разном построении обучения и в направленности на выявление общего, а не только умственного развития.
Л.В. Занкову удалось раскрыть в научном плане закономерную связь между построением обучения и характером общего развития учащихся. С помощью достоверных научных данных было показано, что изменения в обучении влияют на развитие детей. При этом выявлено, что изменения в психике проявляются не только в интенсивности продвижения от одного уровня к другому, но и в качественных, глубинных проявлениях психики ребенка. Это важный научный вывод. Он подтверждает выдвинутое в психологии теоретическое положение о ведущей роли обучения в развитии. В то же время он имеет большое практическое значение, поскольку качественно новые черты, возникающие у школьников экспериментальных классов, — стремление к доказательности мысли, к мотивированности действий, устойчивая потребность к активной деятельности в разных ее видах, чуткость к мнению и переживанию другого — все это черты, необходимые для формирования всесторонне развитой личности.
Л.В. Занковым также была разработана и методически конкретизирована целостная система принципов развивающего обучения применительно к начальным классам. Этими принципами предусматривается: обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний, изучение материала в достаточно быстром темпе, осознание школьниками процесса учения, углубление внутреннего побуждения к учению.
Идеи Л.В.Занкова находят воплощение и в современной школьной практике — в опыте отдельных учителей, последователей ученого.
В заключение отметим: жизнь убедительно показывает, что перестройка современной школы в направлении ее гуманизации, усиления ее развивающей функции не может произойти без использования педагогических идей, вытекающих из научно обоснованного и широко практически апробированного исследования проблемы соотношения обучения и развития.
Литература:
1. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. М.: Просвещение, 1982.
2. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1968.
3. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
4. Педагогика / Под ред. И.П. Подласого. Ч. I. М., 2001.
5. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.6.