Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ
Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ
Автор: Закирьярова Эльвира Салаватовна
ГБУ «КРОЦ»
Пандемия вирусной инфекции (COVID-19) самым неожиданным образом всколыхнула педагогическое сообщество, поставив перед нами задачу быстрой перестройки всего учебного процесса. Традиционные методы контактного обучения стали недоступны. Специалисты, работающие с детьми с ОВЗ понимали, что любой простой в их работе неизбежно приведет к распаду сформированных умений, навыков и приобретенных знаний. Поэтому даже минимальная пауза в занятиях для многих категорий наших обучающихся – детей с ментальными и речевыми нарушениями, снижением слуха, аутизмом, могла свести все усилия на нет. В данной ситуации выбор переходить или не переходить на дистанционное обучение не стоял. Мы были обязаны поддержать детей и их родителей и продолжить работу в том формате, который был доступен в условиях карантина.
У дистанционного обучения достаточно минусов. Главный из которых – не все педагоги владели дистанционным инструментарием, алгоритмом работы онлайн. Именно поэтому в поддержке и научно-методическом сопровождении нуждались не только дети и родители, впервые столкнувшиеся с такой формой обучения, но и педагоги, большинству из которых также не хватало знаний и опыта организации обучения в дистанционном формате.
Кроме того, такой формат обучения подходит не всем детям. Для работы в дистанте у ребенка должно быть сформировано произвольное внимание (хотя бы кратковременное) и учебные навыки (особые трудности возниканикают у детей с СДВГ). Ребенок должен понимать плоскостные изображения. Сложно проводить занятия с детьми с ТМНР (тяжелые множественные нарушения развития, с нарушением эмоциональной-волевой сферы (особенно дети с РАС).
Дети с РАС особенно легко заражаются общей тревогой и могут формировать стойкие страхи, затрудняющие для них и без того ограниченные контакты с окружением. Детям трудно включиться в образовательный процесс в новых, изменившихся, условиях, дистанционно, то есть дома, без непосредственного контакта с учителем и вне привычной обстановки в классе. В таких случаях без активной помощи родителей занятия невозможны. Родитель выполняет функцию тьютора, становится незаменимым помощником педагога по ту сторону экрана. И если семья недостаточно заинтересована, то прежде чем начать работу с ребенком, предстоит колоссальная работа с родителями. Кроме того, такого тьютора необходимо обучить элементарным педагогическим приемам, чтобы удержать внимание ребенка и мотивировать его на занятиях.
Несмотря на сложности дистанционное обучение имеет ряд преимуществ перед обычным:
- Дети с ОВЗ могут свободно изучать материал, независимо от времени и места обучения.
- Ребенок с ОВЗ может использовать все возможности компьютерных технологий, которые помогают в обучении.
- Учащиеся активно используют электронные библиотеки, информационные фонды и каналы. Следовательно, расширяется информационно-познавательное поле ребенка, позволяющее поддерживать его мотивацию, интерес и интеллектуальное развитие.
- Дистанционные технологии ориентированы на использование различных форм самостоятельного обучения.
Дистанционная работа с учащимися возможна в различных формах:
1. Онлайн занятия.
2. Готовые уроки в режиме автоматического воспроизведения (учебные фильмы, мультфильмы, сценарии уроков, тесты, интерактивные игры).
3. Онлайн мастер-классы.
4. Трансляции мероприятий, открытых уроков, родительских собраний.
Вот несколько советов по организации домашнего обучения детей с ОВЗ:
1. Большое значение имеет поддержание личного контакта самого ребенка с учителем. Онлайн уроки очень важны для ребенка, так как ребенку необходим прямой контакт с учителем, чтобы задавать вопросы, обсуждать трудности и искать пути их решения. Если невозможны онлайн конференции, можно общаться с помощью телефонов и мессенджеров.
2. Организация родителями и школой целостного распорядка дня ученика. Если ребенок (подросток) до своей вынужденной изоляции был членом детской группы по формированию навыков общения, рисования, музицирования, важно попытаться продолжить занятия посредством онлайн конференций. Вынужденное пребывание дома - это еще и возможность совместной хозяйственно-бытовой деятельности с близкими, организации досуга с родными. В кругу семьи можно провести время играя в игры с правилами, просматривая и обсуждая фильмы, читая и анализируя художественную литературу.
3. Четкая организация процесса дистанционного обучения.
При подготовке к онлайн урокам учителю важно соблюсти следующие этапы:
· Четкое планирование самого занятия, его этапов, оценка времени на каждый этап занятия.
· Подбор и подготовка игр и заданий.
· Информирование родителей о необходимых во время занятия предметах (карандаши, бумага, дидактический материал, игрушки, распечатке заданий).
· Обсуждение с родителем времени и условий проведения занятий (удалить из комнаты лишних людей, домашних животных, обеспечить тишину и т. п.).
· Проведение урока.
· Домашнее задание.
· Обратная связь (обязательный этап рефлексии с родителем).
При проведении онлайн уроков педагогу необходимо учитывать некоторые «секреты» работы в прямом эфире. Например, дикторы ТВ советуют надевать какую-нибудь яркую деталь одежды для привлечения зрительного внимания. Темп занятия должен быть достаточно высокий, чтобы поддерживать интерес ребенка перед экраном. К работе привлекается яркая наглядность, мультимедийные пособия. В конце занятия желательно предусмотреть поощрительный приз, например, короткий мультфильм или интерактивная игра.
Подводя итоги вышесказанному, хочется отметить, что дистанционное обучение, имея несомненные плюсы и минусы, прочно вошло в нашу жизнь. Педагоги должны трансформировать свою работу, перестраивать привычный уклад занятий с учетом требований времени, быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, максимально извлекая возможности из дистанционной работы для обучения детей с особенностями в развитии.
Список литературы:
1. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 2002 г.
2. Ахаян А.А. Виртуальный педагогический вуз. Теория становления. - СПб.: Изд-во «Корифей», 2001. - 170 с.
3. Гусев Д.А. Заметки о пользе дистанционного обучения.
4. Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 167 с.
5. Зайченко Т.П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения: Монография. - СПб.: Изд-во «Астерион», 2004. - 188 с.
6. Малитиков Е.М., Карпенко М.П., Колмогоров В.П. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ // Право и образование. – 2005. – №1 (2). – С. 42–54.
7. Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. - М., «Академия», 2006.
8. Теория и практика дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. -М., «Академия», 2004.
9. Хуторской А. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. – 2008. - №36. – С. 26-30.
10. Хуторской А.В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. – 2006. - №2. – С.30-35.