Дорогу осилит идущий
Дорогу осилит идущий
Автор: Копотилова Наталья Николаевна
МБОУ «Панфиловская СОШ», с. Панфилово, Кемеровская область
От редакции: Статья отражает исключительно личное мнение автора статьи.
На сегодняшний день наша страна переживает один из непростых исторических периодов. Самая большая опасность состоит не в смене политической системы, не в кризисе экономики, а в разрушении личности. Именно обесценивание духовной нравственности народа ведет к кризису в политике, экономике и в социальной сфере. История рассказывает о том, как может быть беспомощно государство, если духовно-нравственные ценности не являются приоритетными направлениями его развития. Человек нравственно одухотворенный сможет вести за собой свой народ и направить его на благое дело.
В России остро стоит вопрос создания общей системы духовно-нравственного воспитания детей, одним из элементов которой является реализация программы формирования духовных потребностей детей в системе общего и дополнительного образования. В связи с этим в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Панфиловская среднеобразовательная школа» села Панфилово Ленинск-Кузнецкого муниципального округа одной из задач является воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье через систему образовательной и воспитательной работы. В условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов можно реализовать такое направление через внеурочную деятельность.
Православная культура на Руси традиционно являлась основой духовно-нравственного становления человека. Именно поэтому методологической основой программы духовно-нравственного воспитания детей являются традиции православной культуры.
Формирование духовных потребностей детей – это целенаправленный образовательный процесс, в основу которого положено осознание детьми духовных ценностей (посредством введения их в мир Православной культуры), проявляющееся в их духовной деятельности.
Российская сельская школа испытывает те же социально-экономические условия, характерные для страны в целом. На нашу школу влияют социальные, экономические, природные, экологические, культурные особенности Кемеровской области, являющейся крупной промышленной зоной, имеющей богатое культурное наследие. При этом на ситуации в школе не могло не отразиться кризисное состояние социума: снижение сельскохозяйственного производства, и как результат этого, безработица, низкий уровень жизни в условиях села, влекущий за собой рост преступности, нищеты, алкоголизма и наркомании. Увеличение доли неблагополучных семей. Эти факторы также способствуют и росту заболеваемости детей, увеличению учащихся с различными формами задержки физического и психического развития.
На развитие школы влияет и близость города, что является и положительным, и отрицательным фактором. С одной стороны, города – районный и областной центр - Ленинск-Кузнецкий и Кемерово являются промышленными и культурными центрами, с другой стороны, близость к городу формирует потребительское отношение к окружающей среде, насаждает субкультуру.
Необходимо найти выход из сложившейся ситуации, ведь если каждая, отдельно взятая школа, будет решать проблему духовно-нравственного возрождения детей, изменится и ситуация в обществе в целом.
В наше время духовно-нравственное воспитание молодежи невозможно без сотрудничества государственной системы образования с Церковью.
Министерство образования и науки Российской Федерации 25.05.2015 года заключило договор с Московским Патриархатом о совместной работе.
В Панфиловской средней общеобразовательной школе села Панфилово Ленинск-Кузнецкого округа 19 января 2015 года началась активная работа с настоятелем храма «Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии» протоиереем Илией Власовым. Для организации полного партнерства была необходима готовность к диалогу, открытость намерений относительно друг к другу, прозрачность воспитательных целей, задач, содержания, форм и средств воспитательной деятельности.
Во взаимодействии школы и Церкви по духовно-нравственному воспитанию учащихся безусловно есть свои ограничения и риски. Но у нас есть масса возможностей для совместной работы, которые мы с удовольствием используем:
- курс «Основы религиозных культур и светской этики»;
- предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
- участие в международных и всероссийских конкурсах на православную тематику – Олимпиада по ОПК и Олимпиада «Наше наследие»;
- конкурс «Красота Божьего мира»;
- праздничные мероприятия, посвящённые Дню народного единства, Дню матери, Рождеству Христову, Дню православной книги, Пасхе, Дню славянской письменности и культуры, Дню семьи, любви и верности, Дню учителя;
- в школьной библиотеке организовываются тематические выставки православной литературы;
- открываются дискуссионные площадки по актуальным вопросам духовной жизни современного общества;
- проводятся встречи представителей Церкви с педагогами, родителями и учащимися.
Важно при организации всей этой работы найти точки соприкосновения. Доброе стремление к сотрудничеству, живой диалог помогут решить возникающие вопросы и проблемы.
Настоятель храма свв.мцч. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии протоиерей Илия Власов и директор школы Ольга Николаевна Волкова нашли общее решение вопросов духовно-нравственного воспитания учащихся школы. Практическая работа была организованна совместно заместителя директора по УВР учителя истории Натальи Николаевны Копотиловой и директора Воскресной школы Татианы Васильевны Семененко.
Сотрудничество общеобразовательной и воскресной школ живет с 2015 года. Много это или мало? Говоря о духовности можно сказать уверенно. Если первые занятия в воскресной школе проходили с 5-ю детьми, и только в воскресенье, то сегодня это 25 детей. Если первые совместные уроки в школе это особый, редкий случай, то сегодня это совместные занятия в рамках учебного курса ОРКСЭ. Все занятия проходят только с согласия родителей. Вот главное: за детьми в воскресную школу начинают приходить родители. И это только первые, робкие шаги. Меняются дети, жители села. Конечно, нельзя сказать — вот это вчера был хулиган, а сегодня стал воспитанным. Но в сердцах наших детей поселилась Любовь Божия. Дети стали самостоятельно приходить на литургии, хотеть ездить в паломнические поездки, уменьшилось количество детей, имевших проблемы с поведением. Глаза детей полны счастья, милости Божией, мы не знаем какой замысел у Господа нашего на этих ребят. Как и когда они скажут: “У нас в школе были такие занятия, на которых мы узнали Бога”.
Много или мало мы работаем, но мы побывали в православном музее храма Новомучеников и исповедников российских в г. Ленинск-Кузнецкий, в музее Знаменского собора г. Кемерово, в музее Томской семинарии. Побывали и помолились на могиле нашего первого митрополита Владыки Сафрония, приложились к частице камня от гроба Господня в комплексе Воскресения Господня: в храме Страсти Господня - Голгофа, в храме Живоносный Источник. Посетили Серафимо-Покровский женский монастырь ( его называют Малое Дивеево), с монашествующими прошли с Богородичной молитвой вокруг монастыря. Посетили храм Преподобного Сергия Радонежского с частицами мощей Сергия Радонежского и Дмитрия Солонского, побывали на звоннице. Посетили храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Приложились к частицам мощей старцев Оптинских и Глинских. С особым прошением побывали на могиле старца Сергия. Посетили старейший храм в честь Святителя Николая Чудотворца, приложились к частице его мощей, познакомились со старейшей воскресной школой под руководством матушки Ирины Курлюты. Посетили храм Блаженной Ксении Петербургской, увидели небольшой кусочек маврикийского дуба. Побывали в храме Первоверховных Апостолов Петра и Павла в городе Салаире, в храме Богородицы Всецарицы в деревне Гавриловка. Посетили в Томске Богородице-Алексеевский мужской монастырь, коленопреклоненно молились у мощей Федора Томского. Посетили храм Первоверховных Апостолов Петра с чудотворной иконой Николая Чудотворца, которая спасла храм и город от пожара.
Лето для нас время святых источников. Источник Иоанна Предтечья , Кирики и Улиты, Матроны Московской, Архангела Михаила, Сергия Радонежского, Ксении Петербургской. Мы побывали на концерте Валаамского Монастыря и Светланы Копыловой.
Опыт показывает, что взаимодействие светских образовательных организаций и Церкви при правильном подходе и организации даёт прочную основу духовно-нравственного воспитания молодёжи.