Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Работа в "плавающих" группах

Дата публикации: 2021-10-19 10:34:25
Статью разместил(а):
Борзенко Нина Сергеевна

Работа в плавающих группах

(из опыта работы в школе в 90-е годы)

Авторы: Борзенко Нина Сергеевна

и Торопова Нина Анатольевна

МАОУ «Средняя школа № 5 г. Красноярска»

 

Аннотация: Статья о работе в «плавающих» группах была начата в 90-е годы XX века, она актуальна и сегодня.

Ключевые слова: 90-е годы, средняя школа, «плавающие» группы, педагогика сотрудничества.

 

1. Идея.

В 1990 году мы, учителя математики и русского языка, выпустили 11 классы и должны были взять 5-е. После перестройки в обществе возник интерес к школе. Телевидение организовало цикл передач, где о своём опыте рассказывали В.Ф. Шаталов, Е.И. Ильин и другие педагоги. Газета «Первое сентября» инициировала движение «Педагогика сотрудничества», в основе её лежала методика коллективного творческого воспитания И.П. Иванова. Опираясь на эти методики и используя учение Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития, мы и придумали наши «плавающие» группы.

 В учебнике математики Э.Р. Нурка для 5 класса были задания для групп А и Б. Группа А – это те ученики, которые просто усваивают программу, а группа Б – это те, кто работает быстрее.

Объединили два класса и поделили на группы А и Б, уроки проводили параллельно: у группы А – математика, в это время у группы Б – русский язык, а потом наоборот. Деление на группы давало возможность каждому учиться в силу своих способностей. Но такое возможно только тогда, когда дети не чувствуют, что на одном уроке они группа, а на другом - класс.  

2. Начало.

В сентябре мы начали знакомиться. Ребята из 5а писали красиво и чисто, но медленно, 5г это делал быстро, но небрежно. Одни читали 120 слов в минуту, другие – 28-50. И нужно было их объединить, чтобы разделить на группы. Но начались неожиданности. Оказалось, что мальчик, попавший в группу А, молчал на уроках по привычке, а тут самолюбие взыграло, стал блистать, перевели в группу Б. Были и другие перемещения.

3. Первый год.

Главной задачей было объединить детей, чтобы они не делились на «а» и «г» классы. В группах мы посадили их так, чтобы за одной партой сидели один из «а», другой из «г» класса.

По субботам проводили  индивидуальные встречи с родителями и детьми, просили, чтобы приходили всей семьёй. Мы поняли, что родители не очень любят школу, боятся её, что оценка – это поощрение или наказание.

Чтобы поближе узнать детей, общались с ними  и вне уроков: играли в «НЭП» (настольная игра типа «Монополии»), ходили в музей Сурикова, учились понимать картины. Выпускали газету «Голос 5га», где дети писали стихи и прозу, рисовали. Проводили  «Весёлые старты», где команды были смешанные.

Своеобразным итогом нашей работы стал день 8 Марта. Решили сделать праздник для мам: концерт для них, а потом накрыли столы, которые обслуживали  мальчики. Благодарностью стали слова одной мамы: «У меня второй сын учится в школе, но такой праздник – первый в моей жизни».

Но всё-таки главное в школе – это учёба. Экзаменационную контрольную один мальчик решил за 10 минут, остальные тоже справились хорошо. В группе А были неуспевающие, но на второй год не остался никто.

4. Поездки (жажда открытий).

Ещё лучше мы смогли узнать  наших детей в поездках. Первое наше путешествие было в Шушенское. Дети были ещё маленькие, пятиклассники, и родители страшно волновались. Но всё обошлось, когда возвращались, даже в поезд успели сесть за 2 минуты.

В седьмом классе  зимой Паша И. сказал: «А что это мы на каникулах никуда не едем? Вот мой друг едет в Ленинград». Через 10 дней мы ехали в Ленинград. По программе были запланированы 4 экскурсии на 5 дней, но во время обзорной экскурсии дети наши потрясли экскурсовода своими вопросами. Дело было в том, что в поезде Нина Анатольевна проводила уроки истории, где рассказывала о Санкт-Петербурге, о династии Романовых.  В итоге вместо 4 у нас было 14 экскурсий, наша гид сказала, что у неё ещё не было такой группы и ей приходится серьёзно готовиться к встречам с нашими детишками.

5. Традиции.

Нам хотелось, чтобы наши дети стали культурными людьми. В пятом классе они посещали лекторий по живописи в музее им. В.И. Сурикова. Второй год пытаемся заинтересовать их классической музыкой. На контрольных по математике она звучала как фон, потом мы записались на музыкальный абонемент «Шедевры музыкальной культуры». Физическое развитие тоже не обошли вниманием. Сначала занимались с детьми общефизической подготовкой по субботам или воскресеньям, потом передали специалистам в секцию волейбола.

Одна из  традиций – литературные игры. Выбираем какую-то книгу, все читают её. В шестом классе это были две Алисы – Кэррола и Булычёва, в седьмом «Таинственный остров» Ж. Верна, в восьмом – «Двенадцать стульев» И. Ильфа и  Е.Петрова. Готовим 36 вопросов разной сложности, команды слушают вопрос и решают, отвечать или нет, потому что за неверный ответ очки вычитаются. Можно вместо очков отдать в болельщики члена команды. Выигрывает команда, не только набравшая больше очков, но и сохранившая всех игроков.

Традиционным стал осенний поход на «Столбы». Были на Такмаке, Китайской стене и Воробьях. А в весенние каникулы чаще всего ходим на культурные «Столбы», в живой уголок Крутовской. Лишь один раз эта традиция была нарушена, тогда мы на 3 дня ездили в профилакторий «Роев ручей». Это было в 8 классе на весной. Когда возвращались, подумали, что теперь можно с детьми ехать куда угодно. Но летом некуда ехать, кроме трудового лагеря. «А уж в трудовой лагерь, - решили мы, - никак нельзя, потому что работать-то наши дети не умеют».

6. Лагерь.

В мае директор объявила, что старшеклассников летом приглашают работать в совхоз под Пятигорском. Сначала желающих было 4 человека. А потом вдруг стали проситься ребята даже из других классов. Вместо 30 человек поехали 35.

Ехали, конечно же, работать, но мало кто представлял себе эту работу. Хотели отдохнуть, побывать на экскурсиях. Денис О.  хотел посмотреть Эльбрус и побывать на земле предков, в Кабардино-Балкарии.

А пришлось работать. И ещё как! Поднимались в 6 часов, в 7 приходили автобусы. Выходили так рано, потому что впервые дни умудрились обгореть на солнце, которое обжигало даже через рубашки. Иногда собирали клубнику, но в основном пололи, пололи …

В трудовой жизни бывали и просветы, это экскурсии. Побывали в Кисловодске, в Чегемском ущелье, в Приэльбрусье, на Домбае. За полтора месяца стали одной семьёй. Самое главное – научились работать, по-иному стали относиться друг к другу, поняли, что значат в жизни еда и деньги,  оценили  любовь и заботу родителей. Начали проявлять творческую самостоятельность: открытие лагеря готовили под нашим руководством, а закрытие – почти самостоятельно.

В первое время после возвращения все говорили, что больше никогда не поедут в лагерь, разве только отдыхать, а потом уже готовы были и работать. Ира К. выразила общий настрой: «Мы готовы  хоть сейчас ехать, да наши «мамки» не хотят, но к лету дозреют».

7. Театр – школа характера.

Все дети любят играть в театр. В 5 классе мы инсценировали стихи Маршака. Первыми зрителями были родители и подшефные первоклассники. На следующий год мы ставили сказки Андерсена.

В 7 классе – «Сказка про Ф едота-стрельца, удалого молодца» Л.Филатова. Роли распределили до зимних каникул и сделали спектакль довольно быстро. Показали родителям и пятиклассникам. На следующий год решили поставить что-нибудь большое. Долго думали, а потом Паша М. сказал, что он выбрал пьесу, это «Ромео и Джульетта». Никто  не принял это всерьёз. Но немного погодя наши артисты стали  предлагать себя на разные роли из «Ромео и Джульетты». Оказывается, они уже прочитали Шекспира. Ромео играть никто не хотел, и мы сказали Паше: «Ты выбрал, ты и играй». Самым страшным было выучить текст. К «счастью», Джульетта долго болела и быстро выучила слова, чем подала пример другим. Паше решил помочь Андрей Д., он предложил заменить Ромео в двух актах. Но перед самым спектаклем Андрея отправили в Артек, и Паше пришлось за майские праздники выучить эти два акта.

Дети не осознавали этого, но они совершили подвиг. Ведь репетировали целый учебный год. Не прийти на репетицию – значит подвести всех. Родители шили костюмы, помогали учить слова. Дети учились  терпению, потому что репетиции шли долго. Это была ещё и проверка характера каждого. Стоило посмотреть на Пашу, когда он понял, сколько текста ему учить, а он уже пообещал, что выучит. Со слезами смотрел Пашка на текст.  Другая история приключилась с Джульеттой. Накануне спектакля у неё разболелся живот, в больнице, куда её привезли на «Скорой»,  она сказала, что болеть не может, даже если у неё аппендицит, потому что у неё премьера.

Но как выросли в своих глазах и в глазах товарищей все артисты, решившиеся выйти на сцену!

8. Итоги.

Прошло четыре года, и можно подвести некоторые итоги.

Учебная работа. В двух наших классах были ребята, которым было трудно усваивать программу, и мы решили организовать класс компенсации. В класс компенсирующего обучения попали ребята и из других классов. Причины, по которым дети не могут усвоить программу, у всех разные, но мы пришли к выводу, что иногда это просто нездоровье. Например, у Эдика в справке-направлении написано «педагогическая запущенность», но в лагере выяснилось, что при напряжённой работе у него начинается что-то вроде сердечного приступа. И таких детей в классе достаточно. Но самое главное, что мы их не потеряли, они учатся уже в 9 классе, некоторые даже собираются  в 10 класс.

О группах. В 9 классе, кроме математики и русского, в группах проводятся уроки химии и физики, английского языка,  истории – биологии, географии – биологии. В группе Б есть возможность проводить разноуровневые проверочные работы, где каждый ученик может сам оценить свои знания и выбрать, на какую оценку ему делать работу: на «5», «4» или «3».

Как же относятся дети к группам? Группа Б в основном «за». Как говорит Ира К., «мне группа роднее класса». Кристина же аргументирует это тем, что в группе всё время занят, некогда отвлекаться и ждать, когда спросят тех, кто не может ответить сразу.

Группе А труднее. Тем ребятам, которые привыкли в классе отсиживаться и молчать, в группе приходится  поневоле становиться лидерами. Главное – никто не отсиживается, все вынуждены работать. Разный подход к овладению знаниями в группах  можно подтвердить примером. Н.А. сделала на доске красивый чертёж цветными мелками и предвкушала, как она объяснит новый материал. Перед уроком в класс зашёл Витя и сказал, глядя на чертёж: «А что тут думать? Козе понятно!» Н.А. предложила ему на уроке объяснить тему для всех. Он быстренько рассказал, но оказавшаяся на уроке ученица из группы А попросила: «А теперь повтори ещё раз, чтобы я тоже поняла». Вот и разница, дети её прекрасно понимали и всем новеньким разъясняли, что это группы не для «слабых» и «сильных», а просто группы  А и Б.

Итак, к 9 классу мы создали один большой класс, 9 аге. Одна мама сказала на собрании: «Другого такого класса больше нет».

9. Послесловие.

И прошло с тех пор» почти 30 лет. Нины Анатольевны не стало, и, разбирая шкаф в её кабинете, я нашла эту работу и решила в память о ней вспомнить этот наш опыт, потому что инициатором и главным движителем была, безусловно, она.

Вернёмся к нашим «подопытным» детям. Экзамены, кроме математики и русского, сдавали устно и сдали замечательно. Шесть человек окончили  школу с золотыми и серебряными (тогда они ещё были) медалями. Кроме экзаменов в школе, сдавали вступительные экзамены. Говоря словами Паши М., все поступили туда, куда хотели. Вузы закончили успешно, многие с красным дипломом, помогло то, что в старших классах учились по зачётной системе.

После 9 класса ещё раз съездили в лагерь на наш любимый Кавказ, посещали Лермонтовские места, перечитывали «Героя нашего времени». Но на этот раз нас было меньше, потому что накануне случился Будённовск (1995 г.). 

О театре. Репетировали «Обыкновенное чудо», восстановили «Ромео и Джульетту» для городского смотра школьных театральных коллективов. В старших классах придумали «Клуб общения», раз в неделю собирались вечером, проводили тематические вечера, приглашали интересных людей.

Казалось, шла обычная жизнь. На самом же деле это были 90-е годы. Это мы сейчас знаем, чем были эти годы для людей, для страны. А мы просто жили и пытались воспитывать наших детей.

Окончательные итоги.  

Этим «детям» сейчас 40 лет. Один из них, когда его дети пошли в школу,  как-то сказал: «Если бы учителя моих детей делали хотя бы 20 процентов того, что делали с нами вы, я был бы счастлив».

 

. . . . .