Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

О школе будущего

Дата публикации: 2020-02-16 20:32:05
Статью разместил(а):
Татур Александр Олегович

О школе будущего

Автор: Татур Александр Олегович

почётный работник общего образования РФ

г. Москва

 

Аннотация: Основная задача современной школы – это воспитание добропорядочного гражданина, что возможно при организации учебных занятий на основе доброжелательного общения в учебных командах класса при правильной организации ученического самоуправления.

Ключевые слова: добропорядочность, воспитание, коллективные способы обучения, доброжелательное общение, классное руководство.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

 

Мы живём сейчас в мире, в котором главенствуют быстро развивающиеся информатизация и технологизация. Но это только инструменты в руках человека. Информатизированный и технологизированный человек может нести миру и благо, и зло. В наше время это благо или зло приобретают вселенские масштабы. Человек может много знать и уметь, но при этом не быть добропорядочным, то есть он может употреблять свои познания во зло людям. Воспитание добропорядочности – это важнейшая задача, это основная задача для школы будущего. В школе будущего должна быть реализована система доброжелательного общения. Каждый ученик должен понимать, что любое взаимодействие с другим человеком, независимо от его возраста, может быть только доброжелательным.

Основа школы – это педагогический коллектив. Для настоящего педагога работа в школе – это не бизнес и не оказание услуг населению, а это его призвание. Школа – это не казарма и не балаган, а второй дом, который обеспечивает максимально эффективное развитие каждого школьника. Школьные годы – это ключевые годы для формирования личности человека. А какова эта личность, таково и общество.

Эффективное развитие человека возможно только в благоприятной духовной среде, формируемой хорошим педагогическим коллективом школы. Благодаря мудрому и доброжелательному отношению со стороны учителя ученик становится Личностью в высоком понимании этого слова.

Важнейший показатель современной школы – интерес ученика к учёбе. Желательно, чтобы каждый день, проведённый в школе, вызывал у ученика положительные эмоции и от самого процесса обучения, и от достигнутых результатов. Но как это сделать?

Интерес к школе часто связан с характером общения учеников. Именно поэтому важно организовать общение так, чтобы учащиеся научились разумно разрешать возникающие противоречия, чтобы уважали достоинство других и ценили честь (и свою, и чужую). В основе школы будущего лежат идеи гуманизма, основывающиеся на приоритете разума и доброты.

Традиционная форма обучения подобна фабричному производству. От звонка до звонка (на 40-45 минут) ребёнок загружен учителем какими-то процедурами. Потом небольшой отдых и снова процедуры, как правило, по другому учебному предмету. И так 5–7 уроков в день. При традиционной системе всё внимание класса сосредоточено на учителе, а ученику внимания достаётся немного.

Другое дело, если ученик воспринимает учёбу как интересное путешествие, как свободное плавание к заманчивым берегам. Важно, чтобы такое путешествие было на надёжных шхунах, которые позволят каждой команде дружными усилиями доплыть к намеченной цели. Именно коллективные формы обучения, в которых каждый берёт на себя ответственность за общее дело, позволяют обеспечить и высокий уровень интереса, и необходимые современному человеку знания и умения.

Школа должна предоставить ученикам максимальные возможности для их развития на основе обучения в малых группах. Учитель при этом выполняет функции организатора, помощника, консультанта, а ученики сами «добывают» нужную информацию, контролируют себя и своих товарищей. Каждый класс становится маленьким сообществом, в котором взаимодействуют небольшие учебные коллективы. Целесообразно формировать в сентябре учебные команды в 5–9 классах (основная школа), включающие по 4-6 учеников на весь учебный год. Для выравнивания уровня подготовки команд сначала в каждую из них по рекомендации классного руководителя кооптируются по 1-2 наиболее подготовленных ученика. А затем команды дополняются до нужной численности на основе случайного выбора. В результате класс разделяется на 5-6 команд.

Особая роль в школе будущего лежит на классных руководителях, которые помогают каждой команде своего класса. Классный руководитель должен объяснить ученикам, что во взрослой жизни в трудовых коллективах им придётся выполнять разные роли, поэтому в школе надо научиться проявлять себя лучшим образом в различных жизненных ситуациях. Он должен объяснить ученикам, особенности роли каждого в учебной команде: член команды, капитан команды, помощник капитана.

Главное в работе каждой команды – это взаимопомощь и поддержка членов своей команды при уважении ко всем другим командам класса. На уроках учащиеся одной команды должны сидеть рядом (2-3 стола располагаются вместе). При этом члены команды могут тихо общаться, не мешая другим командам класса. Команды, конечно, будут соревноваться, опираясь на всю доступную информационную среду. Но это именно соревнование (честное, как в нормальном спорте), а не конкуренция.

Команда действует как в урочное, так и во внеурочное время. На уроках учащиеся проявляют свои знания и умения, которые оцениваются учениками класса и учителем. Каждый ученик в конце каждого урока выставляет оценки всем командам класса. Аналогичные оценки выставляет командам и учитель, обобщающий результаты урока.

Рассматриваемая здесь модель совместной работы учащихся отличается от обсуждавшихся многие годы моделей КСО (коллективных способов обучения) тем, что сформированные группы учеников работают вместе весь учебный год и ориентированы не столько на освоение предметных знаний, сколько на совместное постижение культуры общения и универсальных учебных действий. Доброжелательное общение в любых ситуациях должно стать нормой для каждого ученика современной школы.

Основополагающим документом, определяющим содержание образование, конечно, является Примерная основная образовательная программа, на основе которой строится учебный план и календарно-тематическое планирование. Но в школе должны быть предусмотрены учебные занятия в форме обсуждений, которые помогут ученикам лучше понять реалии жизни. Должны обсуждаться вопросы, относящиеся к пониманию таких понятий, как дружба, честь, совесть, призвание, добро, красота и др. Эти темы могут быть взяты для организации проектной деятельности учащихся.

Начинать реализацию модели новой школы следует с обсуждения в педагогическом коллективе порядка совместных действий, который согласуется с родителями класса. Учитель, ориентируясь на работу с командами учеников, не должен забывать и каждого ученика класса.

Человеку важно чувствовать себя полезным, значимым для благого дела, служению которому он посвящает себя. Значимость человека определяется его возможностями влиять на жизнь своего сообщества. В таком сообществе, как школа должно быть реализовано полноценное ученическое самоуправление (очевидно, под патронажем педагогического коллектива). В соответствии с нормами демократии в школьном сообществе могут быть сформированы органы, подобные органам законодательной, исполнительной и судебной власти. Понятно, что эти органы выборные.

Чтобы человек стал настоящим гражданином, он уже в школьные годы должен заботиться об окружающей его среде, и материальной, и духовной. Забота эта начинается с малых дел. Нужно заботиться о том, чтобы людям, живущим на прилегающей к школе территории, становилось лучше. Проблемы здоровьесбережения, достоверности информации, грамотного разрешения конфликтных ситуаций, экологии, переработки мусора и др. также должны обсуждаться в каждом классе. При этом важно, чтобы ученики научились уважать чужие точки зрения, уважать права окружающих их людей.

В этом кратком эссе представлены основные идеи школы будущего, которые необходимо конкретизировать и дополнять. Хотелось бы надеяться, что в России есть творческие директора школ и руководители системы образования, которые понимают важность правильно организованной воспитательной работы и сумеют реализовать в своих школах систему развития учащихся на основе доброжелательного общения в учебных командах класса.

 

. . . . .