Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование патриотизма при изучении хореографических дисциплин

Дата публикации: 2021-12-23 09:11:37
Статью разместил(а):
Заргарян Феник Егишевна

Формирование патриотизма при изучении хореографических дисциплин

Автор: Заргарян Феник Егишевна

БОУ ДО «ДШИ № 12», г. Омск

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о способе формировании патриотизма у учеников при изучении дисциплины «народно-сценический танец» в ДШИ.

Ключевые слова: формирование патриотизма, хореографическое творчество.

Тематическая рубрика: общепедагогические темы.

 

«К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать …»

Д.С. Лихачёв  

 

Вынесенные в эпиграф слова Д.С. Лихачёва сегодня актуальны как никогда, все большее количество молодых россиян получив образование стремятся покинуть свою родину. Эта тенденция вызывает озабоченность, в связи с тем, что как правило регион, покидают самые перспективные молодые люди, которые не верят в возможность реализовать себя в своём городе. А это означает, что проблема кадрового голода в регионе будет только углубляться, а развитием региона попросту некому будет заниматься. Одним из способов переломить эту тенденцию, может стать, развитие местного регионального патриотизма.

Приступая к работе с детьми, педагог должен знать и понимать, что важно не только дать знания, но и воспитать новое поколение. Общеизвестно, что танец является одним из главных средств воспитания эстетической культуры и развития личности ребенка. Поэтому воспитание патриотизма должно быть важным компонентом в работе преподавателя хореографии.

В Российской Федерации проживают представители более трёхсот этнических групп. Важной частью их этнической самобытности является хореографическая культура, которую изучают на дисциплине «Народно-сценический танец». При изучении этой дисциплины большое значение предается рассмотрению локальных особенностей исполнения народных танцев: движениям, костюмам и их музыкальному сопровождению.

Подробнее об этом можно узнать, например, при изучении казачьих танцев. Казаки это одна из этнических групп, проживающих в России в которой объединились русские, украинцы, калмыки, буряты, башкиры, татары, эвенки, осетины и др. Казаков существовало великое множество. Донские, кубанские, терские, забайкальские, запорожские… У всех свои традиции, история и т.д. Однако главная особенность всего казачества – это воинственность. Все казаки – это в первую очередь воины. Поэтому танцевальные движения базируются на воинском искусстве, они энергичные, с быстрыми шагами, резкими взмахами рук, ног, а также упражнения с оружием. Достаточно часто мужчины во время танца упражняются с саблей или шашкой, что требует высочайшего умения и мастерства. 

В бой казаки шли с песней и танцем. Именно поэтому боевые движения и выпады находили свое отражение и в танцевальных движениях. Например, танцы вприсядку и гопак основаны на тех же принципах, что и боевые движения сабельного боя с перекатами и выпрыгиваниями. Такая техника использовалась казаками для дезориентации вражеских стрелков. Балетмейстер-постановщик должен обладать всеми знаниями о истории и культуре данного народа, на основании которого создаётся хореографическая постановка с отражением особенностей и образа жизни представителей обозначенной этнической группы.

Под влияние костюма в различных регионах России рождались различные танцевальные движения. Например, в северорусском сарафане из парчи и высоком головном уборе, расшитом жемчугом невозможно было танцевать так, как это делали в южных регионах России, где погодные условия позволяли носить облегченные одежды. Особенности бытового уклада и характер людей, проживающих в южных областях России, также сильно отличался от спокойной и размеренной жизни северян. Эти особенности и исторические события повлияли на формирование различных форм и особенностей русского народного танца.

В каждом конкретном регионе имелись свои особенности исполнения тех или иных движений. Так, например, северяне одевались достаточно тепло, поэтому пляски здесь были степенные, спокойные. Для северных областей России было характерно подчёркнутое чувство собственного достоинства в манере исполнения плясок и хороводов. Движения у танцующих были «стелющиеся» по полу, «прилипающие», без отрыва подошвы. Голова поворачивалась и наклонялась вместе с корпусом. Медленные хороводы назывались «ходечи» или «ходюги» и исполнялись под «долгие» - длинные песни. Отношения северян в танце - как и в быту, «полуофициальны», девушки на ухаживания парней почти не реагировали, лишь мимолётные взгляды из-под опущенных ресниц выдавали их интерес к партнёру.

Общее мнение у педагогов схоже, но у каждого имеется своё видение о формировании патриотизма. Некоторые считают, что воспитывать учащихся и прививать к ним чувство гордости к родине нужно через региональные особенности русского танца. В то же время существует мнение о том, что прививать чувства патриотизма нужно начиная от любви к окружающему миру, родителям и малой родине.

Благодаря обучению и пониманию образного языка танца в сочетании с музыкой, с учетом культурно-исторического своеобразия традиционной культуры казачества, развивается чувство патриотизма т.е. формирование патриотизма через танец.

 

Список литературы:

1. Лутовинов В.И. Развитие патриотизма в России ХХI века: концепция, программа и практика патриот. воспитания молодых граждан России / В.И.Лутовинов, И.И. Мельниченко. - М.: Светотон, 2004. 

2. Михнев Н.Н. Национальные традиции как средство военно-патриотического воспитания молодежи (в условиях поликультур. региона) / Н.Н.Михнев. Пятигорск: Изд-во Пятигор. гос. лингвист. ун-та, 2002.

3. Ткаченко Т. Народные танцы. М., 1975. 

 

. . . . .