Менеджмент качества образования в ДШИ
Менеджмент качества образования в Детской школе искусств
Автор: Филиппова Людмила Алексеевна
МБУ ДО «ДШИ им. А.С. Голубкиной», г. Зарайск, Московская область
Аннотация: В работе говорится о необходимости внедрения системы качества образования в детской школе искусств.
Ключевые слова: качество образования, менеджмент качества, школа искусств.
Тематическая рубрика: общепедагогические темы.
В последние годы много говорится о качестве образования, его конкурентноспособности. Эта проблема актуальна и для дополнительного образования.
По каким критериям можно определить высокий или низкий уровень знаний даёт школа? Ведь здесь нет ни единых требований, ни федеральных государственных стандартов. Как музыкант, коснусь вопросов качества образования в практике именно музыкального отделения ДШИ, которая относится к системе дополнительного образования детей.
Система менеджмента качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством. Эта система способствует постоянному улучшению деятельности и повышению конкурентоспособности учреждения, опираясь при этом на требования потребителя.
Потребителям необходима услуга, характеристики которой отвечали бы их потребностям и ожиданиям. Но потребности и ожидания постоянно растут, изменяются, из-за чего учреждение испытывает давление, создаваемое конкурентной средой и техническим прогрессом. Для поддержания постоянной удовлетворенности потребителя учреждению необходимо постоянно совершенствовать свои процессы и качество выпускаемой продукции или оказываемой услуги. Система менеджмента качества учреждения, как один из инструментов менеджмента, даёт уверенность руководству самого учреждения и его потребителям, что учреждение способно предоставлять услугу хорошего качества, в необходимом количестве за определённый период времени.
Таким образом, первичным элементом системы менеджмента качества являются потребности и ожидания потребителей услуги, руководства и персонала учреждения, всего общества.
Учреждения дополнительного образования детей, были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития способностей, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
В последние десятилетия в России происходит глобальная реформация всех сфер жизнедеятельности, в том числе и образовательной. Социальная ситуация, сама жизнь выдвигает на первый план личность, умеющую адаптироваться в изменяющихся условиях, то есть личность социально компетентную. В области образования на первое место ставится гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Главная задача российской образовательной политики - обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным потребностям личности, общества, государства. То, что личность при этом выносится на первое место, свидетельствует о принципиально новом подходе.
В центре современного образовательного процесса - личность учащегося как главного субъекта образования, учащегося, умеющего самостоятельно мыслить, стремящегося к максимальной самореализации.
В процессе становления такой личности огромная роль принадлежит образовательному учреждению, обучающему ребёнка, прививающему ему культуру, дающую свободу выбора. Сегодня школа становится важным фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. И дополнительному образованию детей, как наиболее эффективной форме развития склонностей, способностей, интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи, в решении этой задачи отведена важная роль.
Система дополнительного образования детей обладает уникальным потенциалом в развитии способностей обучающихся. Она обладает гибкостью, мобильностью, открытостью. Это позволяет достаточно быстро реагировать на образовательный запрос семьи, обеспечить индивидуальный темп развития каждого ребёнка.
Одно из особых мест в системе дополнительного образования детей занимают детские школы искусств - один из старейших видов образовательных учреждений России, который насчитывает более чем 100-летнюю историю существования.
Детская школа искусств является уникальным учреждением, поскольку сочетает в себе функции и подготовки образованного любителя музыки, и обеспечение необходимой предпрофессиональной подготовки. При этом уникальность детской школы искусств как учреждения дополнительного образования детей определяется устойчивой традицией построения образовательного процесса на основании учебных планов и образовательных программ.
Как показали последние десятилетия, потенциально школа искусств наиболее полно среди учреждений дополнительного образования детей может предоставить благоприятные условия для разностороннего социально-культурного развития ребенка. Это обусловлено тем, что образовательный процесс в детской школе искусств базируется на индивидуальных занятиях, а достаточно гибкая структура школы позволяет довольно быстро перестроиться в соответствии с требованиями времени и спецификой дополнительного образования детей образования личностно-ориентированного, направленного на развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями.
Однако, говоря о качестве современного музыкального образования нельзя не сказать о негативных тенденциях, наметившихся в детских школах искусств в последние десятилетия: уменьшение контингента учащихся, снижение качества подготовки выпускников и востребованности детской школы искусств в том статусе, в котором она существует сегодня. Это низкая заработная плата педагога в музыкальной школе, общий объем недофинансирования. В начале 2000-х годов педагоги музыкальных школ лишились пенсий за выслугу лет. Вызывает тревогу и состояние педагогических кадров: половина преподавателей в этой сфере – люди предпенсионного возраста и пенсионеры.
Одной из главных причин такого, на мой взгляд, катастрофического положения, является то, что в своё время ДШИ были отнесены к учреждениям дополнительного образования. В результате чего на них не распространяются стандарты, учащиеся не сдают экзамены и не получают документы государственного образца, что, лишает детей стимула к продолжению образования на профессиональном уровне.
Все перечисленные факторы не замедлили сказаться на качестве образования: сокращаются учебные планы, возникает дефицит кадров, а сами ДШИ из серьёзных учебных заведений постепенно превращаются в кружки по интересам, где дети «слегка» повышают свой эстетический уровень.
Выявленные проблемы говорят о необходимости качественного преобразования детской школы искусств, поиска новой модели школы, отвечающей современным требованиям, потребности формирования в предпрофессиональных учебных заведениях культуры и искусства (каким и является Детская школа искусств на сегодняшний день) системы управления качеством.
Наличие в образовательном учреждении системы мониторинга и управления качеством подготовки подразумевает целый комплекс мероприятий в сфере повышения качества предоставляемых образовательных услуг. Главной задачей руководства при создании системы управления качеством образования - воспитание в коллективе «культуры качества».
Задачи руководства учебного заведения при внедрении системы менеджмента качества образования - выработка целей и задач деятельности всех без исключения подразделений, обеспечение сбора и анализа информации, относящейся к проблемам качества, проведение периодических проверок качества. То есть система эта касается не только преподавателей, но и учебно-вспомогательного, а также младшего обслуживающего персонала.
Если у преподавателей «качество образования» - это качественные образовательные программы, новые педагогические технологии, самообразование, обобщение опыта на открытых уроках и мастер-классах, активная концертная деятельность преподавателей и учащихся, победы на конкурсах профессионального мастерства, работа с родителями и профориентационная работа, то у остальных сотрудников – это создание положительного имиджа учреждения в смысле качественного обеспечения образовательного процесса – грамотная документация, закупка и функционирование учебного и технического оборудования школы, ремонт всех помещений и здания (вспомним известное выражение «театр начинается с вешалки»), оформление школьного пространства, культурное и вежливое общение всех сотрудников с посетителями школы, и многое другое.
Чаще всего качество образования оценивается по качеству выпускников. Но только не в дополнительном образовании детей. Здесь во главу угла ставятся личностные достижения ребёнка, развитие его индивидуальности.
Система менеджмента качества в образовании необходима каждому учреждению. Её внедрение позволит выйти учебному заведению на качественно новый уровень. Чёткое распределение обязанностей и ответственности за выполнение работы на своем участке, своевременное выявление и устранение недостатков будут способствовать улучшению подготовки учащихся.
Система менеджмента качества постепенно входит в повседневную жизнь учреждения. В силу сложившихся традиций какие-то вопросы уже отработаны, над какими-то предстоит поработать более тщательно. Но сегодня уже понятно, что без внедрения такой системы говорить об эффективности оказания образовательных услуг не имеет смысла.
Качественное образование и хорошая репутация в обществе – всё это даст система менеджмента качества образования.
Список литературы:
1. Адамс Б. «Эффективное управление персоналом», г. Москва, ООО «Издательство Астрель», 2004г.
2. Глебова Е.А., Данилина Н.В.,Малыхина Л.Б., Матюшова Н.В. «Проектирование модели управления качеством образования в учреждении ДОД», журнал «Дополнительное образование и воспитание», №12, 2010г.
3. Ключникова Ю.С. «Современное качество образования в практике УДОД», журнал «Дополнительное образование и воспитание», №01, 2010г.
4. Титова Е.В. «Подход к пониманию результатов и качества деятельности учреждений дополнительного образования». Материалы научно-практической конференции. Ярославль, 1997г.