Искусство сквозь века. Проект Музея Детской школы искусств
Искусство сквозь века. Проект Музея Детской школы искусств
Автор: Масакова Олеся Вячеславовна
МБУ ДО « Детская школа искусств им.А.С. Голубкиной», г. Зарайск, Московская область
Аннотация: В работе говорится о создании в учреждениях дополнительного образования Школьного музея - одной из форм дополнительного образования, которая развивает творчество, активность учащихся и преподавателей в процессе сбора, исследования, обработки, и оформления экспонатов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Ключевые слова: дополнительное образование, школьный музей.
Тематическая рубрика: Общепедагогические темы
…человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить своё место в мире, человек, лишённый исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днём.
(Ч.Айтматов)
Школьный музей - это одна из форм дополнительного образования, которая развивает творчество, активность учащихся и преподавателей в процессе сбора, исследования, обработки, и оформления экспонатов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Школьный музей способствует формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины. Данный проект имеет большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота.
Актуальность проекта заключается в ознакомлении учащихся с историей родного края, с его особенностями, знакомство с историей своего города. Создание школьного музея -это один из основных источников чувства гражданственности – память о прошлом. В нашей школе проводилась большая работа по сохранению исторической памяти. Со временем назрела реальная необходимость создания школьного музея.
Работа по созданию музея началась в 2018 г, что позволило систематизировать всю информацию, собранную в школе. Школа обладает уникальным собранием предметов и информацией, имеющих духовно-нравственную и историческую ценность не только для школы , но и для всей страны. Поэтому сегодня мы видим наш музей как синтез различных жанров. Музейные материалы будут представлены в различных экспозициях, творческих проектах, участии в научно-практических конференциях, проведении экскурсий, поисковой работе. На данный момент музей располагается в малом выставочном зале школы искусств площадью 34 кв. м., освещение профессионально оборудовано, установлена подвесная система для картин, постаменты для скульптур, подиумы, закуплены музейные витрины в кол-ве 4 шт. За небольшой период работы музей посетило более 1000 чел. Он зарекомендовал себя как культурно -исторический центр, пользующийся популярностью не только у школьников, но и у жителей и гостей города. Для дальнейшего развития проекта необходимо расширение материально-технической базы, поисково-исследовательской и рекламно-издательской деятельностей, разработка сайта проекта.
Цель проекта.
Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся и преподавателей, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.Цель музейной деятельности - формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему нашей великой страны. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями образования , культуры, общественными организациями.
Задачи проекта.
Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи. Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая-то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея. Участие детей и взрослых в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.
Кроме того, учащиеся и педагоги постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге - формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.
Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевым изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся и преподаватели получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.
Социальная значимость проекта.
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к Родине.
Школьный музей - это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся. Музейно-краеведческая работа - своего рода социальное сито, в процессе которой познается важность коллективной деятельности, умение выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, в результате чего возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Функция документирования общественных явлений реализуется в ходе отбора и комплектования документов школьного музея. Её осуществлению служат поиск и изучение значимых памятников истории школы.
Документирующая функция осуществляется в трех формах: комплектование фондов, непосредственно фондовая работа, создание экспозиций. Важным направлением реализации школьным музеем такой функции может стать документирование истории школы, при которой функционирует музей, а именно документирование наиболее интересных и значимых событий, происходящих в ее стенах. Функция хранения реализуется в процессе учета, хранения описания, реставрации собранных документов и предметов. Исследовательская функция осуществляется на основе поиска и изучения исторических подлинников. Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий, ремесел, народных промыслов в процессе краеведческих изысканий оказывают определенное влияние на профессиональную ориентацию учащихся.Участие детей и взрослых в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга.
Мероприятия, проведенные в рамках проекта.
Поисковая и реставрационная работа по сбору материалов для экспозиции, приобретение музейных витрин, составление документации, реклама проекта в СМИ, официальное "Открытие музея" и первой экспозиции " Время вперед".
Мероприятия проекта (проведенные и планируемые).
"Открытие музея" и первой экспозиции " Время вперед".
Открытие экспозиции " Безмолвные свидетели войны".
Посещение музея - ежедневно учащимися школ города и района, жителями и гостями г. Зарайска.
Оформление документации для присвоения официального статуса школьному музею. Расширение круга посетителей, выход за пределы Московской области, обмен опытом с профессионалами музейного дела, встречи с жителями города и выдающимися деятелями культуры и искусства России. Открытие выставок, проведение творческих вечеров, концертов и мастер -классов. Пополнение фондов музея.
Охват проекта.
Более 2200 чел. Учащиеся и коллектив школы искусств, жители г. Зарайска и гости из разных уголков мира.
Затраченные ресурсы.
Интеллектуальные: уровень знаний основных субъектов проектной деятельности, наличие и качество методического обеспечения.
Материальные: помещение, оборудование на сумму 500 тыс руб., технические средства, канцелярские принадлежности.
Профессиональные: образовательные (профессионально-квалификационный уровень педагогического состава).
Правовые: нормативно-правовое поле образовательного учреждения (наличие нормативно-правовых документов, обеспечивающих поисковую работу в образовательном учреждении).
Нравственно-волевые: инновационная готовность педагогического состава, благоприятный социально-психологически климат, нравственно-волевой заряд проектантов.
Информационные: система поиска регулярной информации, база данных.
Достигнутые результаты за последний год.
Участники проекта провели огромную исследовательскую и реставрационную работу, апробировали свои силы и возможности в создании и проведении экскурсий, приобрели социальный опыт в роли экскурсоводов, исследователей, краеведов, экспозиционеров. Пополнен музейный фонд , благодарю поисковой работе среди жителей города и района. Созданы условия для посещения выставок. Проведено торжественное открытие школьного Музея, который органично вписался в образовательное пространство школы и открытие двух уникальных экспозиции.
Список литературы:
1. Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. \Труды Государственного исторического музея. Вып.52; под общ. ред. А.Б. Закс и Л.Е. Янбых.-М.: 1980.
2. Белявский М.Т. Работа в музеях с историческими памятниками при изучении истории СССР (с древнейших времен до 1917 г.): учебное пособие. - М.: 1978.
3. Детский туризм в России. Очерки истории:1918-1998. /Автор-составитель Ю.С. Константинов. - М.:1998.
4. Краеведение: Пособие для учителя. / Под ред. А.В. Даринского.-М.:1987.
5. Музееведение. Музеи исторического профиля: Учебное пособие для вузов по специальности «история».\Под ред. К.Г. Левыкина и В. Хербста.-1988.
6. Музей и школа: Пособие для учителя.\Е.Г.Ванслова, А.К.Ламунова, Э.А.Павлюченко; Под ред.Т.А.Кудриной.-М.:1985.
7. Музейные термины./Сб. трудов Центрального музея Революции СССР: Терминологические проблемы музееведения. - М.:1986.
8. Строев К.Ф. Краеведение. - М.:1976.
9. В.Е. Туманов «Школьный музей». Методическое пособие. М.: ЦДЮТиК, 2003, изд. второе, исправленное.
10. Туристко-краеведчиские кружки в школе: Методические указания для руководителя.\И.А. Верба, Я.Б. Галкин, А.П. Радищев; Под ред. В.В. Титова.-М.:1988.