Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Воспитательный процесс в современной школе

Дата публикации: 2022-01-27 20:51:39
Статью разместил(а):
Клычкова Галина Андреевна

Воспитательный процесс в современной школе

Автор: Клычкова Галина Андреевна

МБОУ "Канадейская СШ"

 

Аннотация: Статья содержит информацию о проблемах и  направлениях в воспитательной работе классного руководителя, формы работы с классом и информацию о школе, в которой реализуется воспитательная программа.

Ключевые слова: направление в воспитании, деятельность учителя, формы деятельности.

Тематическая рубрика: общепедагогические темы.

 

В сегодняшнем обществе существует большая проблема с морально-нравственными ценностями подростков. У каждого своя шкала ценностей, а в самом обществе сегодня царит идеология потребления. Воспитание никогда не было простым делом, как и образование, оно имеет свои проблемы и трудности. Школа разделяет с родителями этот нелёгкий труд. В школьных стенах ребёнок не только получает знания, здесь формируется его характер в общении с одноклассниками и под влиянием классного руководителя, складываются особенности поведения подростка и развиваются его творческие способности посредством посещения кружков и секций. В современной школе сегодня существует множество условий для создания воспитательной и образовательной среды, нацеленной на развитие личности и на индивидуальное сопровождение каждого ребёнка.

Большая работа ведётся государством, чтобы стереть границы между городской и сельской школой. Современные кабинеты, оборудованные, расширение границ цифровизации – всё это способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей сельских ребят.

Социокультурная среда села традиционна, в ней сохраняется внутреннее духовное богатство сельчан. Живая  природа, животные составляют естественную среду для благоприятного взросления сельских детей.

Важным этапом в жизни ребёнка является воспитание. В нашей школе, как и в любой другой, разработана целая программа мероприятий, экскурсий, классных часов и т.д. И во главе этой системы образования стоит учитель, а в её сердце – ребёнок, тот, для кого вертится весь школьный мир.

В основе работы классного руководителя— человеческие отношения, которые помогают строить воспитательную работу. Назидания и нравоучения, угрозы встречают сопротивление со стороны ребят. Дети не должны бояться своего учителя.  Воспитание требует, прежде всего, сдержанности, терпения, доброты, понимания в общении с детьми, умения признать свою ошибку и вовремя извиниться. Многие из школьных знаний забываются, не забывается одно — общение с мудрым, добрым человеком.

Классный руководитель должен быть личностью, чтобы личностью стал каждый его воспитанник. То, как ребёнок воспринимает себя, напрямую зависит от того, какую оценку мы ему даём. Похвала — лучший способ закрепить положительные поступки, а умение правильно хвалить — своего рода талант. Ведь если ребёнка подбадривать - он учится верить в себя, если  хвалить - он учится быть благодарным, если с ним поступать честно - он научится быть справедливым, если он растёт в безопасности – он начинает верить в людей, и, если ребёнок воспитывается в обстановке понимания - он учится понимать и принимать других. Классному руководителю противопоказано быть равнодушным, если мы хотим  жить в мире хороших людей. Именно на это направленна вся система воспитания в школе, где я работаю. И складывается она из нескольких направлений.

Познавательное направление в воспитании.

Учитель — это не просто человек, владеющий определёнными знаниями, которые он должен передать новому поколению. Учитель — это и ученый, и психолог и артист и режиссер и просто друг. От его таланта или бездарности зависит внимание или равнодушие учащихся.  Ученый может не суметь быть учителем. В отличие от артиста  учитель несёт ответственность за своего зрителя. В качестве режиссера  он распределяет роли и следит за игрой своих подопечных. Поэтому обучение и воспитание — не только призвание, но и талант.

В нашей школе учителя  учитывают особенность детского характера - желание помериться силами, поэтому элементы состязательности включены, как элемент, в уроки и внеурочную деятельность. (Дни знаний, конкурсы эрудитов, знатоков, аукционы знаний, викторины – традиционные формы мероприятия в нашей школе)

На уроках обязательно присутствует наглядность, красочность оформления всех форм познавательной деятельности. Педагоги   стараются стимулировать познавательные интересы многообразием приемов занимательности: игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями, в младшей школе нередко прибегают к помощи сказочных героев. Это исключает будничность, монотонность, серость, бедность информации в преподавании.

Учителя нашей школы придерживаются триединства форм организации познавательной деятельности учащихся, которое подразумевает сочетание несамостоятельной, самостоятельной и самостоятельно - индивидуальной форм деятельности на 3 уроках, объединенных одной темой, или на одном уроке. В зависимости от содержания материала, цели урока, индивидуальных особенностей учащихся, уровня познавательной самостоятельности ученик стимулируется в одних случаях к самостоятельным творческим действиям, в других — к сотрудничеству с учителем.

Также учителя стараются не допускать учебных перегрузок, переутомлений, стремятся к увеличению плотности режима работы.(правильно составленное расписание, проведение физкультминуток, смена деятельности и т.д.). 

Духовно-нравственное направление в воспитании.

Наше время - время потери нравственных и культурных основ воспитания, когда родители не уделяют воспитанию своих детей должного внимания, или не способны к этому. К сожалению, многие традиции семейного воспитания утеряны или просто не интересуют родителей.  На помощь классному руководителю может прийти религия, литература, искусство. Они помогают  сформировать в душе ребёнка те моральные качества, которые определяют его как личность, как человека.

Условно духовно-нравственные ценности  в воспитательной деятельности учителей представлены в виде трёх направлений: человеческие ценности, определяющие что такое совесть, любовь, преданность, дружба, бескорыстие и т.д.; семейные ценности, пропагандирующие любовь и верность по отношению к своим близким, заботу о младших, уважение старших, опеку пожилых и немощных; культурные ценности, основанные на уважении к народным традициям, национальному менталитету, на признании заслуг отечественной литературы, музыки, живописи, осознании роли национального достояния в мировой культуре.

Духовно-нравственное воспитание осуществляется через деятельность

- на уроках гуманитарных предметов (литература, русский язык, история, обществоведения).

- во внеурочной деятельности (классные часы, беседы, диспуты праздники, викторины, выставки, игры и т.д.).

- во внешкольной деятельности (экологические акции, волонтёрское движение, он-лайн экскурсии.).

Гражданское и Патриотическое направление в воспитании.

Гражданин России гордится своей страной, воспринимать судьбу Отечества как свою и осознавать ответственность за настоящее и будущее своей Родины. Он должен держаться духовных и культурных традиций своего народа. В наше время ребёнок может подвергнуться негативному влиянию информации из интернета и совершить противозаконное действие.

Гражданское и патриотическое воспитание включает в себя.

Направление «Мой край родной», целью которого является  формирование у обучающихся любви к родному краю, как к своей малой Родине. Ребята изучают историю родного края, они учатся  осознавать себя гражданином, у них воспитывается экологическое поведение.

Направление « Я - патриот и гражданин России».

Работа в данном направлении направлена на формирование гражданской и правовой ответственности личности, активной жизненной позиции.

У обучающихся формируется правосознание, осознание своих прав и прав другого человека, культура проявления гражданской позиции, система знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Направление «Связь поколений».

Показывает обучающимся их причастность к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему, воспитывает гордость за свою Родину, героев – земляков; показывает необходимость хранить историческую память поколений в памяти подрастающего поколения, способствует формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Гражданское и Патриотическое воспитание осуществляется через тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник дня Конституции, встречи с интересными людьми, акции, диспуты, предметные недели, встречи с детьми Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, праздники, посвященные памятным датам.

Эстетическое направление в воспитании.

Наше современное общество не видит особой разницы между настоящим искусством и откровенной пародией на него.  Сериалы сменили книги, компьютерные игры заменили сериалы и. т.д. Современная молодежь, в большинстве своём, не в состоянии  оценить эстетическую красоту того или иного произведения, поскольку само понятие эстетики в современном мире заменила практичность и доступность. Поэтому основная задача учителей нашей школы заключается в воспитании гармонически развитой личности, развитии чувства прекрасного, формировании высокого эстетического вкуса у обучающихся, умения понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы, воспитания способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитания эстетического вкуса, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни.

Эстетическое воспитание осуществляется через деятельность:

- на уроках гуманитарных предметов и предметов культуры (литература, музыка, изобразительное искусство, ОРКСЭ).

- участии в литературных, художественных, музыкальных конкурсах.

- во внеурочной деятельности (классные часы, беседы, диспуты праздники, викторины, выставки,

Трудовое направление в воспитании.

У современной молодежи – формальное отношение к труду, они, как правило не хотят работать, и многие родители их в этом поддерживают. Но ребёнок, отвлеченный от труда, не всесторонне развитая личность. Если говорить о жизни в деревне, то во всех домах – газовое отопление, проведена вода, поэтому необходимость в работе, связанной с дровами и водой отсутствует. Огороды уже многие семьи не сажают и современные подростки даже мотыгу в руках держать не умеют. Обязанности дежурного по классу сократились до мытья доски и полива цветов. Растет беспомощное поколение, не способное себя прокормить, тотально зависящее от магазинов.

В нашей школе дети приучаются к труду участием в субботниках, в акциях по озеленению пришкольного участка, акциях «Ветеран живёт рядом», участию в конкурсах по изготовлению кормушек « Покорми птиц зимой», конкурс зимних фигур, и т.д. Конечно, педагоги нашей школы не забывают и о новых технологиях: школьники умеют управлять квадрокоптерами, работать на 3-д принтере и владеют навыками видеосъемки. В школе постоянно проходят профориентационные занятия. В этом году мы приняли участие в профориентационном проекте «Билет в будущее», гдепопробовали себя в профессии повара.

В основном, трудовое воспитание в нашей школе осуществляется через внеурочную деятельность. 

Экологическое направление в воспитании.

Человек + природа = ... Этот пример имеет единственно правильный ответ – одно целое. Силы природы велики, но не безграничны. И это необходимо узнать и принять подрастающему поколению. Воспитание в данном направление направлено на изучение окружающей среды, обучение проявления заботы о ней на основе разумных решений. Учителя нашей школы стараются воспитать такого ученика, который знает, как его образ жизни влияет на окружающую среду. Перед ребёнком ставится вопрос: Его взаимодействие с окружающей средой способствует ее сохранению или уничтожению?  И одноразового ответа на этот вопрос нет, дети постоянно рефлексируют своё поведение, ежедневно отвечая на этот вопрос.

Экологическое воспитание осуществляется через деятельность:

- на уроках биологии, химии, обществознания, математики, изобразительного искусства. 

- внеурочной деятельности (участие в литературных, художественных, музыкальных конкурсах, классные часы, беседы, викторины, выставки.

МБОУ Канадейскаяя СШ имеет свою историю и традиции. В годы Великой Отечественной войны здесь находился военный госпиталь, о чем можно подробно узнать, совершив экскурсию в школьный исторический музей. Сейчас это здание содержит классы с современным оборудованием, интерактивными досками, квадрокоптерами, кабинетами Точки Роста и т.д.

МБОУ "Канадейская СШ" является средней общеобразовательной школой, в которой обучаются 159 человек, а состав педагогического коллектива – 16 человек. Многие педагоги, в своё время, окончили эту школу. Взаимоотношения в коллективе доброжелательные, доверительные. Школа сельская, удаленная от культурных и научных центров, спортивных школ, однако является не только образовательным, но и культурным центром села. В ней есть спортивный зал, футбольное поле с игровыми площадками, актовый зал, компьютерный класс, библиотека, столовая, достаточное количество кабинетов для образования и воспитания обучающихся. 

Обучение ведётся в 1 смену с 1 по 11 класс по трем уровням образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование. У нас обучаются дети из семей разных уровней жизни.

 

Список литературы:

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России  – М.: «Просвещение» , 2009г. 

2. Организация процесса воспитания детей. Современные подходы, формы и методы – М.: «Педагогический поиск», 2013г 

3. «Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет: основные направления, формы и средства реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» - Екатеринбург, 2017г 

4. «Настольная книга классного руководителя. Реализация воспитательной компоненты ФГОС» - М.: «Учитель» 2015.

 

. . . . .