Теория и технологии учета возрастных особенностей детей в учебно-воспитательном процессе

Дата публикации: 2022-01-28 11:59:24
Статью разместил(а):
Когуа Людмила Анатольевна

Теория и технологии учета возрастных особенностей детей в учебно-воспитательном процессе

Автор: Когуа Людмила Анатольевна

ГБОУ "Школа № 98 Калининского района Санкт-Петербурга"

 

Аннотация: Каждый педагог, работающий с любым детским коллективом, должен знать и учитывать возрастные особенности ребёнка. Постарайтесь разглядеть в ребенке ребенка. В малыше - личность, в дошкольнике - полноценного члена общества, в подростке-гражданина. Все любят играть и резвиться, все любят, когда их хвалят, все люди хотят быть нужными. Не ищите виноватых, делайте то, что можете, не проходите мимо своей профессии.

Ключевые слова: возрастные особенности, роль педагога в развитии личности ребенка, технологии работы педагога

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

 

Каждый педагог, работающий с ребенком, не зависимо от специализации, не может работать с детским коллективом, не опираясь на возрастные особенности воспитанника или учащегося. Знание и понимание развития возрастных и индивидуальных особенностей, психологии детей,  является основополагающим, решающим в профессиональной деятельности педагога.

Возрастная периодизация развития человека, предложенная Элькониным Д.Б., принята в Российской педагогике как этапы роста и представляет собой следующую структуру: от рождения до 1 года — младенческий возраст, от 1 года до 3 лет — предшкольный, от 3 до 7 лет - дошкольный возраст, от 7-8 до 11 лет — младший школьный возраст, от 11 до 14 средний школьный возраст, от 15-16 до 17-18 лет — старший школьный возраст.

Система Эльконина Д.Б., как представителя культурно-исторической концепции Выготского Л.С., имеет ряд особенностей и ключевых понятий. Развитие личности, её становление непрерывны и обусловлены социальным взаимодействием. Лишь благодаря социальному взаимодействию и практической деятельности ребёнок развивается психически.

Каждой возрастной группе соответствует определенный уровень физического и психического развития. Характерные для того или иного возрастного периода анатомо-физиологические и психологические особенности называют возрастными особенностями.

В связи с тем, что на развитие ребенка оказывает влияние его активное взаимодействие со средой и окружающими людьми границы возрастных особенностей подвижны. Конкретный ребенок может опережать в своем развитии возрастную группу, к которой он фактически относится, или, наоборот, отставать от нее. Знание общих возрастных особенностей помогает педагогу определить меру сил и возможностей своих воспитанников и использовать такие методы и приёмы, которые обеспечат дальнейшее развитие в нужном направлении, направленные на целевые ориентиры развития ребенка.

Следует иметь в виду, что в тесной связи с возрастными особенностями находятся индивидуальные особенности. Под индивидуальными особенностями понимаются устойчивые и существенные особенности направленности личности, ее интересов, характера, умственной и двигательной деятельности, присущие тому или иному человеку и отличающие его от других.

Бурно идущий процесс развития организма требует создания соответствующих условий: правильного питания, полноценного и достаточного сна, деятельного пребывания на свежем воздухе, гигиенических процедур.

Учет возрастных особенностей детей

Особенности развития дошкольника. 

В первые три года жизни интенсивно развиваются движения и органы чувств ребенка. Воспитание в этот период должно обеспечить ребенку возможности свободных движений, манипулирования разнообразными по форме и цвету предметами, безопасность условий передвижения (ползание и ходьба), прослушивания музыкальных звуков и разных голосовых интонаций — всего, что способствует развитию движений и органов чувств.

К трем-четырем годам дети, как правило, достигают больших успехов в развитии речи. Заботой воспитателей является последовательное увеличение словарного запаса ребенка с одновременным расширением его ощущений и представлений.

У четырехлетнего ребенка можно осознанно формировать элементарные нормы нравственности: доброту, послушание, сдержанность, правдивость. Дошкольной организацией должны быть созданы образцы для подражания и обеспечены мотивы овладения полезными (общественно значимыми) нормами поведения.

В период дошкольного возраста все более возрастает регулирующая функция коры головного мозга ребенка. Слово воспитателя постепенно становится главным фактором в процессе управления всем его поведением, возможности использования словесных методов воспитания увеличиваются. Ребенку 5-6 лет вполне доступно разъяснение основных нравственных понятий: хорошо и плохо. Разъяснение должно сопровождаться упражнением, игрой и подкрепляться поощрением.

Большое место в воспитании дошкольника занимает специально организуемая игровая деятельность. Для развития ребенка используются дидактические (обучающие) и коллективные (приучающие к совместным действиям) игры.

Трудности воспитания дошкольников связаны с проявлениями упрямства и немотивированного сопротивления воле взрослых. Причины упрямства большей частью бывают связаны с поведением окружающих взрослых людей: непоследовательностью в словах и делах, раздражительностью, отсутствием или недостаточностью внимания к детям. Упрямство в этом возрасте снимается такими приемами, как переключение внимания, отвлечение ребенка, а также преднамеренное игнорирование этих проявлений. 

Специально организованные игры-занятия с дошкольниками могут направленно развивать основные психические функции: внимание, наблюдательность, память, мышление, речь. Этим обеспечивается подготовка к обучению в школе.

Период дошкольного детства самый быстрый и самый продуктивный для психического и физического развития ребёнка. В возрасте от нуля до семи лет ребёнок запоминает столько информации, сколько потом не усваивает на протяжении всей жизни.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Ребенок:

- Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

- Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

- Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

- Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

- Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

- У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

- Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

- Проявляет ответственность за начатое дело. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

- Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.

- Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.

Особенности младшего школьного возраста. 

Хронологические рамки этой возрастной группы изменчивы в связи с разным началом обучения с 6 и 7 лет. Систематическое обучения меняет весь образ жизни ребенка и предъявляет к нему новые требования.

В младшем школьном возрасте на фоне общего созревания организма интенсивно развивается двигательная сфера детей. Этот период весьма благоприятен для активных занятий физической культурой и спортом. Интенсивность физического развития (быстрый рост скелета, формирование изгибов позвоночника, особенности развития сердечно-сосудистой системы) требует постоянного врачебного контроля и разумно организованного как двигательного, так и всего жизненного режима детей. Соразмерность мебели и инструментов, правильная посадка за столом и партой, соблюдение зрительной дистанции — важные условия нормального физического развития ребенка, его осанки и работоспособности. Следует учитывать, что дети этого возраста более способны к размашистым, сильным движениям, нежели к мелким, требующим точности.

В целом их характеризует высокая подвижность, которая требует специальной, разумной организации, правильных форм моторного поведения. В формировании баланса процессов торможения и возбуждения большую роль играет систематичность требований взрослых, приучение к усидчивости и выдержке. Начало обучения в школе, при правильной организации жизни детей, весьма благоприятно сказывается на развитии органов чувств и сложных форм поведения: деловитости, дисциплинированности, настойчивости и других ценных качеств.

Особое значение имеет воспитание общественно значимых мотивов учения, развитие любознательности, наблюдательности, целенаправленности и плановости, восприятия, логичности мышления и памяти.

Одной из главных задач воспитания является развитие произвольности как особого качества поведения, выражающегося в умении сознательно ставить цели действий, находить средства их достижения, преодолевать трудности и препятствия на пути к цели.

Для младших школьников продолжает быть характерным стремление к подражанию и податливость воспитательным воздействиям. Эту особенность педагогу  надо использовать для формирования у детей полезных привычек и навыков культурного поведения. В младшем школьном возрасте обнаруживается тенденция к общественной активности, успешно идет формирование коллективистских чувств. Эти проявления благоприятны для включения детей в общественно полезный труд, в работу различных школьных организаций, в систему общественных поручений. Стихийно складывающиеся группировки детей требуют педагогического контроля. Процесс воспитания младших школьников значительно усложняется за счет расширения задач физического, умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания.

Особенности среднего школьного возраста. 

Средний школьный возраст характеризуется дальнейшим ростом и укреплением опорно-двигательного аппарата и глубокой перестройкой функционирования внутренних органов и систем организма. Это период полового созревания и интенсивного формирования личности.

На интеллектуальное развитие подростков, определяющее влияние оказывают характер обучения и воспитания, методы и средства, используемые в них. У подростка ярко выражено стремление к самостоятельности, которое требует разумного удовлетворения. Деятельность подростка (учебная, трудовая, спортивная) приобретает целеустремленный характер. В связи с началом функционирования половых желез, повышенной возбудимостью подростков существенное значение имеет правильно организованное половое воспитание, здоровый режим дня, организация разумной деятельности, систематические занятия физическими упражнениями и т.п. Это сложный период пубертата требует огромного внимания взрослого к ребенку.

Учебная работа в средних классах значительно усложняется, она требует от подростка максимального напряжения сил, новых приемов умственного труда, значительных волевых усилий. Огромный расход энергии должен быть компенсирован хорошо регламентированным режимом жизни, чередованием труда и отдыха, своевременным и полноценным питанием.

Подросток стремится к самоутверждению, он ищет возможности показать свою взрослость. Воспитателям необходимо подсказать пути разумного применения этих стремлений и предупредить вредные привычки. Особого внимания требует воспитание интересов (познавательных, спортивных, читательских и др.).

Иногда у подростков проявляются неприятие требований взрослых, немотивированные поступки, грубость, болезненная мнительность, бравирование собственными недостатками. Подростки очень восприимчивы к поведению окружающих, особенно товарищей. Ведущий мотив поведения — занять среди товарищей достойное место. Поэтому их может привлекать общественная деятельность, в том числе спортивная. К учителю и старшим проявляется критическое отношение. Очень ценятся подростками высокая квалификация учителя, справедливая требовательность, внимание к его интересам, переживаниям.

Особенности старшего школьного возраста. 

В старшем школьном возрасте идет общее созревание организма. Появляется способность к интенсивной двигательной нагрузке, значительно улучшается координация движений, особенно в результате тренированности. Продолжается функциональное развитие головного мозга, в частности, его высшего отдела — коры больших полушарий.

Важное значение в психическом развитии юношей и девушек имеют особенности обучения в старших классах и в специальных учебных заведениях. Меняется их положение в коллективе школы и в обществе. Они полностью осознают общественный смысл учения и выбора профессии. Их познавательные, спортивные и другие интересы приобретают устойчивый характер. В этом возрасте стабилизируются познавательные процессы (восприятие, память, мышление, речь, воображение).

В период юности под влиянием систематического обучения идет формирование мировоззрения. Под влиянием окружающей среды крепнет морально-политическое сознание, возрастает интерес к морально-этическим проблемам. Нравственные чувства юношей и девушек разнообразны и богаты по содержанию и направленности, они значительно более осознанны, чем у подростков.

Юность — пора многообразных и глубоких переживаний, старшие школьники способны хорошо управлять своими чувствами и регулировать их внешние проявления. В этом возрасте значительно укрепляется воля, развивается волевая активность, выдержка и самообладание. В юношестве ярко выражена тенденция к самовоспитанию и самообразованию. Поэтому в педагогическом воздействии необходимы внимательность, чуткость, искренность отношений, умелое направление поведения без подавления самостоятельности.

Учитель должен постоянно изучать особенности учебной, трудовой, игровой и спортивной деятельности своих воспитанников, уровень их умственного и физического развития, черты характера, отношение к окружающим и к самому себе. Полезно вести постоянный фиксированный учет этих особенностей. На этой основе следует разрабатывать для себя программу воспитательной работы с каждым учеником.            

Роль педагога в развитии личности ребенка

Влияние взрослого на ребенка протекает чаще всего путем бесед, игр, занятий-развлечений и т.п. Успеху в этом процессе в значительной степени способствует эмоциональная выразительность, общительность педагога.  Важную роль в общении с детьми играет способность педагога управлять собой и другими людьми, не раздражаться, своевременно и незаметно для окружающих преодолеть, «погасить» в себе негативные реакции в ответ на непослушание ребенка, некорректное поведение родителей и т. п. Работа с детьми требует проявления эмоциональной устойчивости, сдержанности, терпения, выдержки, великодушия. 

Как же разглядеть в ребёнке человека, нуждающегося в помощи педагогов, как понять, кто из ребят группы или класса нуждается в поддержке, внимании, а может быть в другой заботе? 

Конечно, первое, что замечает педагог - это внешний вид ребёнка. Как одет, причесан, запах, который может быть от ребёнка, особенно в детском саду это всё “лежит” на поверхности и не обязательно,  неопрятный или грязный малыш из асоциальной семьи, но такое наблюдение педагог берёт на заметку, наблюдая и сопоставляя другие признаки. Поведение ребенка, его  реакции на происходящее в группе или классе, как он смеется, расстраивается, реагирует на похвалу, на замечания взрослых, это все тоже в педагогической кладовке педагога. Ведущий и самый деятельностный способ узнать воспитанника - это наблюдение. Педагогу необходимо владеть умением наблюдать за детьми, отмечая любые мелочи в реакциях, поведении, именно на этом этапе не безразличия, общения, контакта можно выявить для себя группу детей, которая не вписывается в условную норму, как бы выбивается из коллектива сверстников.  

Безусловно, каждый педагог задумывался о проблеме выявления и ранней коррекции детей, которые тем или иным способом могут проявить свои реакции. Любому взрослому хочется, чтобы в детском коллективе не было драчунов, забияк, грубиянов, тем более зависимых и девиантных воспитанников. Как бы хотелось получить формулу или алгоритм работы с такими детьми. Каждый раз, из года в год, приходится действовать по обстоятельствам, предложенным ситуацией, и даже при совершенно похожих нарушениях приходится искать новые формы и методы, потому что это уже другой ребенок, из другой семьи, и механизм, и причина его проступка может быть совершенно иной. Но стремление понять, помочь и предотвратить всегда приведёт к нужному результату. 

Первой ступенью образования и знакомства с социумом проходит у маленького человечка в детском саду. Уже на этом этапе выявляются дети, работа с которыми должна быть многослойна и целенаправленна на снижение конфликтности, со  сверстниками, развитию и формированию чувства сострадания, жалости, дружелюбия. На этапе взросления ребенка необходимо подбирать детскую литературу, способствующую такому  развитию. Добрые детские сказки, рассказы, мультфильмы, ситуативные беседы и игры, способствующие тому, чтобы ребенок рос добрым, сердечным и отзывчивым  все эти приемы используют в детском саду, но детей с агрессией становится только больше.  

Самый главный механизм, который легко может использовать каждый педагог - это обычная поддержка и похвала. Каждый ребенок хочет быть хорошим, попробуйте похвалить (хотя бывает трудно найти повод для похвалы) того ребенка, который мешает вам в детском коллективе, дайте высокую оценку какому либо качеству или поступку, смоделируйте ситуацию, в которой он вдруг станем хорошим и удобным, в ста процентах случаев вы увидите новое в ребенке, этот прием “работает” и со взрослыми, похвалите того, с кем редко общаетесь или испытываете неприязнь, пронаблюдайте, как реагирует на похвалу любой человек, проанализируйте, какие чувства испытываете вы сами, когда слышите в свой адрес добрые слова. 

Понятно, что педагоги не раз столкнувшись с ситуацией  плохого поведения ребенка, устав от выходок и самовыражения, наверно уже использовали этот метод, но если он не помог, значит, недоработали, не довели до конца, не разглядели. Фронтальная работа в детских коллективах тяжела, количество времени, отведенного в школе на урок, конечно, не дает возможности на индивидуальный подход и выявление интересов и способностей каждого, постарайтесь все же найти 2-3 минуты для общения и тогда, возможно, вы сохраните часы следующих уроков, которые будут проходить так, как хотите этого вы.  

Работа с детскими коллективами, где есть сложные, девиантные дети, требует огромных усилий, ведь в задачах школы не только учить, но и воспитывать, а порой, школа выступает единственным воспитателем ребенка. Особенно для детей, чьи семьи отдалились от процесса воспитания, либо в принципе не задумываясь над этим, либо подменяя понятия воспитания обеспечивая ребенка всем необходимым.  

Еще более сложным для педагога средней и старшей школы может оказаться подопечный с “невидимыми” проблемами, невызывающий каких-либо тревог. Он неплохо справляется со школьной программой, опрятен, не прогуливает, о нем, бывает, нечего сказать. Присмотритесь к таким детям, к их друзьям, узнайте, чем занят после школы. Невозможно войти в семью воспитанника и посмотреть на ее устои и традиции, далеко не каждый родитель  понимает свою функцию во время взросления и становления личности. Но только у неравнодушных педагогов, понимающих, как трудно сегодня бывает подростку, не смотря на кажущееся благополучие, формируются крепкие и дружные детские коллективы. Совместные мероприятия, проходящие не за партами в нудных беседах и назиданиях, общие дела и развлечения, шефство или забота о ком либо, нестандартные методы воспитания, косвенное управление детским коллективом всегда приведет к успеху. Конечно, необходимо общение педагогов друг с другом, разное видение ребенка разными педагогами даст больше нужной и важной информации о нем, поможет подобрать метод установления контакта. 

В наши школы уже пришел страшный американский пример расправы над учителями и одноклассниками, государство усилило охрану и разработало сотни инструкций недопущения в школах этой беды, но наша забота состоит именно в том, чтобы мысли о мести и возмездии даже не успевали сформироваться. Ребенку, испытывающему на себе любое насилие физическое или психологическое, от взрослых или сверстников необходимо знать на кого он может опереться. Он должен знать с детства, куда  может обратиться за настоящей помощью, помощью тех, кто выслушает, а не услышать “сам виноват”. Чаще всего он понимает, что во многом виноват сам, но давить на него авторитетом - это и значит озлобить и посеять зерно ненависти и боли. Дети не прощают обид, они долго, а порой всю жизнь, помнят своих обидчиков в детском саду и тем более в школе. Защищая себя, как умея, плача в детском саду, выражая свою обиду непослушанием, агрессией, они замыкаются. Порой ждут удобного случая, чтобы вырасти и отомстить, но отомстить уже всем, всем без разбора, всем, кто обижал, давил, высмеивал, а порой и тому, кто молчал.

Присмотритесь к своим детям, проанализируйте поведение подростков, у которых мало друзей, кто ведет себя вызывающе или слишком тихо. Разговаривайте с детьми, обсуждайте текущие события в мире и в школе, читайте им Зощенко и Гайдара, смотрите вместе “Чучело”, “Вам и не снилось”, думайте о них каждый день и тогда они вырастут на радость вам и на пользу обществу. Постарайтесь разглядеть в ребенке ребенка. В малыше - личность, в дошкольнике - полноценного члена общества, в подростке-гражданина, но помните: все они дети, даже взрослым нравится быть детьми и они с удовольствием вернулись бы в детство, все любят играть и резвиться, все любят, когда их хвалят, все люди хотят быть нужными. Не ищите виноватых, делайте то, что можете, не проходите мимо своей профессии.

Сделайте свои занятия и уроки интересными, добавьте тайн и загадок, используйте педагогику вопросов. Помните, что вопрос должен быть глубоким, вызывающим детей на дискуссию, построению гипотез, опирайтесь в вопросах на ключевые слова «Что если …», «Как может …». Разжигайте споры, пусть доказывают, пусть учатся использовать свои знания в жизни, учите работать в группах. Развивая, таким образом, социальные навыки подведите детей к тому, что индивидуальный успех и успех группы тесно связаны, а общение помогает заполнить пробелы в своих знаниях и знаниях одноклассников. Эти способы не новы, но они станут еще более действенными, если мы сделаем их частью стратегии по увеличению любознательности.

Проводите классные часы и совместную деятельность детей не в обсуждении чего-то далекого или непонятного и скучного, а попробуйте почитать вслух, обсудите рассказ или происшествие вчерашнего дня.

Каждому педагогу хочется посоветовать прочесть книгу Джоди Пиколт «Девятнадцать минут» о страшной трагедии маленького провинциального городка, может быть, прочтя это произведение, мы поймем, то, о чем раньше и не задумывались.

Подводя итог, остановлюсь подробнее на технологиях работы педагога, которые не только помогут в работе, но и дадут возможность  самому педагогу работать интересно:

· Применение игровых технологий (не теряет актуальности в любом возрасте).

· Разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание освоения новых знаний, закрепление изученного, приобретают важнейшие социальные навыки (такт, ответственность, умение уважать и принимать чужую точку зрения, умение достигать согласия в конфликтных ситуациях и т.п.).

· Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем - педагог не носитель нового, а лоцман, ведущий в «мир знаний».

· Технология развивающего обучения направлена на формирование у воспитанников и обучающихся проблемного мышления на развитие мыслительной активности.

· Личностно-ориентированное взаимодействие, которое предполагает индивидуальный подход к каждому ребёнку, создание атмосферы доброжелательности и доверия.

· Поддержка детской инициативы во всех видах деятельности, сотрудничество(позиция взрослого «Я здесь, я рядом, я тебе помогу»), похвала.

· Информационно-коммуникационные технологии, с учетом условий роста и взросления современного ребёнка в качественно новом пространстве информационных технологий (планшет, компьютер и др.).

· Использование здоровьесберегающих технологий при проведении занятий и уроков (динамические паузы, физкультминутки, подвижные игры, спортивные развлечения и др.).

· Технология интегрированных занятий и уроков с включением эпизодических материалов других предметов, соединение знаний разных образовательных областей, дополняя друг друга на равноправной основе.

· Технология проектной деятельности – развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей и подростков в сферу межличностного взаимодействия, решение проблемных задач путем исследования, экспериментирования, работой над творческим проектом.

· Художественно-продуктивные технологии: нетрадиционные техники рисования, лепки, аппликации, внедрение нетрадиционных подходов творчества в уроках технологии и рисования.

· Наблюдение за ребенком не только во время учебного процесса, но и в свободной, неурочной деятельности, на занятиях и уроках у других педагогов, во время экскурсий, поездок, соревнований (ребенок может открыться для педагога с совершенно другой стороны).

· Сотрудничество педагогов отделения дошкольного образования с педагогами начальной и старшей школы, совместное обсуждение сложных случаев с обязательным присутствием социального педагога и психолога.

· Доступная и понятная информация о том, куда, и к кому ребенок может обратиться за помощью (стенды, листовки, информация социального педагога).