Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

"Я-образ" человека и его формирование в духовно-нравственном воспитании

Дата публикации: 2022-03-17 14:54:02
Статью разместил(а):
Дугинова Елена Анатольевна

"Я-образ" человека и его формирование в духовно-нравственном воспитании

Автор: Дугинова Елена Анатольевна

МБУ ДО «Психолого-педагогический центр «Помощь», г. Самара

 

Аннотация: В статье раскрывается особенность формирования «образа Я», взаимосвязь духовно-нравственного воспитания и самовоспитания подрастающего человека.

Ключевые слова: духовно-нравственное развитие, формирование «Образа Я»,  конструкты «образа Я».

 

В современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников воздействия как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно заставляют делать нравственный выбор.

Духовно-нравственное развитие, осуществляется в процессе социализации, способствует укреплению ценностно-смысловой сферы личности, ориентированной на приоритет прав и обязанностей, межкультурный диалог, готовности к свободному выбору пути своего развития и ответственности за него, формированию способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, миру в целом.

Формирование нравственного сознания подразумевает усвоение понятий и представлений, являющихся нравственными знаниями, которые присваиваются личностью в процессе деятельности и общения. Конечной целью формирования нравственного сознания и чувств является способность сделать нравственно верный выбор в ситуации. Особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе многогранной деятельности человека,  разнообразных отношениях, в которые вступает человек в различных ситуациях со своими сверстниками и взрослыми.

Успех духовно-нравственного воспитания зависит от самовоспитания, от того, насколько воспитательные воздействия станут достоянием внутреннего мира подрастающего человека.

Одним из существенных психологических факторов, обуславливающих формирование личности и характер духовно-нравственного развития, является «Образ-Я».

«Образ Я» – внутренняя картина себя, то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам – включает:

· представление человека о самом себе: своем уме, теле, способностях, чертах характера;

· субъективное отношение человека к самому себе: принятие или нет, самооценка, высокое или не очень самоуважение;

· действия и реакции, которые человек считает «присущими ему», «достойными себя», выражающими его Я.

Позитивный «Образ Я» –  позитивное отношение к себе, самоуважение и принятие себя, ощущение собственной ценности. Негативный – негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности. Представления человека о самом себе кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными.

Несмотря на устойчивость, самовосприятие и самоотношение может меняться. На изменение «Я-концепции» влияют:

· Контакты со «значимыми другими», поведение которых, обычно оказывается образцом или ориентиром. То, что значимые люди о нас думают, влияет на наши представления о себе и отношение к самому себе.

· Общий уровень эмоционального фона, ситуативное настроение, состояние здоровье и психосоматические обстоятельства.

· Сопоставление имеющегося и желаемого: сопоставление «Я-реального» и «Я-идеального», что я хотел сделать и что на самом деле не сделал.

· Внутренние выгоды. Самооценка во многом меняется не «потому что», а «для того, чтобы», в рамках тех или иных ситуативных или личностных выгод.

«Образ-Я» отражает связь личности с ее ценностными ориентациями и  формируется в процессе интериоризации личностью системы собственных социальных взаимосвязей, концентрирует отношение личности к себе с разных точек зрения, активно участвует в формировании целей деятельности человека, начиная от простых оперативных целей по овладению определенными навыками и кончая формированием важнейших жизненных планов. Наиболее отчетливо целеполагающая функция «Образа-Я» проявляется в процессе самовоспитания личности и опосредует переход воспитания в самовоспитание. «Образ-Я» содержит целостное эмоционально-ценностное отношение личности к себе, отражающее социальные взаимосвязи личности.

Начиная с подросткового возраста, самосознание личности претерпевает существенные изменения, появляются следующие психологические новообразования: переориентация на свой внутренний мир, резкое повышение роли рефлексии; осознание себя как взрослого (чувство взрослости); появление такой формы саморегуляции, как самовоспитание; переход на новый (взрослый) тип общения; повышенное чувство собственного достоинства; появление устойчивых интересов и склонностей; переход от ориентации на оценку к самооценке. Меняется и качественное содержание «Образа-Я» личности: с подросткового возраста в «Образ-Я» начинают входить идеалы личности.

Изначально у подростков внешним носителем идеала выступает референтная ему конкретная личность, и лишь затем происходит все большее обобщение нравственных эталонов идеала. Начиная с подросткового возраста, «Образ-Я» играет активную мотивирующую роль в становлении мировоззрения, участвует в определении целей и задач самовоспитания, формировании жизненно важных целей и идеалов человека. Новое содержание «Образа-Я» (идеалы) меняет всю систему целеполагания личности: происходит переход от ориентации на внешне заданные цели к формированию устойчивых личностных перспектив. Конкретные цели соотносятся с появляющимися отдаленными целями, формируется в общих чертах «жизненный план». Способствует осуществлению отбора способов самовоспитания, формированию целей и задач самовоспитания, формированию нравственных критериев отношения личности к целям и задачам самовоспитания и выбору профессионального будущего.

Все исследователи сходятся на том, что успех воспитания зависит от самовоспитания школьников, что самовоспитание как ведущая деятельность личности начинается с подросткового возраста, что этот процесс характеризуется формированием личностью собственной программы самовоспитания. Под самовоспитанием подразумевается процесс сознательного, направленного самоизменения личности в соответствии с определенной программой, которая включает: цели и задачи и их критерии. Программа самовоспитания выступает для личности как относительно устойчивый образ желаемого будущего и формируется в активном внутреннем диалоге с идеалом. У подростков идеалы сосуществуют, их противоречие друг другу может порождать внутренний конфликт, что ведет к определенной неустойчивости «Образа-Я», внешне выражающейся в неуверенности в своих силах, в резком изменении критериев самооценок и т.д.

В деятельности самовоспитания неустойчивость «Образа-Я» преодолевается: подросток пробует свои силы в различных значимых деятельностях, успех в одной из них стабилизирует «Образ-Я» и углубляет тем самым программу самовоспитания. Процесс самовоспитания, устремленный к достижению идеала, постоянно корректируется сравнением с образом «мы», что способствует большему обобщению качеств идеала, включаемых в «Образ-Я». К юношескому возрасту сосуществование идеалов отражает их определенное постоянство, выраженное в тенденции сохранения выбора нравственных качеств даже при изменении образа-идеала. Постоянство идеала у юношей и девушек способствует развитию устойчивости личности в процессе самовоспитания, что находит свое отражение в их целеполагании (краткосрочные цели соотносятся с появляющимися на основе постоянного идеала долгосрочными, задачи самовоспитания становятся более реалистичными).

В процессе самовоспитания личности «Образ-Я» способствует отбору воспитательных воздействий по их личностной значимости;  формированию целей и задач самовоспитания; выступает в качестве побудительной силы, способствуя формированию нравственного плана самовоспитания – активного отношения к его целям и задачам, на основе собственных нравственных критериев.

Образы «Я» могут быть распределены по трём основным конструктам: телесное «Я», социальное «Я», духовное «Я». Телесное «Я» является источником информации о мире, на основе которой создается представления о действительности и самом себе. Социальное «Я» раскрывается через выбор социальных ролей, которые являются типизациями привычной деятельности человека. Духовное «Я» – результат осмысления собственного существования через призму ценностей и идеалов. «Я» не может быть зафиксировано в виде объекта, оно проявляет себя как процесс. Понимание «Я» как динамичной конструкции открывает большие перспективы для разработки психотерапевтических методов, направленных на помощь человеку в поиске самости. Поскольку природа «Я» неустойчива, динамичные характеристики «Я» лучше всего отражают структуру личности, служат источником основных жизненных стимулов.

Человек начинает серьезно задумываться о своем внутреннем мире, когда приобретает информацию о мире внешнем. «Я» формируется и развивается под воздействием других людей, которые влияют своими ожиданиями и реакциями на принципы, убеждения, представления, поведение человека. Прежде чем совершить какой-либо поступок, человек пытается посмотреть на него со стороны и оценить в соответствии с той или иной ценностной шкалой. Каждый учится интерпретировать мир и самого себя в тех формах, которые задает для него социокультурное пространство. Таким образом, «Я» есть рефлексия по поводу установок по отношению со стороны других людей. Образ реальности также конструируется в процессе совместной деятельности людей и является продуктом их коммуникации.

Свобода и творчество в создании собственного образа «Я» ограничена культурной и ценностной данностью. Человек в качестве строительного материала самого себя выбирает из предложенных фрагментов культуры, и представляет в виде нового синтеза то, что уже существовало в мире. Возможности для создания психотерапевтических техник, позволяющих корректировать представления о самом себе, если они оказались неадаптивными или даже губительными для личности. Такой подход побуждает познающего субъекта увидеть себя в качестве активного участника собственной жизни, способного создавать новые смыслы существования, ориентируясь на свои внутренние состояния. Задача человека, конструирующего самого себя, заключается в том, чтобы обнаружить истоки формирования «Я-образа» и возможные перспективы его использования как жизненного стимула. В познании «Я» предметом рассмотрения в большей степени является сама жизненная позиция человека.

Духовно-нравственное воспитание может быть рассмотрено и как социальное воспитание, которое проявляется в единстве целенаправленного воздействия на личность, ибо в процессе социализации формируются и развиваются духовные потребности личности, не заданные человеку от рождения. Результативность духовно-нравственного воспитания как процесса социализации, то есть адаптации и интеграции человека в общество с целью саморазвития и самореализации, будет значительнее при условии снижения негативного, неуправляемого влияния среды, усилении ее положительного воздействия, использовании всего арсенала воспитательных средств.

Духовно-нравственное воспитание — это интегральный, стратегический ресурс общества, обеспечивающий ему духовную безопасность, а осмысленные, усвоенные человеком духовно-нравственные ценности выступают не только в качестве руководства к общественно приемлемому поведению, но и как основание самоопределения и самореализации личности. Духовность как проявление «человеческого в человеке» даёт нам вектор, который направляет растущего человека к избранным целям и ценностям.

 

Литература:

1. Воробьев Н.Е. Система нравственного воспитания И. Канта / Н. Е. Воробьев, А. Ю. Шанина // Педагогика. – 2005 – № 5 – С. 109–117. 19

2. Вахтеров В.П. О новой педагогике / В. П. Вахтеров // Избранное / сост., вступ. ст. М. В. Богуславского, К. Е. Сумнительного. – М.: Карапуз, 2009 – 224 с.

3. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л. М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2003 – 512 с.

5. Ильичева И.М. Введение в психологию духовности : учеб. пособие / И. М. Ильичева. – М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та, 2006 – 349 с. 20

6. Корольков А. Духовные основания русской школы / А. Корольков. – Бийск: БГПУ им. В.М. Шукшина, 2004 – 124 с.

 

. . . . .