Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Организация воспитательной работы куратора в СПО

Дата публикации: 2022-03-28 22:35:21
Статью разместил(а):
Федотова Оксана Николаевна

Организация воспитательной работы куратора в СПО 

Автор: Федотова Оксана Николаевна

ГАПОУ КК «Краснодарский информационно-технологический техникум», г. Краснодар

 

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос об организации воспитательной работы куратора в СПО, структурные блоки и основные направления внеурочной работы.

Ключевые слова: воспитательный процесс, внеучебная работа, функции и задачи куратора.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Управлять можно подавляя, а нужно вдохновляя.

Сегодня, в современном обществе, появляется необходимость в подготовке творчески развивающейся, активной личности, которая сможет самостоятельно выбрать для себя жизненный путь. 

Миссия куратора заключается в том, чтобы сформировать из студенческой группы единый организованный коллектив, который впоследствии смог бы решать учебные, научные, трудовые и другие поставленные перед ними задачи. 

Воспитательные функции в ОУ выполняют все преподаватели. Но существенный вклад в воспитательную деятельность вносит куратор студенческой группы. Поскольку его работа сочетает в себе и обучение, и воспитание.

Основной задачей куратора является воспитание у студентов интереса и любви к профессии, развитию необходимых профессиональных качеств, профессиональной этики, формированию активной жизненной позиции, включающей в себя понимание общественной значимости профессии и ответственности за уровень профессиональных знаний. 

Функции куратора реализуются в своей работе со студенческой группой в следующих аспектах: 

– информирование предполагает ответственность куратора за своевременное получение студентами необходимой им информации относительно учебных и внеучебных мероприятий, в которых они должны принять участие.

– организация предполагает структурирование куратором совместно с участниками внеучебной жизни студенческой группы; 

Куратор оказывает помощь студентам в организационной работе, содействует привлечению студентов к научно-исследовательской работе и развитию студенческого самоуправления. 

– коммуникация куратор направляет свою деятельность на создание в группе организованного сплоченного коллектива, ведет работу по формированию актива группы, создает в группе атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, взаимной ответственности, творчества, общественной активности. 

– контроль за посещаемостью и успеваемостью студентов. 

– творчество - привлечение студентов к активной внеаудиторной жизни, участию в вечерах, поездках, клубах по интересам.

Структурные блоки воспитательного процесса техникума 

1. Воспитание в процессе изучения предметов обучения – воспитание через предмет. Основной сферой подготовки практико-ориентированного специалиста является образовательная среда. Цель образования состоит не только в том, чтобы учить, но и том, чтобы воспитывать. Образовательно-воспитательный процесс должен раскрывать целостность, системность и многообразие мира, активизировать процесс социальной ориентации студенческой молодежи, осуществлять функцию социально-культурной интеграции и преемственности, создать основу для углубления и расширения образованности и воспитанности личности.  

2. Воспитание в процессе общения и взаимодействия обучающегося и педагога. Важнейшая роль принадлежит воспитанию на собственном примере. Отношение педагогов к работе, к окружающим, высокий профессионализм, эрудиция, самодисциплина, стремление к творчеству способствует формированию подобных качеств и в студенческой среде. 

3. Воспитание в процессе  внеучебной деятельности..Внеучебная работа осуществляется в свободное от учебных занятий время, обеспечивает формирование нравственных, общекультурных, гражданских и профессиональных качеств личности будущего специалиста.

Способы и технологии, используемые во внеучебной работе с обучающимися: 

Традиционные:

· информационная деятельность,

· лекционно-семинарская работа,

· сотрудничество с учреждениями культуры, правоохранительными органами, медицинскими учреждениями города и района,

· профориентационная работа,

· организация трудоустройства,

· социальная поддержка обучающихся,

· спортивно-оздоровительная работа.

 Нетрадиционные:

· ролевыех игры,

· ток- шоу,

· «мозговой штурм»,

· диспуты.

Основные направления внеучебной работы куратора:

Национально-патриотическое воспитание.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по созданию условий для формирования у студентов высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанности по защите интересов Родины.

Гражданско-правовое воспитание.

Формирование правосознания студента – сложный и длительный процесс, требующий творческого подхода всего коллектива, готовности, желания и умения всех и каждого бороться за укрепление общественной дисциплины и правопорядка в техникуме и обществе, за искоренение негативных явлений в жизни техникума и нашего российского общества. Чтобы эффективно управлять процессом формирования правосознания студенческой молодежи, система гражданско-правового воспитания студентов должна охватывать весь период их обучения.

Целью гражданско-правового воспитания является формирование и развитее у студентов таких качеств, как политическая культура, социальная активность, коллективизм, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, к старшим, любовь к семье .

Профессиональное и трудовое воспитание.

В процессе формирования личности конкурентоспособного специалиста-профессионала в техникуме важнейшую роль играет профессиональное воспитание студентов, сущность которого заключается в приобщении человека к профессионально-трудовой деятельности.

Целью профессионального воспитания является подготовка конкурентоспособного специалиста, обладающего развитой профессиональной компетентностью.

Профессиональная компетентность рассматривается как готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также оценивать результаты своей деятельности.

Физическое воспитание и утверждение здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни, личная ответственность за собственное здоровье формируется во многом системой физического воспитания в техникуме. Целью воспитания культуры здорового образа жизни является воспитание психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приёме психоактивных веществ.

Традиционные мероприятия: встречи с подростковым психологом-наркологом, беседы с работниками, комиссии по делам несовершеннолетних, демонстрация фильмов о вреде алкоголизма и наркомании с последующим обсуждением, беседы с инспектором  по делам несовершеннолетних.

Ежегодно проводятся традиционные месячники профилактики, включающие в себя открытые классные часы, книжно-иллюстративные выставки на тему ЗОЖ, конкурсы рисунков, фотографий, эссе на тему «Что для меня значит ЗОЖ» и др.

Основополагающий принцип построения системы формирования ЗОЖ в техникуме-создание условий для полноценного физического развития. С этой целью проводятся соревнования по различным видам спорта, Дни здоровья, спортивный праздник «Спартакиада» и др.

Художественно-эстетическое воспитание.

Художественно-эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Целью художественно-эстетического воспитания является  приобщение студентов к ценностям культуры и искусства, развития студенческого творчества, создание условий для саморазвития студентов и их реализация в различных видах творческой деятельности.

Экологическое воспитание.

Экологическое воспитание призвано формировать экологическое мировоззрение, нравственность и экологическую культуру людей. Для достижения этих целей нужна интеграция всех знаний о природных и общественных законах функционирования окружающей среды. Целью экологического воспитания является обеспечение экологической культуры личности как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие.

Морально-этическое (нравственное) воспитание.

Нравственное воспитание в целом - это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. Нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного поведения. 

Интеллектуально-духовное воспитание.

Интеллектуальное воспитание представляет собой систематическое и целенаправленное продуктивное воздействие воспитателя на воспитуемого, а также их взаимодействие, которое является основополагающим фактором развития и формирования интеллекта студента и его мировоззрения. 

Под духовностью студента понимается наличие у него совокупности тех ценностей, на которые он ориентируется, его внутренняя свобода, способность делать нравственный выбор, принимать решения со знанием дела и ответственностью за возможные последствия.

Работа с родителями строится на тесном взаимодействии куратора с семьями подростков. Вопросы профилактики регулярно рассматриваются на групповых родительских собраниях, при необходимости родители вызываются для беседы, им отсылаются информационные письма. При проведении родительского собрания родителям раздается информационный материал по правилам антиалкогольного и антинаркотического воспитания в семье, по безопасности в сети Интернет.

От воспитательной работы в учреждениях СПО зависит уровень развития личности молодого специалиста, становление его духовно-нравственных, умственных, профессиональных, физических качеств. Важность и значимость воспитательного процесса особенно актуальны сегодня: при подмене культурной продукции псевдокультурной, истинной ценности–ценой. Важно на этапе становления будущего специалиста задать верные ориентиры.

Современному обществу нужен высококвалифицированный, конкурентоспособный специалист, способный адаптироваться к быстро изменяющимся условиям труда, легко осваивать новые технологии, умеющий разрешать нестандартные задачи, выходить из трудно разрешимых ситуаций. 

Таким образом, куратор–наставник, помощник, а в современном значении – менеджер является важным и незаменимым помощником в становлении высококвалифицированного, конкурентоспособного специалиста. 

 

Список летературы:

1. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: Учебное пособие для вузов [Текст] / Л.И. Гриценко.-М.: Издательский центр «Академия», 2005.-358 с.

2. Емельянов В.М. Проблемы воспитательной работы: поиск решений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2236–2240.

3. Зелеева В.П. Совершенствование работы кураторов студенческих групп на диагностической основе. Казань, 2002 

4. Сабанцева В.А. Социальная активность студенческой молодежи России // Социологические науки. — 2012. — № 3, — С. 51–56.

5. Титова Е.В. Если знать как действовать. Разговор о методике воспитания: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993.

6. Шумская Л.И. Проблемы  воспитания  студенческой  молодежи //  Психология. -2000. — № 5. — С. 57–61.

 

. . . . .