Нейрологопедический подход в коррекции диспраксии
Нейрологопедический подход в коррекции диспраксии
Автор: Зимонина Юлия Сергеевна
МБДОУ «Детский сад № 47», г. Новомосковск
Аннотация: В статье описывается процесс использования нейрологопедического подхода в коррекции диспраксии, этапы работы с детьми, имеющими речевые нарушения. А также приведены примеры нейроупражнений, которые могут применять учителя-логопеды в своей работе. Раскрываются такие понятия, как: диспраксия, нейрологопедия, моторное планирование.
Ключевые слова: Диспраксия, нейрологопедия, моторное планирование, афферентная и эфферентная диспраксия, нарушение артикуляционного орального праксиса.
В настоящее время среди учителей-логопедов появилась тенденция к использованию нейроподхода в коррекционном воспитании дошкольников. Одна из новых областей, рассматриваемая специалистами-нейрологопедия, сфера компетентности которой связана с детьми с нарушениями речи, имеющих: комплексные нарушения психики, минимальную связь нарушений с повреждениями операционального сенсомоторного уровня речи, недоразвитие мотивации при потенциально нормативном интеллекте, грубые нарушения или искажения знаково-символической функции.
Нейрологопедия детского возраста выступает важной частью нейродефектологии, которая в настоящем времени имеет актуальные проблемы необходимости понимания истинных причин нарушений психоречевых расстройств, а также критериев выбора оптимальных путей коррекционного и восстановительного обучения и его содержания.
Современные дети имеют трудности в воспитании и обучении в связи с незрелостью или особенностями развития различных структур головного мозга. В связи с этим, актуальным становится вопрос дифференциальной диагностики нарушения и его первичных и вторичных проявлений. Часто, дети, имеющие задержку речи, имеют первичные проявления в виде нарушений моторной программы, переключения, ориентировки в схеме тела и т.д. Прежде чем логопед начнет растормаживать речь таких детей, нужно нормализовать работу мозговых функций, отвечающих за первичные проявления нарушения. Это возможно благодаря нейрокоррекции.
Нейрологопедия имеет особый статус среди клинико-биологических дисциплин. Это быстроразвивающаяся область знаний, которая имеет ряд характеристик. С одной стороны, это выход в неврологические пределы, с другой-применение знаний в педагогике.
На основании работ Л.С. Выготского, А.Р. Лурия были сформированы принципы локализации высших психических функций человека. Идеи Л.С. Выготского о системном строении и системной мозговой организации высших форм психической деятельности составляет лишь часть этого важного вклада, который внес ученый в нейрологопедию и нейропсихологию. Не менее важна его концепция о меняющихся мозговых зонах в процессе развития психических функций посредством коррекции. Большую ценность для становления нейрологопедии представляют нейрофизиологические исследования, которые проводились и проводятся в нашей стране. То есть отечественная нейрологопедия и нейропсихология сформировались на стыке нескольких научных дисциплин, каждая из которых внесла свой вклад.
Для разработки нейрологопедического аспекта, необходимо иметь сумму знаний о мозге и психических процессах, таким образом, создание нейрологопедии диктовалось спецификой нарушений психических функций у детей при локальных мозговых поражениях.
Методы нейрокоррекции чаще применяются у детей со следующими речевыми нарушениями:
- диспраксия;
- моторная алалия;
- дизартрия;
- речеслуховая агнозия;
- заикание.
Работая с тем или иным нарушением, логопед может использовать нейроупражнения в коррекции слоговой структуры слова, фонематического слуха и восприятия, автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Благодаря использованию различных техник и приемов коррекционной работы, через управление своим телом и своими движениями, а также через овладение когнитивными функциями ребенок получает возможность преодолеть неадаптивные особенности своего развития, трудности в школьном обучении, трудности саморегуляции и детские поведенческие проблемы.
Одним из представленных нарушений развития является диспраксия, которую определяют, как нарушение сферы произвольных движений у детей при отсутствии патологии мышечного тонуса, параличей и прочих отклонений, которое проявляется в трудностях выполнения различных действий (особенно сложных) и в проблемах координации». В работах по нейропсихологии А.Р. Лурия указывал, что аналогом служило бы понятие эфферентной моторной (в ряде случаев – динамической) апраксии: отдельные операции доступны и сохранны, целостное многоэтапное действие – нет.
На практике диспраксия выглядит иначе: включает в себя микро-симптомы дисфункции многих (а иногда и всех) подкорковых уровней организации движений (по Н.А. Бернштейну) с выходом на первый план именно явлений неловкости и нескоординированности в предметных действиях. Исходя из возрастных норм развития психики, наиболее ярко диспраксия должна проявляться в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, когда инстинктивно и рефлекторно выстроенные движения становятся фоновыми компонентами предметной деятельности, а произвольность не достигла тех высот, что позволили бы маскировать дефект заменой программ движения на более доступные. Она может проявляться в трудностях начала, завершения и переключения моторных программ, здесь же нарушение соматогнозиса (понимание схемы своего тела).
Диспраксию классифицируют по нескольким определяющим критериям. У одного ребенка может отмечаться несколько видов диспраксических нарушений, как внутри одной группы, так и в разных:
1. По механизму:
- афферентная (кинестетическая) – неспособность ребенка произносить отдельные изолированные звуки без переключения, принятия определенной позы ртом. Это совсем неговорящие дети, которые не могут выговорить даже отдельные звуки, за исключением нескольких гласных. Эта форма более сложная, предстоит длительная работа.
- эфферентная – невозможность ребенка переключаться ртом со звука на звук. Слабо работает язык, губы. Такой ребенок может произносить отдельные слоги, в основном ударные, но с трудом скажет простое слово «Ма-ня». Путает, проглатывает слоги, говорит на своем языке, каша во рту – все это нарушение слоговой структуры слова. Вместе эти две формы диспраксии существовать не могут.
2. По замыслу:
- идеомоторная – невозможно выполнение действий по команде при сохранности спонтанных движений;
- идеаторная – страдает план реализации действия, серия последовательных движений при выполнении какой-либо сложной операции.
3. По виду деятельности:
- конструктивная – трудности действий на составление целого из частей (складывание разрезной картинки, собирание конструктора);
- пространственная – дезорганизация движений в пространстве, несформированность понятий «спереди-сзади», «слева-справа», «вверху-внизу»;
- графомоторная – трудности при начертании графических символов (цифр, букв);
- выразительная – неспособность отобразить спектр эмоций с помощью мимической мускулатуры.
4. По локализации:
- пальцевая – сложности воспроизведения движений пальцев рук;
- оральная – сложности выполнения движений губами и языком;
- артикуляционная – трудности воспроизведения укладов органов речи, сопровождающиеся произносительными нарушениями.
Работа по коррекции диспраксии состоит из нескольких этапов. На первом этапе проводится работа, способствующая развитию общей моторики, в том числе задания направленные на развитие соматогнозиса, пространственно-временных отношений, реализацию моторной программы.
Также на данном этапе проводится работа на переключение с одной позы тела на другую. Похлопали, потопали, постучали по коленям. Дошкольник должен уметь выполнять движения последовательно, не одновременно, а каждое по отдельности. Можно придумать и другие позы: руки на пояс, вверх, вниз, так как любое слово состоит из определенной последовательности, поэтому перед тем, как научиться воспроизводить слоги в слове, нужно научиться выполнять серию последовательных движений телом.
Для развития пространственно-временных отношений дошкольнику необходимо учиться определять расстояние до предмета относительно себя. Например, вставлять нитку в игрушечную иголку, кидать мяч вверх, высоко, низко, далеко, близко, к себе, от себя, слева, справа. Выполнять команды: шаг вперед, назад, вправо, влево, подай предмет за тобой, перед собой, поставь игрушку справа от себя. Потом необходимо научиться расставлять предметы относительно друг друга. Мышка перед кошкой, справа от куклы, за собачкой. Учим определять местоположение одного предмета, относительно другого (где?).
При развитии пространственно-временных отношений используются задания и упражнения, направленные на моторное планирование. Моторное планирование – это мостик между сенсомоторной и интеллектуальной функциями мозга. Оно зависит от сенсорной интеграции. Мозг «говорит» мышцам, что нужно делать, и идут ощущения от рецепторов тела, т.е. обратная связь. Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий и движений. Оно появляется в случае новых задач, новых непривычных ситуаций, новых материалов, новых действий. Здесь ключевое слово – «новый», «непривычный»! Упражнения с непривычными моторными действиями выполняются по инструкции педагога. Для этого учим выполнять простые команды: положи сначала синий камешек в коробку, а потом красный. Ребенок должен сначала прослушать инструкцию, разложить информацию в голове по полочкам и только потом выполнить правильно.
На следующем этапе в работу включаются упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, развитие чувства ритма. Для этого учим чувствовать пальчики, овладевать пинцетным захватом (брать указательным и большим пальцем). Для этого подключаем прищепки, бобы, фасоль, кофе в зернах и другие мелкие предметы (сортировка, перекладывание). Когда ребенок овладеет пинцетным захватом, тогда начнет пользоваться органами артикуляции. Подключаем визуально-ритмические ряды (выкладывание камешков). Простая последовательность: один-один; усложняем – два-один; один-два; потом один-один-один. Развиваем понимание, что каждый элемент зависит от другого так же, как слоги в слове и артикуляция каждого звука.
Развиваем пальцы через простые упражнения: сминаем ладошкой бумагу, кидаем мяч, метаем дротики, рвем бумагу на мелкие кусочки, катаем колбаски из пластилина, из теста (не ладонью, а фалангами пальцев). Нажимаем на пластилин указательным пальцем, выдавливаем зубную пасту, голову черепахи из сенсорной игрушки. Учимся держать карандаш: раскрашивание, обводка, штриховка, графические диктанты. Дошкольнику дается задание провести одну клетку вправо, одну наверх, одну направо, одну вниз, одну направо и продолжить ряд самостоятельно.
И на последнем этапе проводится коррекционная работа, связанная с развитием артикуляционной моторики. Это возможно только после достаточного развития общей и мелкой моторики. Когда ребенок научится переключать органы артикуляции, переходим к работе над речью.
При работе над формированием слоговой структуры слова можно подключить динамический праксис: ребенок прыгает на коврик, говорит «ды», садится на корточки, говорит «ня». И дальше прыжок-присест. Также обязательно формируем речевой выдох. Дуем на свечки, на вату. При хорошем выдохе и переключаемость ртом будет лучше.
Соблюдение последовательности слогов зависит от объема слухоречевой памяти. Поэтому надо развивать возможности ребенка слышать и запоминать инструкции. Снова играем: дай мишке машинку, кукле шарик, а мышке конфетку. Положи помидор в красную кастрюлю, а яблоко в желтую, красный мяч слева от синего. Ребенок должен прослушать, разложить информацию в голове по полочкам (моторное планирование) и выполнить правильно. Говорить ведь он тоже будет планово.
На каждом этапе работы применяются нейрологопедические упражнения. Работа будет основана на соединении упражнений классической логопедии и приемов нейростимуляции: моторном планировании, переключении, ритмико-мелодических рядах, кинезиотерапии, сенсорной интеграции.
Так на этапе работы над развитием общей моторики, можно использовать доску-балансир, которая учит чувствовать расположение тела, контролировать позу используется. Для усложнения упражнения ребенку прикрепляются прищепки, ему необходимо их по одной снять и положить в соответствующий стаканчик, которые располагаются справа и слева от воспитанника, а также впереди и сзади.
Для развития мелкой моторики в нейрологопедии рассматривают упражнения по созданию визуально-ритмические рядов (выкладывание камешков, цветных шариков) с подключением упражнений на смену пальцев рук, например зеленый шарик – колечко, синий – зайчик. Сначала используется простая последовательность: один-один; усложняем – два-один; один-два; потом один-один-один.
На этапе работы с артикуляционной диспраксией подключаются упражнения, в которых ребенку необходимо не только показать необходимую артикуляционную позу, но соотнести ее с изображением и положить камешек к соответствующему рисунку. Также на данном этапе могут использоваться нейромолоточки, нейроклавесы.
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи. Эти методы относятся к числу эффективных средств коррекции и помогают добиться максимально возможных успехов в преодолении речевых затруднений у дошкольников. На фоне комплексной логопедии инновационные методики, не требуя больших усилий, оптимизируют процесс коррекции детской речи и способствуют оздоровлению всего организма. Современная логопедия постоянно ищет пути совершенствования и оптимизации процесса обучения, и развития детей разного возраста, в разных учебных ситуациях, характерных для детей с особыми образовательными потребностями.