Смыслообразующая и композиционная роль пространственных символов порога и дверей в художественном произведении
Ваша статья по смыслу не относится к тематике журнала и размещена в журнале не будет. Это указано в Правилах публикации, которые вы приняли, когда размещали статью. http://1-sept.ru/kak/prav
Есть 2 варианта дальнейших действий:
- Вы можете заменить материал. Для этого пришлите новый материал на lu_res@mail.ru
- Можно этот материал перенести на сайт publ-online.ru в раздел Гуманитарное направление. Если вас это устраивает, то напишите своё согласие через форму онлайн-консультанта внизу страницы сайта или на lu_res@mail.ru. Работу выполнит редакция самостоятельно.
Смыслообразующая и композиционная роль пространственных символов порога и дверей в художественном произведении
Автор: Морозова Любовь Андреевна
Введение.
В организации сюжета художественного произведения, в раскрытии образов велика роль хронотопа «(от греч. chronos - время и topos - место) - изображение (отражение) времени и пространства в их единстве, взаимосвязи и взаимовлиянии». В литературе существуют «сквозные «образы: образы природного мира (акустические, растительные, анималистические, природные стихии), сюжетно-композиционные (повествователь, рассказчик), пространственно-временные (город, усадьба, суточное время, сезонное время), образы, отражающие мир человека (образы - вещи, книжный код, костюмный код), образы - характеры, образы - типы (архетипы), символические образы (путь, дорога, звезда, дом, ключ, лестница, дверь, порог).
Я рассмотрю символические образы порога и двери. В своей исследовательской работе я остановлюсь на топосе порога и двери, их смыслообразующей и композиционной роли в художественном произведении.
Какие же функции выполняют эти символы? С какой целью авторы их используют? Насколько важны они в раскрытии образов героев, понимании авторской позиции, создании композиционного рисунка произведения.
Актуальность исследования: Моё исследование направлено на выявление смыслообразующей функции топоса порога и двери в художественном произведении.
Объект исследования: устное народное творчество и произведения русской литературы.
Предмет исследования: Смыслообразующая и композиционная роль пространственных символов порога и дверей.
Цель исследования: выявление примеров использования пространственных символов порога и дверей, их роли в раскрытии образов и построении произведения.
Задачи:
· прочитать произведения;
· познакомиться с символами порога и двери, выявить, к какой категории символов они относятся;
· провести анализ сказок, рассказов и стихотворений с целью выявления в них роли символов порога и двери.
Гипотеза: если я исследую особенности произведений с целью выявления в них роли символов порога и двери, то смогу выявить их смыслообразующую и композиционную функции. Полученные выводы можно использовать на уроках литературы.
Метод исследования: метод анализа и синтеза, чтение произведений,, знакомство с литературоведческими терминами, поиск информации в сети Интернет, изучение различных источников по теме, проведение исследования текста.
Предполагаемый результат: найти связь художественных образов, композиционного построения текста с символами порога и двери.
Практическая значимость: данная работа может быть использована как дополнительный материал к урокам литературы или на занятиях литературного кружка.
Глава 1. Категории образов пространства. Многозначность символов
Топос порога, по теории хронотопа М.М. Бахтина, чаще всего реализуется в образе двери как части объективной реальности . Порог дома- граница между пространством дома и улицы, пространством внутренним и внешним. «Назовем здесь еще такой, проникнутый высокой эмоционально-ценностной интенсивностью, хронотоп, как порог; он может сочетаться и с мотивом встречи, но наиболее существенное его восполнение - это хронотоп кризиса и жизненного перелома. Самое слово «порог» уже в речевой жизни (наряду с реальным значением) получило метафорическое значение и сочеталось с моментом перелома в жизни, кризиса, меняющего жизнь решения (или нерешительности, боязни переступить порог).
По мнению М.М. Бахтина, пространство любого художественного текста образует оппозиции: внутреннего - внешнего, реального – ирреального, старого и нового, малого и большого. Граница между пространственными оппозициями - дверь.
Образ двери делит пространство на две четкие противопоставленные друг другу части и уже не является частью объективной действительности, а становится широким по своей семантике символом. За пределами дверей, за порогом, пространство уже не будет таким, каким оно было по ту сторону порога. Как не будет прежним и сам герой.
В русской литературе можно говорить об особом значении таких элементов хронотопа, как город и деревня, земля и небо, дорога, сад, дом, усадьба, порог, лестница и т. д. (пространственные символы) и смена времен года, переход от дня к ночи (временные символы)».
Символы бывают традиционные, устойчивые, однозначные, классические, например, оливковая ветвь – символ мира; радуга – символ надежды ; роса – славянский символ грусти; хлеб-соль – русский символ гостеприимства. «Общелитературные, классические символы традиционны и однозначны и потому понятны, не вызывают разночтений.
А бывают символы многозначные, они появляются тогда, когда в одно и то же слово вкладываются разные смыслы. « Индивидуальная символика может создаваться в рамках одного литературного произведения, может оказаться свойственной данному автору в определённых циклах произведений или вообще пронизывать всё творчество данного автора… они могут быть неожиданными, многослойными, многозначными. И потому разными по степени своей определённости - неопределённости».
По мнению М.М. Бахтина, в художественной системе произведений русской литературы можно выделить три основные категории образов пространства: «дом» (топос замкнутого пространства), «простор» (топос открытого пространства) и «порог» (граница между пространством «дома» и пространством «простора»). Создаваемое писателем художественное пространство – это модель, картина мира, в котором происходит действие. Пространство может быть широким или узким, открытым или замкнутым.
Глава 2. Ассоциации, связанные с понятиями порога и двери в устном народном творчестве.
Слово «порог» имеет прямое значение (поперечный брусок, закрывающий проём между дверью и полом), и несколько переносных значений (переступить порог - сделать решительный шаг, беда у порога - совсем близко, на пороге зимы - преддверие зимы). Понятие порога ассоциируется с переходом между внутренним и внешним миром. Таким образом, дверь и порог – это граница, она, по мнению Ю. Лотмана, «делит все пространство текста на два взаимно не пересекающихся подпространства. Это может быть деление на своих и чужих, живых и мертвых, бедных и богатых».
Во многих культурах порог рассматривается как место проживания собственного святого заступника, стража порога, которого нельзя оскорблять. Он способен задержать непрошеных гостей, не пустить их в дом.
В Японии на порог сыплют соль, чтобы он защищал от мертвых духов. В Европе часто на пороге или двери вырезали защищающие жилище знаки. Израильские священнослужители по краю ризы должны были носить золотые колокольчики, чтобы спугнуть злые силы.
В народной речи большое значение уделяется символическому значению порога (на пороге возмужания; больше не переступать чьего-либо порога; на пороге сознания). Это восприятие отразилось в народной мудрости, в загадках и пословицах: «Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поёт (дверь, косяки, притолока, порог, полотно, рука, пята)». «Ходит без ног, держит без рук. Кто идёт, тот за порог берёт (дверь в избе)». «Добрая слава до порога, а худая за порог».
Простой народ создал много примет, связанных со словами «порог» и «дверь». Нельзя разговаривать через порог, нельзя что-то передавать через порог, нельзя сидеть на пороге, нельзя стоять на пороге - можно потревожить обитателей мира мертвых и навлечь на себя неприятности. Если вы вышли из дома, но вам пришлось вернуться (вы что-то забыли), то переходя обратно через порог, вы теряете свою силу. Нельзя передавать деньги через порог — это приведет к финансовым проблемам. Если к вам пришел гость, то нужно либо пригласить его в дом, либо выйти к нему на улицу, стоять на пороге, согласно народным суевериям, все же иногда можно, и даже нужно, чтобы избавиться от негативных эмоций: тоски, печали грусти.
Ассоциации, связанные с образом дверей, особенно отчётливо проявляются в сказках. Двери в сказке символизируют душевные барьеры, поставленные перед тайной, перед сокровенным и сокрытым. Ключ, который надо найти или спрятать, делает потаенную дверь укреплением или препятствием на пути. Сказочные символы помогают выразить то, что хочет раскрыть сказитель. Например, в сказке «Колобок» надоело колобку лежать - он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол - да к двери, прыг через порог, в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а там и за ворота, дальше и дальше.
Порог – это выход в другой мир, полный тайн и открытий. Этот символ положительно характеризует сказочного героя, который теперь не пассивно себя ведёт, а активно, а также является завязкой действия, то есть выполняет композиционную функцию. В «Сказке про Василису Премудрую» поднялся Иванушка на крутое крыльцо, отворил дверь скрипучую. «Дверь скрипучая»- символ чуждого человеку мира, мира Бабы-Яги. В другом эпизоде этой сказки «выломали» слуги царя дверь – это проникновение в мир добра, света и тепла, где жила Василиса Премудрая, желание его уничтожить.
А вернулся домой Иванушка, видит: стоит на пороге девица-красавица. Но народная примета гласит, что нельзя на пороге гостей встречать. А если такое произошло, значит, события будут развиваться неожиданным образом, то есть порог, как символ, предвосхищает их. Повествование строится на последовательности событий, и эпизоды, связанные с дверью и порогом, являются кульминационными. Так и произошло, девица-красавица оказалась Василисой Премудрой и вернула память Иванушке.
В «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин тоже использовал символ порога:
Глядь: опять перед ним землянка:
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто.
Порог здесь понимается как возвращение к прошлому образу жизни, состоянию души, как наказание за жадность, как развязка событий.
Также по- разному воспринимается в сказках и символ двери. Например, важен этот символ в сказке «Теремок». Прибежал волчок - Серый бочок, заглянул в дверь … Открытая дверь - это гостеприимство, приглашение дружить, жить вместе, сотрудничать. В сказке «Коза и семеро козлят» закрытая дверь - это надёжно защищённое внутреннее пространство, а открытая - горе, беда, разруха. Вернулась коза, видит - дверь отворена, вбежала в избушку - там нет никого. В.В. Виноградов писал о том, что «смысл слова в художественном произведении никогда не ограничен его прямым номинативно-предметным значением. Буквальное значение слова здесь обрастает новыми, иными смыслами». Это высказывание применимо и к сказкам.
Глава 3. Символ порога в произведениях русской литературы.
В небольшом рассказе Н.Сладкова «Осень на пороге» слово «порог» употреблено в самом начале текста: «Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?» Символ порога – это конец тёплых дней, счастливой и беспечной жизни в лесу и наступление холодной и голодной поры. Порог – это проверка готовности, он даёт настрой всему тексту, передаёт волнение, напряжение и тревогу лесных жителей. Если осень у порога, значит, может произойти что- то неприятное: ведь нельзя же гостью встречать на пороге. Но мудрый ворон предупредил эти события и проверил готовность каждого к зиме. Рефреном звучит слово «откликнулись» от всех лесных жителей. «Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел. Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний. Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала». Рассказ имеет кольцевую композицию благодаря символу «порог», который использован как завязка возможного конфликта осени и обитателей леса и как благополучная развязка, потому что тревожное настроение сменилось уверенным спокойствием.
Подобная функция порога прослеживается в стихотворении Н.Самойлова «Зима к концу, март снова на пороге». Но здесь настроение радостное, потому что снова начнётся волнение, суета, жизнь проснётся, чувства оживут. Лирический герой войдёт в новое пространство как реальное, так и душевное:
Поверь, мой друг, приметам этим верным,
Встречай весну и больше не ворчи.
Глубокий философский смысл скрыт в стихотворении И.С.Тургенева «Порог». Начиная с 1877 года, Тургенев стал создавать «Стихотворения в прозе», которым суждено было остаться в русской литературе непревзойденным образцом этого трудного и своеобразного жанра.
Дав им общее заглавие «Senilia» («Старческое»), он говорил, что пишет их не для печати, всего их 51. Стихотворение «Порог» было написано в 1883 году. За основу сюжета была взята история из жизни. Тургенева впечатлила Вера Засулич, участница революционного движения, которая в знак протеста трижды выстрелила в градоначальника Трепова и смогла серьезно его ранить. Женщина была возмущена приказом градоначальника высечь революционера-народника. Засулич пришла к Трепову на прием и при свидетелях выстрелила в него. На суде женщину оправдали, а само дело получило широкую огласку. Тургенев, как и другие писатели, обсуждал значение революции в жизни русского народа, ее правильность и необходимость.
«В передней стене узкая дверь раскрыта настежь, за дверью -
угрюмая мгла». Дверь и порог – это символы «перехода, объединение и разделение, символическая встреча своего и чужого, возможность перехода из одного состояния в другое, вход в новую жизнь». Лирическая героиня стихотворения «Порог» стоит у черты, на границе, определяющей смысл её жизни. «Перед высоким порогом стоит девушка...». Переступив порог, сделав выбор, она станет другой, жизнь её изменится, а выбор этот очень трудный и ответственный. «О ты, что желаешь переступить этот порог,- знаешь ли ты, что тебя ожидает?» Лексический повтор слова «знаю» показывает готовность девушки идти к своей цели. Девушка перешагнула порог - и тяжёлая завеса упала за нею.
- Дура! - проскрежетал кто-то сзади.
- Святая!-принеслось откуда-то в ответ.
Выбор сделан, и поступок совершён, через порог героиня переступила, тяжёлая дверь закрылась за неё, значит, пути назад нет. Впереди или испытания, или слава. Но автор не оценивает поведение героини, он оставляет это право за читателем. Мы понимаем, что одна из главных мыслей этого произведения - сложность выбора, принятия решения. Порог – это символ сложности выбора и внутренней силы героини. Порог и дверь оформляют кольцевую композицию стихотворения. Этот символ служит завязкой: перед порогом стоит девушка, и кульминацией- она отвечает на вопросы, и развязкой- лирическая героиня переступила порог. Символ порога служит превращению чуждого пространства в своё.
Глава 4. Символ двери в произведениях русской литературы.
Н.А. Ловчинский в своей статье «Образ двери как реализация топоса порога в современной русской постмодернистской поэзии» пишет, что «дверь превращается из предмета объективной реальности в предмет ирреальности, или субъективной реальности. Образ двери, как и сам топос порога, позволяет совместить разные пространства, структурировать их, связать воедино. Топос порога, реализованный в образе двери, служит не только чертой или границей, он является своего рода порталом между пространствами, точкой их соприкосновения». Эти слова я понимаю так: порог и дверь – это начало новой жизни, может быть, жестокая стихия или светлая страна, поддержка для кого- то и надежда.
В связи с этим хочу остановиться на стихотворении Б.Ш. Окуджавы «Песенка об открытой двери». В нем показано два пространства: далёкий тяжёлый путь, «когда метель кричит, как зверь», и мир тёплого дома, огонь очага. Лирический герой призывает не запирать дверь, «пусть будет дверь открыта».
Дверь не забудьте распахнуть,
Открытой дверь оставьте.
Дверь – это ворота в мир милосердия, сострадания, помощи и доброты, потому что
Дверям закрытым - грош цена. Дверь и порог выполняют функцию объединения, слияния двух пространств, их взаимопроникновение наполняется светом , теплом и добротой, вытекающим из открытой двери.
Дверь может быть и символом отрицательным, как в рассказе А.П.Чехова «Совет», закончил его писатель в 1883 году , опубликовал в юмористическом журнале «Осколки» под подписью «Человек без селезёнки». Первое предложение рассказа очень важно. «Дверь самая обыкновенная, комнатная». Оно настраивает читателя на обнаружение глубокого смысла или отвлекает от действия. Дверь делит пространство на два непересекающихся между собой подпространства: «по ту сторону» находится «миллионщик», который берёт взятки, а «по сю сторону» - просители, которые не могут определить, сколько ему нужно денег дать. Чехов обличает взяточников. Даже самый богатый чиновник, "миллионщик", берет взятки, только взятки другого уровня. "С этими пaршивыми деньгaми и не суйтесь... Для него это нуль, ничтожество... гaз... Вы ему тысячу..." дает совет просителю Максим Иваныч. А сам "миллионщик" из-за двери уточняет " Две тысячи!". Дверь выступает как символ входа в пространство лжи и взяточничества и является символом двух непересекающихся пространств. Всё- таки автор надеется, что за дверью существует мир честности и порядочности.
В творчестве современного писателя В.П.Астафьева в книге «Затеси» есть небольшой рассказ «Временное жилище». В нём речь идёт о двери: «Не где-нибудь, а в новом сибирском городке увидел я прошибленную кулаком или железякой дверь, слепленную из какого-то заменителя, похожего на картон». Рассказчик рассуждает о том, что прошло много веков, а люди так и не научилось строить себе крепкое жилище с надежными стенами, способными выстоять перед любой бурей. «Вдруг остро резанула мысль: «Да уж не временное ли это жилище?!» Не может человек так недобросовестно относиться к собственному дому. Ведь дом – это семья, род, преемственность, традиция. Их надо сохранять, беречь, передавать молодому поколению. Ценить свою историю, бережно относиться к традициям предков может научить новое поколение только личный пример старших. Бытовая неустроенность, отсутствие надежного дома приводят к тому, что человек перестаёт ощущать свою связь с предками, забывает традиции, его дом не согрет теплом очага, надёжная и добротная дверь не защищает его от страшного и жестокого мира. Поэтому в словах рассказчика звучит тревога за судьбу народа: «Мы изживаем второе тысячелетие. Перевалим ли?» Ненадёжная дверь – это признак неуверенности в завтрашнем дне, безответственность человека к своей судьбе. Таким образом символы порога и двери помогает понять художественную задачу произведения, а семантика порога и двери может бесконечно расширяться.
Результаты исследования текстов:
|
Порог |
||
|
Название произведения |
Композиционная роль |
Смыслообразующая функция |
|
Сказке про Василису Премудрую» |
кульминация |
Предвосхищение неожиданных событий |
|
«Колобок» |
Завязка повествования |
Порог – это выход в другой мир, полный тайн и открытий |
|
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» |
Развязка событий |
Порог понимается как возвращение к прошлому образу жизни, состоянию души, как наказание за жадность |
|
Н.Сладков «Осень на пороге» |
Завязка развязка |
Проверка готовности к трудностям |
|
Н.Самойлова «Зима к концу, март снова на пороге» |
завязка |
Принятие радостной стихии |
|
И.С.Тургенева «Порог». |
Завязка кульминация развязка |
символ сложности выбора и внутренней силы героини, переход между внутренним и внешним миром. |
|
Дверь |
||
|
«Сказка про Василису Премудрую» |
Сюжетообразующий элемент |
«выломали» слуги царя дверь – это проникновение в мир добра, света и тепла, где жила Василиса Премудрая. Двери в сказке символизируют душевные барьеры. |
|
«Сказка про Василису Премудрую» |
Сюжетообразующий элемент |
«Дверь скрипучая»- символ чуждого человеку мира, |
|
«Теремок» |
Сюжетообразующий элемент |
Открытая дверь - это гостеприимство, приглашение дружить, жить вместе, сотрудничать. |
|
«Волк и семеро козлят» |
Сюжетообразующий элемент |
закрытая дверь - это надёжно защищённое внутреннее пространство, а открытая - горе, беда, разруха. |
|
И.С. Тургенев «Порог» |
Сюжетообразующий элемент |
символическая встреча своего и чужого, превращение чужого в своё. |
|
Б.Ш. Окуджава «Песенка об открытой двери» |
Сюжетообразующий элемент |
Дверь – это ворота в мир милосердия, сострадания, помощи и доброты. Символ объединения. |
|
А.П.Чехов «Совет» |
Сюжетообразующий элемент |
Дверь выступает как символ входа в пространство лжи и взяточничества, делит героев на бедных и богатых. Создаёт два непересекающихся пространства. |
|
В.П.Астафьев «Временное жилище» |
Сюжетообразующий элемент |
Дверь- символ разрыва связи с предками, забвение традиции, |
Заключение.
Обобщая всё сказанное, можно сделать вывод, что смыслообразующая и композиционная роль пространственных символов порога и дверей в художественном произведении очень важна. Символ порога и двери уже в устном народном творчестве выполняют функцию границы между пространством «дома» и пространством «простора» и наполняют произведение тем смыслом, который выбирает автор.
Образ двери, как и сам топос порога, позволяет писателям конструировать пространство. Совмещать его части, разъединять, структурировать их, связать воедино. Топос порога, реализованный в образе двери - это не только граница, точка разъединения, но точка их соприкосновения, может быть, слияния, перехода одного в другое или сигнал , предупреждающий об опасности. Семантика порога и двери может бесконечно расширяться в зависимости от того, какую задачу ставит перед собой автор, каким смыслом наполняет эти символы.






