Значимость физического воспитания в жизни дошкольника
Значимость физического воспитания в жизни дошкольника
Автор: Андрианов Максим Иванович
МКОУ «Татаринская СОШ», Воронежская область
Аннотация: Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение в жизни человека. В этот период закладывается фундамент здоровья, начинают развиваться разнообразные способности, формируются нравственные качества, складываются черты характера. От того как воспитывается ребенок в эти годы, во многом зависит его будущее, эффективность школьного обучения, последующее формирование личности.
Ключевые слова: дошкольный возраст, физическое воспитание, развитие детей.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Каждый родитель старается сделать для своего ребенка всё, что в его силах. Мы записываем детей на разные секции и кружки с раннего детства, но зачастую забываем, насколько важна для малыша физическая нагрузка. Дошкольное детство-это период от рождения до семи лет. Именно в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие важнейших органов тела и их функций, закладываются основы для всестороннего развития физических и умственных способностей.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленный педагогический процесс, целью которого является формирование и развитие двигательных навыков ребёнка и его психофизических качеств.
Основные задачи физического воспитания:
- Оздоровление: закаливание, укрепление опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки.
- Развитие двигательных способностей.
- Формирование основных двигательных навыков и умений, развитие устойчивого интереса к занятиям физической культурой.
Воспитание морально-волевых качеств, содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию детей.
Для достижения поставленных целей и решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются различные средства и факторы: гигиенические, распорядок дня, правильное питание, сон, окружающая обстановка, естественные силы природы, физические упражнения.
Именно физическое воспитание с ранних лет жизни ребёнка будет влиять на состояние здоровья и приобретённый иммунитет. Кроме того, занятия физкультурой создают предпосылки для развития общей физической подготовленности и работоспособности в школьном возрасте, формируют черты характера детей и закладывают основы их личности. Дети, приобщенные к физической культуре и спорту с раннего возраста, к началу школьного возраста имеют ярко выраженное стремление к новым знаниям. Такие дети более самостоятельны и активны, легче преодолевают трудности, возникающие в учебном процессе, показывают более высокие результаты и в большинстве случае опережают своих сверстников.
К формам организации физического воспитания детей относятся:
· Физкультурные занятия.
· Физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры).
· Повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с детьми, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений, прогулки).
Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребёнка, находятся во взаимосвязи. Каждая из них имеет свои специальные задачи, определяющее её место в режиме дня дошкольного возраста.
Физическое воспитание должно начинаться с самого рождения ребенка. Главные средства для этого-природные силы, такие как вода, воздух и солнечный свет, а также общие гигиенические процедуры. Не следует забывать и о физических упражнениях. Физические упражнения, наряду свыше перечисленными средствами, являются «локомотивом» в формировании вегетативной и соматической нервной системы, развитии опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшении обмена веществ. Физическое воспитание имеет особое значение для развития всех психических процессов у детей, включая внимание, память, воображение, мышление, язык, волю и эмоции.
Основы для всего этого закладываются в первые семь лет жизни. Учитывая это, родители и педагоги образовательных учреждений должны совместно работать над тем, чтобы обеспечить детям дошкольного возраста полноценное физическое воспитание. Наш собственный опыт доказывает, что дети, которые занимаются физкультурой и спортом дома, в дошкольных учреждениях, лучше адаптируются к изменениям в окружающей среде. Они дисциплинированы, хорошо понимают инструкции по выполнению конкретных заданий и всегда готовы осваивать новые знания и навыки.
Как известно, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. С помощью игры и игровых ситуаций ребёнок лучше запоминает тот или иной материал, в нашем случае физическую культуру. Только так вы достигнете поставленных задач и цели.
Немало важен тот факт, что педагог и родитель должны быть за одно. Не должно быть расхождений. Например, в детском саду ребёнок регулярно занимается физической культурой, ему рассказывают о значимости закаливания, это практикуется в ДОУ, соблюдаются распорядок дня, правильное питание, сон. А дома всё по-другому: нарушен распорядок дня, спит только ночью, кушает вредные продукты, да и вообще не занимается физической нагрузкой, не гуляет на улице. Проблема современных детей-телефон, мультики. Так быть не должно! Родитель должен быть заинтересован в здоровье ребёнка. Если вы покажете свою заинтересованность, он сам будет хотеть этого. Малыш отражение взрослого, всё будет исходить только от вас. Поддержите интерес ребёнка.
Вы можете усадить ребенка на диван с планшетом, включить полезную информацию, а потом спокойно заниматься своими делами. Как нам часто говорили в детстве, это «надежно, выгодно и удобно». Однако год от года уровень текстового мышления детей снижается. Дети осваивают гаджеты к двум годам. Таким образом, раннее и чрезмерное увлечение детей современными гаджетами имеет негативные последствия. Пересильте себя, усталость, поиграйте в подвижные игры с ребенком. Уж поверьте, это не пройдёт зря. Высокая активность для маленького ребенка является одним из главных источников познания окружающего мира. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем благоприятнее условия будут для его психического развития. Физическое развитие в системе дошкольного возраста должно занимать одно из центральных мест.
Те же средства и методы должны применяться родителями при физическом воспитании дома. В любой деятельности родители являются для ребенка главным ориентиром. Взрослые должны создать для этого условия. Не нужно использовать современные развивающие программы или методы спортивной подготовки, тем более нацеливаться только на результат. Наоборот, нужно чаще заниматься с детьми физкультурой. Это может быть простое упражнение, но сделайте его веселым, выполняя различные задания, играя в подвижные игры, создавая благоприятный фон и прививая им любовь к физической активности. Покажите им на собственном опыте преимущества и важность физического воспитания.
Существует очень много подвижных игр, зрительных и пальчиковых гимнастик, дыхательных упражнений, которые должны соответствовать возрасту ребёнка.
Картотека подвижных игр составлена по книге Н. Э. Власенко «300 подвижных игр для дошкольников», в которой собраны: подвижные игры высокой интенсивности для детей раннего и дошкольного возраста, малой интенсивности, игры соревновательной направленности, игры-эстафеты для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Каждый родитель и воспитатель могут обратиться к этой литературе, чтобы развивать интерес у детей к физической культуре. Можно включить музыкальное сопровождение.
Л.И. Пензулаева «Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа» (книга). В данном пособии представлены методические рекомендации к проведению физкультурных занятий, организации игр различной интенсивности, игр с элементами спорта. В конце каждого месяца изложен материал на повторение и закрепление пройденного, который педагог может по своему усмотрению изменять или дополнять.
Примерные конспекты занятий построены по общепринятой структуре и включают обучение основным видам движений, комплексы упражнений общеразвивающего характера с различными предметами и подвижные игры. Все физкультурные занятия проводятся в игровой и занимательной форме.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста сегодня требует от воспитателей и педагогов глубоких знаний и творческого подхода. Ведь именно в этом возрасте происходит наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладываются основы для общего развития физических и психических способностей.
Организованные занятия физической культурой и свободные физические упражнения улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат и улучшают обмен веществ. Это повышает сопротивляемость ребенка к заболеваниям и заставляет работать защитные силы организма. Чем разнообразнее освоенные движения, тем больше возможностей для развития сенсорных, перцептивных и других психических процессов, и тем богаче развитие ребенка. Поэтому, если в этот период пропустить грамотное физическое воспитание, то в будущем будет очень сложно наверстать упущенное и устранить ошибки.
Таким образом, обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств является важным аспектом эффективности физического воспитания. Физическое воспитание является неотъемлемой частью воспитания характера детей. Рационально организованные занятия являются мощным средством укрепления здоровья детей дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Власенко Н.Э., Картотека подвижных игр: «300 подвижных игр для дошкольников».
2. Кричко И.В., Картотека «Гимнастика для глаз» (по тематическим неделям).
3. Полещук О.К., Картотека дыхательной гимнастики для старшего дошкольного возраста.
4. Пензулаева Л.И., Оздоровительная гимнастика: комплексы упражнений для детей 6-7 лет.
5. Пензулаева Л.И., Физическая культура в детском саду: Подготовительная к школе группа (6-7 лет).
6. Соловьева Д.В., Значение физического воспитания для детей дошкольного возраста. Российский государственный профессионально педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия.
7. Степаненко О.А., Картотека пальчиковых игр.