Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Обучение навыкам самообслуживания и социально-бытовым навыкам детей с интеллектуальными нарушениями

Дата публикации: 2022-06-21 12:22:37
Статью разместил(а):
Юдаева Алия Рафиковна

Обучение навыкам самообслуживания и социально-бытовым навыкам детей с интеллектуальными нарушениями развития

Автор: Юдаева Алия Рафиковна

МКОУ «С(К)ОШ», г. Ноябрьск

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что навыки самостоятельности, и навыки самопомощи являются одними из наиболее важных навыков, которым в первую очередь нужно обучать с интеллектуальными нарушениями развития. Ребенок, который умеет наименовать предметы, или складывать паззлы из 100 кусочков, или отвечать на вопросы, не сможет социализироваться, если при этом он не умеет пользоваться туалетом, следить за собственной гигиеной, и кушать с помощью столовых приборов.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, навыки самообслуживания, социальная адаптация, виды подсказок.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

То, что окружает каждого из нас, называется социум. Формированию социально-бытовых навыков и их развитию способствует умение обучающихся пользоваться инструментами взаимодействия с этим социумом. Социально-бытовые навыки – это знания и умения, непосредственно связанные с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. В своем общем смысле понятие «социально-бытовые навыки» предполагает умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок учебной деятельности.

Формирование навыков самообслуживания у обучающихся влияет на удовлетворение их жизненных потребностей, способствует развитию аккуратности, любви к труду, воспитывает культуру поведения и бережное отношение к окружающим предметам. Индивидуальные особенности обучающихся, напрямую влияют на скорость формирования данных навыков, скорость запоминания и влияние семьи, направленное на формирование необходимости соблюдения чистоты и порядка. Эффективность формирования навыков самообслуживания зависит от воспитания и уровня психофизического развития у обучающегося.

Значительно снижает зависимость ребенка от взрослого овладение им даже простейшими навыками самообслуживания и социально-бытового ориентирования, что укрепляет в свою очередь уверенность ребенка в себе и своих силах. Поэтому предметом особой заботы в семье является формирование у ребенка базовых (минимально необходимых) бытовых навыков. Очень часто родители особого ребенка хотят, чтобы он освоил академические навыки: читал, считал, писал, а ребенок не может выполнить простые действия держать ложку, кружку, застегнуть пуговице на рубашке. Это объясняется тем, что очень часто близкие такого ребенка не задумываются, на сколько умения, связанные с самообслуживанием важны для развития ребенка, его социальной адаптации в окружающем мире.

Нередко родители придерживаются следующей позиции: «Это долго», «Мне легче сделать самой, чем ждать» и тому подобное сильно тормозит процесс овладения ребенком навыков самообслуживания. Поэтому необходимо обучать ребенка навыкам самообслуживания и социально-бытовым навыкам в первую очередь, так как развитие жизненных компетенций такого ребенка выступает на первый план.

Трудности в социальной адаптации детей с особенностями развития в значительной степени определяются недостаточной сформированностью у них элементарных бытовых навыков. Умение заправить кровать, правильно и быстро одеться, почистить зубы, вымыть руки важны для ребенка. Они будут необходимы ему и дома, и в школе, и во взрослой жизни. И учиться всему этому важно своевременно, т. е. по возможности в том же возрасте, в каком аналогичные навыки осваивают нормотипичные дети с нормальным  

Одна из самых важных задач для ребенка — научиться обслуживать себя: одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться и умываться. Обычно мы осваиваем эти умения в числе первых, и затем нам уже никто не напоминает, как это делать. Мы пользуемся ими автоматически каждый день. Для ребенка преодолеть трудности и научиться, скажем, есть вилкой или застегивать пуговицы рубашки — достижение, способное резко поднять его самооценку.

При обучении навыкам самообслуживания важно выбрать материалы, с которыми обучающемуся будет легко работать. Если это одежда, то чаще всего приходится пользоваться вещами, которые ему немного велики. Если еда, то порции нужно давать поменьше.

Необходимо наблюдать за ребенком, увидеть, какие действия даются с трудом или не получаются. Нужно подобрать материал такой, чтобы облегчить ему задачу.  Например, отрабатывая умение надевать носки, практикуйтесь с мамиными или папиными спортивными носками; учите ребенка расстегивать пуговицы пальто, а не рубашки, поскольку они крупнее, и с ними легче справиться; для того чтобы отличать кран с холодной водой от крана с горячей, пусть они будут синим и красным, соответственно; чтобы ребенку легче было держать мыло, разрежьте один кусок пополам.

Ключ к успеху - это, во-первых, четкое понимание того, какие маленькие шаги нужно сделать, чтобы овладеть тем или иным навыком самообслуживания, и, во-вторых, медленное продвижение вперед. Соотнося свои требования с тем, что может сделать ребенок, вы естественным образом будете идти от успеха к успеху. Каждый следующий шаг требует, чтобы ребенок сделал чуть-чуть больше, чем прежде, но каждое новое достижение открывает перед ним более широкие возможности. Таким образом все навыки следует разде­лить на отдельные части для обучения. Это упростит ос­воение навыка и, соответственно, снизит ситуацию неуспеха у ученика. Кроме того, это обеспечит понимание им каж­дого отдельного этапа. При формировании навыков необходим систематический, последова­тельный подход к обучению, чтобы ученик полностью ос­воил и закрепил нужные навыки. Эффективных результа­тов не добиться, если обучать ребенка сложным навыкам сразу от начала и до конца (не разбивая их на части).

Например, мытье рук состоит из следующих реакций:

1. Открыть кран

2. Намочить руки

3. Взять мыло

4. Намылить руки

5. Смыть мыло водой

6. Закрыть кран.

7. Вытереть руки полотенцем.

Также, важно придерживаться концепции освоения навыка. Это означает, что ученик должен осваивать по одному этапу за один раз. Нельзя переходить к следующе­му этапу, пока не освоен предыдущий. Этап считается ос­военным, если ученик демонстрирует успешные результаты самостоятельно (т. е. без любых подсказок). В процессе обучения следует использовать как можно более «незаметные» подсказки. Обычная иерархия под­сказок выглядит следующим образом (от наименьшего к наибольшему вмешательству):

- жестовые подсказки;

- непрямые вербальные подсказки (например, «продолжай»);

- прямые вербальные подсказки (например, «возьми полотенце»);

- физические подсказки.

В конечном итоге подсказки нужно убрать, чтобы уче­ник выполнял задание самостоятельно.

Важно учитывать временные затра­ты на обучение, чтобы оно происходило в оп­тимальных условиях — когда ученик и учитель наиболее восприимчивы к процессу и действуют максимально эф­фективно. Важно проводить занятия в такое время, когда ученик не испытывает никаких проблем, заинтересован и мотивирован учиться.

Ещё одно важнейшее правило, без которого невозможно научить особого ребенка чему бы то ни было, в том числе и выполнению тех или иных действий по самообслуживанию, личной гигиене и ведению быта – это непрерывность учебного процесса. Ребенок должен всегда делать то, что он уже умеет, и получать минимальную помощь в том, чему ещё не научился в рамках конкретного навыка: например, если ребенок учится самостоятельно одеваться, не стоит делать это за него из-за спешки или нетерпения – это просто собьет его с толку и сформирует ожидание того, что его будут одевать всегда. В таком случае усилия взрослых по формированию данного умения натолкнутся на сопротивление или непонимание со стороны ребенка, а результаты обучения существенно отодвинутся во времени.

Настойчивость и терпение – вот главные качества хорошего педагога. В роли учителя может выступать каждый член семьи – достаточно лишь убедиться, что в своих занятиях с малышом все придерживаются сходных принципов и приемов, одинаково оценивают происходящее. Если все в семье действуют совместно, результаты приходят быстрее.

В процессе проведения занятий, направленных на развитие навыков самообслуживания и социально-бытового ориентирования, в качестве специфических средств коррекции могут быть использованы визуальные и физические подсказки. На визуальном расписании прикрепляются карточки с определенными видами деятельности (например, на занятии 1 это карточки «занятие», «игра», «отдых», «мытье рук», «вспомнить занятие»). Таким образом, ребенок всегда знает, какая деятельность будет следующая и не испытывает беспокойство Визуальное расписание снижает тревожность, делает распорядок дня и окружающую обстановку более конкретными и понятными

Обучение навыков самостоятельности требует многократных повторений. Даже если у ребенка нет мотивации для выполнения того или иного навыка, все равно, с помощью ежедневных тренировок и повторений, при правильном методе обучения и постепенном, но прогрессивном уменьшении подсказок, он сможет овладеть тем или иным навыком.

 

Список литературы:

1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб: Издательство «СОЮЗ», 2003г.

2. Брюс Л. Блейкер. Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. 

3. Веденина М.Ю., Окунева О.Н. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. Дефектология 2007. № 3

4. Лиф Р., Макэкен Д. Идет работа. Стратегии работы с поведением. Учебный план интенсивной поведенческой терапии при аутизме. /перевод с англ. Под общей редакцией Толкачева Л.Л. – Москва: ИП Толкачев, 2016г. 

 

. . . . .